Как узнать свою профессиональную ценность
3 важных составляющих востребованности
Бывают периоды в жизни, когда ощущаешь себя будто на развилке дорог: пойдешь прямо – станешь профи, направо – получишь коня и шикарный дом, налево – потеряешь все, но обретешь себя.
Что же выбрать, по какой дороге пойти?
И самое главное, как понять, насколько ценен и востребован ваш профессиональный опыт, благодаря которому вы сумеете самореализоваться и получить достойный доход.
Ответить на эти вопросы помогут 3 важные составляющие.
1. Багаж вашего профессионального опыта
Чаще всего мы обесцениваем свой накопленный опыт, как только выбираем другого работодателя или решаемся идти неизведанным путем. Кажется, что нужно начинать с нуля, но на самом деле это не так.
Наш багаж можно поделить на 2 части: сгораемый и несгораемый.
К сгораемому опыту можно отнести специфическую отрасль, в которой вы ранее работали, знания и навыки на узкой должности, продукты, услуги, политика конкретной компании и т.п.
К несгораемому опыту относится гораздо больше знаний и навыков:
- отраслевые – знания сферы в целом: юриспруденция, экономика, финансы и т.п., т.е. вы уже оказались в этом поле, наработали опыт, имеете представление о сфере изнутри;
- универсальные – умение договариваться, выступать публично, писать юридические тексты, вести деловые переговоры и деловую переписку, управлять проектами, людьми;
- персональные – ваш конкретный, возможно, творческий подход к работе, к решению задач, ваш стиль коммуникации, умение быстро разрешать кризисные ситуации, попросту, ваша харизма.
2. Связь с реальностью
Итак, вы знаете, что накопили профессиональную ценность, знания, навыки, опыт. Теперь важно понять вторую составляющую – как их применить во внешнем мире.
Если опыт есть, а понимания, где его применять, нет, это станет мертвым грузом.
Если благодаря профессионализму вы научились решать проблемы и задачи, актуальные для других, – для вас не будет сложностью применить и свой опыт.
Найдите те проблемы, которые хотите решать вдолгую, тогда все получится!
3. Репутация
Репутация… какое громкое слово. Да, но оно не означает известность или популярность. Это скорее то, как вы себя зарекомендовали на своих прежних работах. К примеру, готовы ли коллеги по работе или клиенты порекомендовать вас своим друзьям или знакомым для решения конкретной задачи, готовы ли вам довериться и т.п.
Именно на этом строится репутация профессионала, когда к нему без рекламы и агрессивных пиар-технологий стекаются клиенты по рекомендациям, по сарафанному радио.
Таким образом, важно при выборе карьерного пути придерживаться этой простой формулы востребованности: профессиональная ценность + связь с реальностью + репутация.
На примере это может выглядеть так: вы молодой юрист в крупной корпорации, мечтаете уйти в свободное плаванье и работать на себя в качестве адвоката. Для этого вам нужны знания и навыки (пройти обучение, получить статус адвоката и т.п.), положительный опыт ведения клиентов на работе и сформированная репутация профессионала.
Именно такой путь способен дать вам уверенность в профессиональной ценности и обеспечить вашу востребованность!
По материалам книги Е. Резановой «Это норм»
Документ КонсультантПлюс по теме: "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.09.2025)
