Выбираем профиль: уголовно-процессуальное право

Выбираем профиль: уголовно-процессуальное право

Онлайн-интервью с заведующим кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктором юридических наук, профессором Леонидом Витальевичем Головко

Сегодня успешность экономиста или юриста во многом определяется его правильным выбором профиля, от этого зависит и будущий рост, и развитие карьеры специалиста. Поэтому в тот период, когда нужно определиться и выбрать специализацию, студенты ощущают большой груз ответственности и испытывают трудности при выборе профессионального пути. Ведь им нужно выбрать профиль по душе, который был бы востребован на рынке труда.

На этот раз мы поговорили с заведующим кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктором юридических наук, профессором Леонидом Витальевичем Головко. Он рассказал об уголовно-процессуальном профиле, чем он интересен и какие перспективы открывает студентам.

КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, как в вашем вузе у студентов происходит выбор кафедры, которая, как мы понимаем, и определяет выбор их профиля или специализации? Сколько времени им дается на обдумывание и принятие решения? Оказывают ли кафедры помощь студентам при их выборе и в чем эта помощь заключается?

Леонид Витальевич Головко: Переход от классической для России системы специалитета (5 лет для юристов) к двухуровневой системе высшего образования по модели "бакалавр + магистр" (т.н. болонская система) заметно изменил подходы к выбору кафедры, специализации и т.п. До того на юридическом факультете МГУ выбор кафедры (специализации) происходил по окончании 3 курса, после чего студенты изучали не только обязательные для всех дисциплины, но и дисциплины специализации (кафедральные спецкурсы). Хотя на сам диплом это не влияло, он для всех выпускников содержал одну специальность - правоведение, а специализацию того или иного студента можно было определить лишь по вкладышу к диплому (по набору сданных спецкурсов). Поэтому выпускник кафедры уголовного процесса вполне мог затем работать в бизнесе, а выпускник, скажем, кафедры гражданского права - в прокуратуре или следствии. Я таких примеров знаю немало.

Сегодня старой специализации уже нет. Поэтому студенты бакалавриата на 2 курсе выбирают профиль подготовки, включающий набор соответствующих кафедр по одному из трех направлений: государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой. Скажем, наш профиль составляют три кафедры: уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора; уголовного права; криминалистики. В рамках профиля читаются обязательные для профиля дисциплины (параллельно с фундаментальными дисциплинами, обязательными для всех профилей), а также каждая кафедра предлагает определенные дисциплины по выбору (спецкурсы). Студент должен выбрать определенное число из них, прослушать и сдать, причем это могут быть дисциплины разных кафедр, то есть жесткой привязки к какой-то одной кафедре нет.

Кроме того, студенты пишут курсовые и дипломные работы, для чего выбирают научного руководителя с какой-то кафедры. Но здесь также нет четкой привязки. На 1 курсе можно писать курсовую по одной кафедре, на 2 - по другой и т. п., а диплом написать - по 3-й или 4-й. Правда, после распределения по профилям выбирать можно только кафедры твоего профиля. Поэтому иногда очень сложно сказать, по какой кафедре специализировался студент. Единственный внятный критерий - это кафедра, по которой он пишет дипломную работу. Хотя, конечно, есть студенты, которые с самого начала знают, чего они хотят, поэтому все свои курсовые и дипломы они пишут на одной кафедре, выбирают соответствующие спецкурсы и т. д.

Другое дело - магистратура. Здесь студент поступает на определенную программу, в рамках которой и учится. Часто это кафедральные программы, поэтому магистерская подготовка напоминает старую специализацию. Это не всегда просто для кафедр, так как надо, чтобы дисциплины по выбору (спецкурсы для бакалавриата) не совпадали с магистерскими спецкурсами (чтобы здесь не было дублирования), но мы справляемся. Кроме того, немало и межкафедральных магистерских программ. Тогда это похоже на межкафедральную специализацию.

Что касается помощи при выборе специализации, то к моменту выбора профиля и уж тем более написания дипломной работы студент, как правило, знает, что ему интересно, знаком с кафедрами и их дисциплинами, представляет себе преподавательский состав кафедр. Поэтому в большинстве своем студенты делают свой выбор самостоятельно. К тому же чаще всего они выбирают не столько кафедру, сколько научного руководителя, что особенно характерно при подготовке дипломной работы. Но когда нужна помощь, на кафедрах всегда готовы ее оказать. Да и методических материалов, помогающих студентам при выборе, немало. Они все находятся в их распоряжении (списки предлагаемых кафедрами спецкурсов и т. д.). Хороший студент ориентируется еще и на научные труды преподавателей, читает их, оценивает научный потенциал кафедры и работающих на ней людей.

