Выпуск от 15 июня 2018 года

(см. также выпуски за другие дни)

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Банк при осуществлении своей деятельности в силу Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности от 28.06.2017 N 590-П и Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери от 20.03.2006 N 283-П, утвержденных Банком России, производил в течение 2017 г. списание с баланса безнадежных долгов, возникших в рамках кредитных договоров с физлицами.

В рамках данного списания частичного или полного прекращения обязательств физлиц-заемщиков перед банком не происходило (обязанность по возврату суммы долга не снималась).

В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ (далее - Закон) дата фактического получения дохода устанавливается пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ только для случая списания безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к физическому лицу - должнику.

Возникает ли по итогам 2017 г. у физлица-должника (не являющегося взаимозависимым лицом по отношению к банку) доход, облагаемый НДФЛ, в виде сумм задолженности, признанных безнадежными долгами и списанными с баланса кредитной организации? В случае если доход возникает, какова дата фактического получения дохода?

Возникает ли по итогам 2017 г. у банка как налогового агента обязанность подачи в налоговый орган сведений о доходе не взаимозависимого с организацией физлица, полученном в виде списания безнадежного долга?

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

В случае прекращения обязательства физического лица - должника перед организацией-кредитором по образовавшейся задолженности (без его исполнения) с должника снимается обязанность по возврату суммы долга, а кредитор не имеет права требовать возврата долга и осуществлять мероприятия по взысканию такой задолженности.

В этой связи в момент прекращения обязательства налогоплательщика перед организацией-кредитором у такого налогоплательщика возникает экономическая выгода в виде экономии на расходах по погашению долга и, соответственно, доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

При этом дата фактического получения дохода соответствует дате полного или частичного прекращения обязательства по любым основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (в частности, отступное, судебное решение, соглашение о прощении долга).

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 223 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях обложения налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено пунктами 2 - 5 статьи 223 Кодекса, дата фактического получения дохода определяется как день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику.

В этой связи специальный порядок определения даты фактического получения дохода при списании в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации применяется, только если налогоплательщик и соответствующая организация являются взаимозависимыми лицами.

Если списание в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, не являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику, не связано с полным или частичным прекращением обязательства налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, то указанная дата для такого налогоплательщика не является датой фактического получения дохода в целях обложения налогом на доходы физических лиц. Соответственно, в таком случае обязанности, предусмотренной пунктом 5 статьи 226 Кодекса, у налогового агента не возникает.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.05.2018 N 03-04-06/30308

Вернуться к списку вопросов

Выпуски за другие дни

Подписаться на данный обзор