Дизайн-мышление: что, зачем, почему

Дизайн-мышление: что, зачем, почему

Знакомимся с эффективным инструментом работы

Дизайн-мышление – это метод создания продуктов и услуг, который основан на приоритете потребностей и запросов конкретного пользователя. Слово «дизайн» здесь употребляется в значении «разработка, проектирование» с акцентом на творческом, нестандартном подходе к решению проблемы пользователя, поиске альтернативного решения, которое станет инновацией.

Для чего юристам может понадобиться дизайн-мышление? Без него не обойтись при создании LegalTech-продуктов для профессионалов и «простых пользователей», а некоторые подходы можно применить и для решения личных задач развития или в социальных проектах.

Для дизайн-мышления характерны следующие особенности:

  • глубокое погружение в опыт пользователя;
  • фокусировка на индивидуальных сценариях поведения и действия;
  • экономичный и итерационный подход к разработке проектов.

Коротко перечислим основные этапы командной работы над проектом в парадигме дизайн-мышления. Например, мы хотим помочь юристам в подготовке документов для судебного разбирательства.

Эмпатия – это первый этап погружения в опыт пользователя, исследование его мотивации, сценариев решения задач, причин тех или иных действий. Нужно буквально поставить себя на место пользователя, а затем найти решение его проблемы.

На этом этапе проводятся интервью и наблюдения в реальной жизни в контексте решаемой задачи, собираются пользовательские истории, описывающие позитивный и негативный опыт взаимодействия с существующими продуктами. В сборе информации участвуют все сотрудники, вовлеченные в разработку продукта, — маркетологи, дизайнеры, эксперты, разработчики.

    Разрешите мне понаблюдать, как вы составляете исковое заявление?

    Почему вы закрыли этот сайт?

Фокусировка – этап объединения и систематизации собранной информации. Все члены команды знакомятся с результатами проведенных исследований. Собранную информацию обычно размещают на «доске вдохновения» в виде стикеров с цитатами из интервью, ключевыми идеями, фотографиями участников во время исследований, скриншотами аналогичных продуктов с полезными решениями. Описываются сценарии работы, сравнивается опыт разных пользователей и выделяются сходные паттерны поведения. Все это помогает обнаружить истинную суть проблемы пользователя или новую возможность для продукта. Такую ценную находку называют инсайтом. В конце этапа фокусировки команда формулирует вопросы «Как мы можем помочь основному пользователю сделать/понять/почувствовать то-то и то-то?». Сколько возникло инсайтов, - столько вопросов нужно сформулировать.

    Как мы можем помочь юристу определить подсудность дела?

    Как мы можем помочь юристу подобрать или составить документы, прилагаемые к исковому заявлению?

    Как мы можем помочь юристу проверить актуальность всех реквизитов?

Генерация идей – этап, на котором предлагаются решения выявленных проблем пользователя или идеи применения новых возможностей рынка. Команда проводит «мозговой штурм», используя знания и креативное мышление для получения максимально возможного количества идей и решений задачи. Идея – это не пожелание, а конкретное действие. Считается, что количество идей должно исчисляться несколькими десятками.

    Создать форму с полями, перечисленными в ст.131. ГПК РФ, и автоматически формировать исковое заявление.

    Составить несколько шаблонных заявлений и выделить в них текст, который нужно отредактировать в соответствии с ситуацией.

    Использовать искусственный интеллект для проверки составленного заявления на соответствие требованиям ст.131. ГПК РФ.

Выбор идеи – этап оценки идей членами команды и внешними экспертами. Идеи оцениваются на жизнеспособность по главным параметрам: полезность для пользователя, возможность реализации, финансовая выгода (или социальная значимость). Адепты дизайн-мышления считают, что показателем хорошей работы команды является «полная корзина для мусора», т.е. большое количество отвергнутых идей. Оставшиеся идеи следует оценить с точки зрения возможных сценариев эволюции продукта: как идея будет реализована на этапе «минимально жизнеспособного продукта» (MVP - Minimum Viable Product), что можно будет улучшить и добавить при развитии, как должно все выглядеть в итоге.

    Сначала это будет сайт с возможностью интерактивного формирования документов для суда. Затем добавим возможность автоматической проверки актуальности реквизитов. На финальном этапе добавим функцию отслеживания процессуальных сроков и добавления событий в рабочий календарь.

Прототипирование – это этап создания действующего макета основных пользовательских функций, который позволит сразу проверить идеи на жизнеспособность. Прототипы могут представлять из себя эскизы страниц, бумажные модели, лего-конструкции, интерактивные макеты в специализированных программах. Прототип должен быть простым и дешевым, чтобы как можно быстрее передать его пользователям для тестирования, и чтобы идею не жаль было отбросить, если она окажется нерабочей.

Тестирование позволяет получить обратную связь от пользователей и составить план исправлений и улучшений, которые будут внесены в прототип и вновь протестированы. Цикл прототипирования и тестирования повторяется до тех пор, пока не станет понятно, что идею можно передавать на реализацию.

Дизайн-мышление как подход к созданию нового продукта очень хорошо сочетается с Agile-методологией: первый направлен на выяснение потребностей клиента, а второй – на организацию процесса программной разработки, но оба метода работают итеративно.

Проектирование продукта в парадигме дизайн-мышления состоит из чередования дивергентных и конвергентных этапов. На этапе эмпатии необходимо посмотреть, как можно шире, исследовать опыт пользователей и получить максимум информации от них, а затем сфокусироваться и выявить основные проблемы. На этапе генерации идей снова требуется максимальная широта и свобода мышления, а на этапе выбора идеи – концентрация на рабочих вариантах и решительность в избавлении от неподходящих. Прототипирование – творческий этап, а тестирование требует точности и внимательности к деталям. Таким образом, для эффективного применения дизайн-мышления необходима команда, состоящая из людей, способных генерировать идеи и решать задачи нестандартно, творчески, используя самые разнообразные подходы, и людей, умеющих структурировать информацию, выделять главное, расставлять приоритеты и принимать решения. Чем шире кругозор, разнообразнее профессии, рабочие обязанности и опыт членов команды, тем больше шансов получить действительно инновационное решение.

Для разных проектов и разных команд этапы работы могут иметь свои особенности, но как в любом подходе, важнее всего практика. Попробуйте начать с чего-то простого: применить дизайн-мышление для организации Дня первокурсника или при выработке стратегии изучения иностранного языка. Полученный опыт обязательно пригодится вам в профессиональных рабочих проектах!

Документ КонсультантПлюс по теме: "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 26.04.2023 с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023)