КонсультантПлюс: Существует ли при выборе кафедры добровольность? Если большинство студентов выражают желание специализироваться на одной кафедре, предпринимает ли в этом случае какие-то шаги администрация?

Леонид Витальевич Головко: Конечно, выбор кафедры, допустим, при написании курсовой или дипломной работы всегда построен на принципе добровольности. Другое дело, что кафедра не принимает студента механически: он должен предложить тему исследования, с которой согласится потенциальный научный руководитель. Встречаются случаи, когда у студента это не получается. Добросовестные студенты пытаются понять, в чем проблема, консультируются с научным руководителем, находят вместе с ним нужный ракурс исследования и, в конце концов, получают его согласие. Не очень добросовестные пытаются найти кафедру, где полегче. Такие поиски, как правило, ни к чему не приводят и нередко заканчиваются отчислением: человек не понял смысл и характер высшего образования, построенного на сочетании обучения с самостоятельными исследованиями. Это также своего рода естественный отбор тех, кто способен учиться.

Определенную роль играет и нагрузка преподавателей. Если все студенты вдруг пойдут писать курсовые и дипломные к одному (допустим, очень известному) профессору, то ясно, что он всех не примет. Как правило, студенты это прекрасно понимают, поэтому здесь не возникает необходимости в административном ресурсе: все выстраивается в сугубо академическом стиле на уровне взаимного уважительного общения, к которому быстро привыкают студенты. Это, к слову, отличает хороший вуз от плохого.

Что касается выбора профиля, то здесь также действует принцип добровольности. Однако в сочетании с принципом сохранения баланса между профилями. Этот баланс заключается в том, что на гражданско-правовом направлении (6 кафедр) должно специализироваться примерно 50 % студентов, на государственно-правовом (6 кафедр) - 30 %, на уголовно-правовом (3 кафедры) - 20 %. В результате мы получаем равенство частно-правового и публично-правового векторов. Обычно эти цифры складываются естественным путем. Но если вдруг наметится перекос, то он будет скорректирован за счет справедливого конкурса на тот или иной профиль, где основным критерием выступает успеваемость.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, чем должны руководствоваться студенты при выборе профиля? На что они должны ориентироваться в первую очередь: на свой интерес к конкретной отрасли права, ее популярность или перспективность?

Леонид Витальевич Головко: Здесь сложно обобщать - у каждого свои резоны. Я бы посоветовал прежде всего обращать внимание на свой интерес к предмету. Выбирать для специализации, на мой взгляд, надо ту материю, которая тебе более всего интересна в процессе обучения. Здесь, видимо, должен действовать тот же подход, что и при выборе профессии в целом. Какие-то сверхрациональные соображения про перспективность, как правило, от лукавого. Конъюнктура постоянно меняется, да и кто в 18 или 20 лет способен ее предсказать хотя бы на десятилетие вперед, не говоря уже о более отдаленной перспективе? Это почти невозможно сделать ни с точки зрения собственного жизненного или профессионального пути, ни с точки зрения общей ситуации. Допустим, лет 25 тому назад, когда я учился на факультете, некоторые преподаватели пугали нас страшной перспективой "давить мух в нотариальной конторе", если будем плохо успевать. Лет через десять профессия нотариуса стала одной из самых престижных и востребованных. Кто тогда мог это предсказать? Так что при выборе специализации исходить надо из творческих, а не псевдорационалистических критериев.

КонсультантПлюс: Расскажите более подробно: что происходит после того, как студент выбирает вашу кафедру? Что предполагает этот выбор - углубленное изучение каких-то дисциплин, написание дипломной работы или выполнение еще каких-либо работ?

Леонид Витальевич Головко: Поскольку, как я уже сказал, после перехода на двухуровневую систему "бакалавр + магистр" само понятие специализации стало весьма размытым, то и на этот вопрос ответить однозначно сложно. В бакалавриате студент выбирает профиль, после чего может избрать в качестве дополнительных дисциплины какой-то одной кафедры и по ней же писать диплом, а может разделить свой выбор между разными кафедрами. В магистратуре все более очевидно: студент выбирает программу какой-то кафедры или ряда кафедр, а затем слушает спецкурсы, пишет магистерскую диссертацию и т. п.

