<Письмо> Минтруда России от 11.04.2024 N 27-1/10/В-5961 <О дополнении к Приказу Минтруда России от 02.04.2024 N 164н>

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 апреля 2024 г. N 27-1/10/В-5961

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет для использования в работе приказ от 2 апреля 2024 г. N 164н "Об утверждении официальных разъяснений по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей".

В дополнение к официальным разъяснениям Минтруд России считает необходимым отметить.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" (далее - Указ N 63) многодетной семьей в Российской Федерации является семья, имеющая трех и более детей. Предоставление многодетной семье мер социальной поддержки осуществляется до достижения старшего из трех младших несовершеннолетних детей возраста 18 лет (23 лет в случае его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения).

Согласно пункту 7 Указа N 63 субъекты Российской Федерации вправе расширять категорию многодетной семьи с учетом национальных, культурных и демографических особенностей развития субъекта Российской Федерации.

При разработке и принятии нормативного правого акта субъекта Российской Федерации, определяющего категорию многодетной семьи с учетом вышеуказанных особенностей, рекомендуем учесть следующие подходы:

1) все члены многодетной семьи должны быть гражданами Российской Федерации;

2) круг лиц, включаемых в состав многодетной семьи, не должен быть сужен по сравнению с кругом лиц, действовавшим на момент принятия Указа N 63;

3) супруги должны находиться в зарегистрированном браке, а в случае если супруги разведены, то при присвоении статуса многодетной семьи необходимо опираться на решение суда об определении места жительства детей;

4) допускается наличие у одного из супругов регистрации по месту жительства (пребывания) в другом регионе при условии, что второй супруг и не менее 3 несовершеннолетних детей имеют регистрацию по месту жительства (пребывания) в регионе обращения за выдачей удостоверения многодетной семьи;

5) в случае ограничения родительских прав в отношении одного из троих несовершеннолетних детей, предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Указом N 63 в отношении несовершеннолетних детей в данной семье, признанной многодетной, не прекращается;

6) при подготовке региональных нормативных правовых актов, устанавливающих меры социальной поддержки многодетным семьям, предусматривать подробное описание условий и порядка предоставления (не ограничиваться исключительно наличием удостоверения многодетной семьи).

Помимо этого, рекомендуем не принимать решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки в следующем случае. Если старший ребенок (из троих несовершеннолетних детей) достиг 18 лет и закончил обучение в общеобразовательной организации, то до дня продолжения его обучения по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования в том же календарном году продолжается предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Указом N 63 в отношении несовершеннолетних детей в данной семье. В случае если в отношении такого старшего ребенка после начала учебного года не предоставлено документальное подтверждение его обучения, то предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Указом N 63 в отношении несовершеннолетних детей в данной семье прекращается.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Указа N 63 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано определить порядок и условия предоставления многодетным семьям мер социальной поддержки. Полагаем, что в порядке и условиях могут быть определены формы реализации предоставления мер социальной поддержки (натуральная или в виде денежной компенсации).

О.Ю.БАТАЛИНА