Фейки и манипуляции в сети

2025-05-07

Учимся их выявлять

Каждый день на людей обрушивается шквал новостей, в том числе фальшивых. Не имея времени или навыка распознать фейки, люди сами становятся их разносчиками, пересылая фейки знакомым и обсуждая их в соцсетях.

Иногда авторы просто выкладывают непроверенную информацию, иногда это делается умышленно. Цели фейковых новостей могут быть разные: раскрутка интернет-ресурсов, манипулирование общественным мнением, провокации к деструктивному поведению и т.п.

Не зря в 2019 г. в Кодексе РФ об административных правонарушениях появились части 9 - 11 ст. 13.15, установившие ответственность за распространение фейков в СМИ и интернете.

Как определить, является ли новость фейком?

Достаточно знать 4 основных признака.

1. Стиль заголовка и подачи материала.

Если видите слишком эмоциональный, гиперболизированный заголовок, это уже должно насторожить.

Большинство таких новостей работают по определенному алгоритму. Прежде всего, они вызывают эмоциональный всплеск у человека, в основном негативные эмоции: гнев, страх, тревогу. Под их влиянием человек эмоционально включается в проблему, появляется желание обсудить новость, поделиться информацией, начать спор.

Если информация подается с сильной эмоциональной окраской, однобоко, при этом выводы навязываются читателю – это признак того, что перед вами недостоверная информация.

2. Нет официального источника информации

Обращайте внимание на то, где опубликована информация, претендующая на достоверность. Если информация размещена в официальных изданиях СМИ, на сайтах госорганов, или, к примеру, в системе КонсультантПлюс, ей можно доверять.

Если ссылок на источники нет – это уже признак недостоверности. Например, если в тексте рассказывается о каких-то событиях за рубежом, в нем должны быть ссылки на местные издания на языке оригинала. Иначе откуда авторы узнали о событии?

И, конечно, стоит эти ссылки проверять. Проверьте, пишут ли о событии официальные СМИ или только отдельные источники в соцсетях? Если источник неизвестен или подан в виде безымянного «эксперта» и т.п., то материал с большой вероятностью может оказаться недостоверным.

3. Отдельные факты вызывают сомнения

В любом тексте, видео или фото есть отдельные факты, которые можно перепроверить по другим источникам. Это могут быть имена, даты, научные сведения и т.д. Все это сейчас легко проверить с помощью поиска в интернете.

Если подтверждения факту из заметки не находится, или, наоборот, обнаружится, что это фейк (например, события никогда не было, старые фотографии выданы за актуальные и т.п.), то весь материал однозначно сомнителен.

4. Общий посыл и направленность материала

Иногда так подобраны факты и расставлены акценты, что это уводит читателя в сторону от объективной картины и влияет на его мнение.

Cui bono? – ищи, кому это выгодно, говорили древние римляне.

О многих сферах люди имеют лишь поверхностное представление и могут стать объектом манипуляции просто потому, что приняли на веру навязанную позицию, не зная других точек зрения. Если о них в заметке не упоминается или они сразу отметаются как незначащие – повод задуматься, не пытаются ли вами манипулировать.

Итак, если новость оставляет неприятные эмоции, а вопрос касается вашей безопасности, здоровья или денег – не спешите доверять такой информации и сначала проверьте, насколько она достоверна.

Если новость касается принятия нового закона, позиции суда или госоргана – ищите первоисточники в системе КонсультантПлюс. В ней более 339 млн документов: федеральное и региональное законодательство субъектов РФ, судебная практика, законопроекты и многое другое.

Будьте бдительны и не забывайте, что быстрое развитие нейросетей привело к появлению такого понятия, как дипфейк (англ. deepfake) — технологий, использующих нейросети и позволяющих создавать ложные изображения, видео и аудио на основе реальных записей.

Документы КонсультантПлюс по теме:

  • Капитонова Е.А. Визуальный фейк, созданный посредством нейросети: социально-правовые риски и проблемы квалификации // Закон. 2024. N 1. С. 39 - 48.
  • Совик Ю.И. Законодательное регулирование "фейк-ньюс" в России: в авангарде борьбы за информационную чистоту // Юрист. 2023. N 7. С. 63 - 67.