В целом, каждая кафедра предлагает определенный набор специальных дисциплин в рамках бакалавриата, а также дает возможность заниматься исследовательской работой при написании курсовых и дипломных работ под научным руководством одного из своих преподавателей. Кроме того, каждая кафедра имеет свои магистерские программы (чисто кафедральные или совместные с другими кафедрами).

Наиболее способные студенты имеют также возможность идти дальше: участвовать в научных конференциях и тому подобных мероприятиях, писать статьи. Кафедры дают для этого возможности, хотя воспользоваться ими могут не все, только наиболее подготовленные и заинтересованные студенты. Кроме того, при каждой кафедре действуют так называемые НСК -научно-студенческие кружки (иногда они называются семинарами, дискуссионными клубами и т.п., что не меняет их сути). Это также одна из форм специализации, но факультативная, которая, к слову, позволяет студенту присмотреться к той или иной кафедре более пристально.

КонсультантПлюс: Что дает студенту данный выбор в будущем? Влияет ли выбор профиля на последующее трудоустройство? Означает ли данный выбор, что будущий специалист сможет работать только в этой сфере? Насколько сегодня в российских реалиях ценится специалист по уголовно-процессуальному праву, в сравнении со специалистами других отраслей права?

Леонид Витальевич Головко: Строго говоря, в юриспруденции формальное деление на специальности (уголовный процесс, гражданское право, трудовое право и т. д.) возникает только при защите кандидатских и докторских диссертаций, то есть существует лишь в научно-теоретическом смысле, отражая деление права на отрасли. Поэтому с точки зрения практической юриспруденции такой категории как специалист по уголовно-процессуальному праву нет и быть не может: каждый выпускник факультета получает диплом, где написано, что его специальностью является правоведение, а по квалификации он юрист. Это связано с тем, что в отличие, например, от медицины, где стоматолог никогда не будет лечить сердце, а кардиолог - зубы, в праве все иначе: прокуратура обязана в некоторых случаях заниматься гражданскими делами, а коммерческая компания сталкивается с уголовным процессом, когда в ее офисе, например, производится обыск или ее признали потерпевшей по уголовному делу. Я уже не говорю про судей и адвокатов…

Поэтому для выпускников, специализирующихся на какой-то кафедре, нет, конечно, никаких ограничений в плане дальнейшего трудоустройства. Здесь существует совсем другая причинно-следственная связь: не специализация предопределяет профессиональную траекторию, а задуманная студентом профессиональная траектория предопределяет специализацию. Иначе говоря, студенты, специализировавшиеся по нашей кафедре, оказываются на следствии или в прокуратуре чаще, чем студенты, специализировавшиеся, допустим, по кафедре коммерческого права, прежде всего потому, что, зная о своих планах, они выбрали нашу кафедру для того, чтобы углубить свои знания в области уголовного процесса. Но никакой жесткой связи между кафедральной специализацией и будущим местом работы нет и быть не может. Для права это совершенно нормально.

Что касается ценности полученных знаний в области уголовного процесса, то она никаких сомнений не вызывает хотя бы потому, что уголовно-процессуальная деятельность является одним из важнейших направлений деятельности государства во все времена и эпохи. Более того, переход к рыночной экономике ценность этих знаний не уменьшил, а только увеличил. Появились новые пласты уголовно-процессуальных проблем, например в сфере экономической деятельности или в рамках международного сотрудничества государств. Так что никаких сомнений в востребованности сильных специалистов в сфере уголовного процесса у меня нет.  

КонсультантПлюс: Чем, по вашему мнению, привлекательна для студентов специализация по уголовно-процессуальному праву? Где и кем они могут работать? Нет ли сегодня переизбытка или, наоборот, недостатка в данных специалистах?

Леонид Витальевич Головко: Студенты выбирают уголовно-процессуальную специализацию в трех случаях: либо когда им просто интересна соответствующая дисциплина, либо когда они хотят работать с определенным преподавателем (понравилось, как он ведет занятия, читает лекции и т. п.), либо когда точно знают, что их предполагаемое место работы будет связано с уголовным процессом.

