Что делать при утрате паспорта?

Паспорт гражданина РФ (далее также - паспорт) является основным документом, удостоверяющим гражданство РФ и личность гражданина Российской Федерации на ее территории (ч.1 ст. 9 Закона от 28.04.2023 N 138-ФЗ).

Гражданин обязан бережно хранить свой паспорт и в случае его утраты или хищения на территории РФ незамедлительно заявить об этом в территориальный орган МВД России (в случае утраты или хищения паспорта за пределами РФ - заявить в дипломатическое представительство или консульское учреждение). Утрата (похищение) ранее выданного паспорта является основанием для выдачи нового паспорта (ч. 7 ст. 9 Закона N 138-ФЗ; п. 1, пп. 49 п. 11 Положения утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699; пп. "и" п. 22 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2023 N 2267; пп.; 85.4 п. 85 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 16.11.2020 N 773).

Законодательством предусмотрено, что порядок и сроки оформления и замены паспорта утверждаются Правительством РФ с учетом требований Закона N 138-ФЗ. Так, не допускается оформление гражданину РФ нового паспорта без признания утраченного или похищенного паспорта недействительным (ч. 5, п. 1 ч. 9 ст. 9 Закона N 138-ФЗ).

Для получения нового паспорта при его утрате (похищении) на территории РФ рекомендуем придерживаться в общем случае следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте документы

В целях предоставления государственной услуги по выдаче паспорта (далее также - услуга) потребуются следующие документы (пп. "з" п. 13 Положения; п. 17, пп. 27.3, 27.7 п. 27, п. п. 34, 104, 210 Административного регламента):

  1. заявление о выдаче паспорта;
  2. письменное заявление об утрате (хищении) ранее выданного паспорта, в котором указываются, в частности, дата, место и обстоятельства утраты паспорта.
  3. две личные фотографии.

    Справка. Требования к фотографиям

    Фотографии должны быть черно-белые или цветные размером 35 x 45 мм размером 35 x 45 мм с изображением лица строго анфас без головного убора. Граждане, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними без головных уборов, могут представить фотографии в головных уборах, не скрывающих овал лица. Для граждан, постоянно носящих очки, обязательно фотографирование в очках. При этом оправа очков не должна закрывать глаза. Фотографии граждан в форменной и в верхней одежде, а также в шарфах, закрывающих часть подбородка, не принимаются (п. 36 Административного регламента);

  4. документы воинского учета (при наличии факта постановки на воинский учет), необходимые для проставления отметок в паспорте;
  5. справка или медицинское заключение - для заявителей, не имеющих возможности по состоянию здоровья обратиться в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России лично. В данном случае понадобится также письменное заявление самого заявителя или его родственников о приеме документов и (или) выдаче паспорта на дому.

Отметим, что по вашему желанию в новый паспорт могут быть внесены некоторые отметки. В этом случае необходимо подать отдельное заявление о внесении таких отметок и, в зависимости от ситуации, следующие документы (п. 27.8 Административного регламента):

За выдачу паспорта взамен утраченного взимается госпошлина, квитанцию об уплате которой вы можете представить по собственной инициативе (ч. 6 ст. 9 Закона N 138-ФЗ; пп 39.4 п. 39, п. 47 Административного регламента).

Справка. Размер госпошлины

Размер госпошлины в общем случае за выдачу паспорта гражданина РФ взамен утраченного составляет 1 500 руб. Отдельные категории граждан освобождаются от уплаты госпошлины (в частности, лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации и обратившиеся за получением паспорта взамен утраченного вследствие этого) (пп. 18 п. 1 ст. 333.33, пп. 16 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

Шаг 2. Подайте необходимые документы в уполномоченное подразделение МВД России

Заявление и необходимые документы можно подать в МВД или любое подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России (по месту жительства, месту пребывания или месту обращения) лично (ч. 3 ст. 9 Закона N 138-ФЗ; п. 11 Положения; п. п. 18, 83, пп. 85.4 п. 85, Административного регламента).

Законодательством предусмотрено, что вне зависимости от способа обращения сведения о ходе предоставления услуги размещаются в личном кабинете получателя услуги на Едином портале госуслуг (ч. 3.1 ст. 21 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ; п. п. 1, 2, 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 N 277; п. 38 разд. I Приложения к Постановлению Правительства РФ N 277).

По вашему желанию вам может быть выдана справка о приеме документов на оформление паспорта. Также на период оформления нового паспорта выдается временное удостоверение личности гражданина РФ. Для оформления последнего потребуется еще одна фотография. (п. 34 Положения; пп. 36.11 п. 36, п.118 Административного регламента).

Для приема документов от заявителей, не имеющих возможности по состоянию здоровья обратиться в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России, возможен выход (выезд) сотрудника, ответственного за прием и регистрацию документов, по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) гражданина без взимания платы с заявителя (п. 104 Административного регламента).

Шаг 3. Получите паспорт

Готовый паспорт вы можете получить лично в подразделении по вопросам миграции территориального органа МВД России, в которое вы подавали заявление о выдаче паспорта (п. 31 Положения; п. 18, пп. 20.4 п.  20, п.84 Административного регламента).

Срок оформления паспорта не должен превышать пяти рабочих дней со дня приема территориальным органом МВД России заявления и необходимых документов (п. 30 Положения; п. п. 22, 23 Административного регламента).

Для подтверждения изложенных в паспорте сведений и идентификации вашей личности вам необходимо поставить личную подпись на второй странице бланка паспорта при его получении, за исключением случаев физической неспособности сделать это (п. 31 Положения).

Для вручения паспорта гражданам, не имеющим возможности по состоянию здоровья обратиться в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России, что подтверждается медицинским заключением, по его просьбе, оформленной в письменной форме, возможен выход (выезд) сотрудника, ответственного за выдачу паспорта, к месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) гражданина без взимания платы с заявителя (п. 31 Положения; п. 210 Административного регламента).

Обратите внимание! Небрежное хранение паспорта, повлекшее его утрату, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 руб. (ст. 19.16 КоАП РФ).

"Электронный журнал "Азбука права", актуально на 05.08.2024


Другие материалы журнала "Азбука права" ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы "Азбуки права" доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.