Более всего специалисты по уголовному процессу востребованы, конечно, на следствии, в прокуратуре, адвокатуре, судах, то есть они работают следователями, прокурорами, адвокатами, судьями или работниками аппаратов судов (если сразу стать судьей не представляется возможным). Но не только. Таких специалистов нередко охотно берут к себе крупные юридические компании, в том числе международные, поскольку им все чаще приходится сталкиваться с уголовно-процессуальными проблемами при ведении сложных дел, в том числе в ЕСПЧ, международных судах, за рубежом. Нужны такие специалисты и при работе в госорганах, например в Госдуме или Минюсте, поскольку им приходится разрабатывать законопроекты и нормативно-правовые акты в сфере уголовного процесса. Сегодня даже юрисконсульты коммерческих компаний не могут оказаться в стороне от уголовно-процессуального права (вспомним нашумевший домашний арест В.П. Евтушенкова или обыски в офисе АФК "Система"). В общем, нет, наверное, такого направления юридической деятельности, где уголовный процесс оказался бы полностью ненужным, по крайней мере, если говорить не о клерке, а о правоведе высшей квалификации.

Переизбытка в специалистах по уголовному процессу как раз нет. Напротив, ощущается их дефицит. Это связано с тем, что в отличие от советского периода большинство студентов сегодня предпочитают специализироваться по цивилистическому направлению. Это, конечно, вполне объяснимая и понятная тенденция. Но она приводит к тому, что в нашей сфере возникает острая нехватка квалифицированных кадров, особенно на уровне серьезного анализа уголовно-процессуальных проблем.

КонсультантПлюс: Кто, по вашим наблюдениям, чаще всего выбирает специализацию по уголовно-процессуальному праву: парни или девушки? Сколько студентов сегодня учатся на вашей кафедре? Какое количество студентов вы ежегодно принимаете на обучение на своей кафедре?

Леонид Витальевич Головко: У нас какого-то перекоса по гендерному признаку нет, поэтому соотношение девушек и юношей соответствует общему их соотношению на факультете (а, может быть, и в обществе в целом), исчисляемому примерно из пропорции 60 % девушек - 40 % юношей (примерно, конечно).

Что касается числа студентов на нашей кафедре, то сегодня оно оптимально: в этом году дипломы по нашей кафедре защищают 22 студента 4 курса бакалавриата. Еще 20 человек заканчивают нашу специализацию в рамках последнего набора специалитета (5 курс). Эти цифры отражают тенденции последних лет.

По магистратуре пока сказать сложнее, так как интегрированная магистратура, то есть такая магистратура, куда будут поступать в том числе выпускники бакалавриата юридического факультета МГУ, откроется только летом 2015 г. Но мы надеемся набрать примерно два десятка бюджетных магистрантов, то есть будем ориентироваться на типичные для нас цифры специализации последних лет. К слову, наша кафедра оказалась в числе трех первых кафедр юрфака, которые смогли осуществить два года назад набор в магистратуру для внешних абитуриентов. Поэтому наша магистратура работает уже два года. Но там совершенно другие (очень небольшие) цифры бюджетных мест, хотя нам удается без проблем заполнить не только их, но и привлечь внешних магистрантов, успешно прошедших вступительные испытания, на договорной основе. 

КонсультантПлюс: Сколько на вашей кафедре числится аспирантов? Охотно ли студенты поступают в аспирантуру? Какие перспективы открываются на вашей кафедре аспирантам?

Леонид Витальевич Головко: Сейчас у нас на кафедре учатся 11 аспирантов. Это не считая докторантов, соискателей, а также тех аспирантов, которые закончили обучение этой осенью. Только за последние несколько месяцев 5 аспирантов кафедры успешно защитили кандидатские диссертации, еще двое дорабатывают их, формально завершив обучение в аспирантуре, но фактически продолжая свои исследования на кафедре.

В аспирантуру кафедры конкурс достаточно серьезный. Скажем, в 2014 г. он составлял 5 человек на 2 выделяемых нам бюджетных места. Его результаты подводились с помощью "фотофиниша", когда два кандидата набрали одинаковое количество баллов, в силу чего пришлось прибегнуть к дополнительным критериям. При этом среди поступавших были выпускники не только МГУ, но и других известных российских вузов. Учатся у нас и иностранные аспиранты.

Для аспиранта перспективы понятны - защитить кандидатскую диссертацию. Наиболее успешные остаются работать на кафедре. Но всех оставить работать на ней мы, конечно, не в состоянии. Кто-то продолжает научно-педагогическую деятельность в других вузах и научно-исследовательских учреждениях. Для кого-то ученая степень кандидата наук служит прекрасной стартовой площадкой для начала или продолжения профессиональной карьеры, причем не только в науке. Ситуации могут быть разными. Но при поступлении в аспирантуру в любом случае надо думать не о карьере, а о науке. В противном случае поступать в нее не стоит: если у человека нет стимулов и способностей к научной деятельности, все равно ничего не получится, по крайней мере, на нашей кафедре.

КонсультантПлюс: Есть ли у вас данные, сколько выпускников вашей кафедры работают по профилю? Возможно, кто-то из них сумел найти себя в каких-то других сферах, если да, то в каких? Можете назвать наиболее известных ваших выпускников, кем вы особенно гордитесь?

Леонид Витальевич Головко: Точных данных у меня нет. Да их и невозможно получить, поскольку непонятны критерии. Скажем, выпускник может трудоустроиться в прокуратуру (казалось бы, по профилю), но заниматься там исключительно гражданскими и арбитражными делами, а может попасть на работу в юридический отдел коммерческой компании (казалось бы, не по профилю), но столкнуться там с проблемами уголовного процесса. Более того, сегодня тебе поручили готовить проекты договоров, а через три месяца перебросили на написание уголовно-процессуальных жалоб, поскольку в помещениях компании произведен ряд следственных действий по уголовному делу. Все это отследить невозможно. Могу только сказать, что подавляющее большинство выпускников кафедры работает по той специальности, которая указана у них в дипломе (юриспруденция). Исключения если и встречаются, то крайне редко.

Многие известные сегодня в России люди, причем не только в юридических кругах, являются выпускниками нашей кафедры. Могу назвать известного политика и юриста, депутата Госдумы Андрея Макарова, заместителя министра культуры Григория Ивлиева, референта государственно-правового управления администрации Президента РФ Михаила Палеева, основного разработчика "Концепции судебной реформы в РФ", судью в отставке Сергея Пашина и многих других.

К слову, карьеры Андрея Михайловича Макарова и Григория Петровича Ивлиева являются прекрасной иллюстрацией тезиса о том, что выпускники кафедры могут использовать полученные знания на самых разных направлениях работы. Скажем, А. М. Макаров защитил когда-то на нашей кафедре кандидатскую диссертации, затем несколько лет занимался преподаванием и наукой в сфере уголовного процесса, потом долгое время практиковал в качестве адвоката по уголовным делам, после чего занялся политической деятельностью, стал депутатом Госдумы, а сегодня возглавляет в нижней палате парламента комитет по бюджету и налогам. Г. П. Ивлиев также специализировался у нас, защитил на нашей кафедре кандидатскую диссертацию, много лет преподавал уголовный процесс в одном из ведущих вузов России, затем стал руководителем правового управления Госдумы, после чего - депутатом, возглавил комитет Госдумы по культуре. Сегодня он - статс-секретарь, заместитель министра культуры. Фундаментальное юридическое образование, полученное А. М. Макаровым и Г. П. Ивлиевым на юридическом факультете МГУ и нашей кафедре, позволяет им успешно решать самые разные задачи, выходящие за пределы их изначальной специализации.  

КонсультантПлюс: Как вы думаете, какие черты характера должны быть у специалиста, выбравшего специализацию юриста по уголовно-процессуальному праву? Кому противопоказано быть юристом?

Леонид Витальевич Головко: Специалисту по уголовно-процессуальному праву необходимы, во-первых, системное мышление, так как уголовный процесс может мыслиться лишь системно (как единый механизм, где работа всех деталей или элементов системы взаимосвязана), а во-вторых, определенные нравственные качества, такие как чувство справедливости, умение ощущать социальную боль, неподкупность… Неслучайно у нас на кафедре читается спецкурс "Нравственные начала уголовного процесса".

С другой стороны, на мой взгляд, такими качествами должен обладать любой юрист, независимо от специализации. Скажем, если человек не обладает системным мышлением, не чувствует логику правовых конструкций, то на юридическом факультете ему делать нечего. То же касается нравственных качеств. Поэтому не думаю, что каждая кафедра предполагает какие-то особые черты характера. Скорее речь идет о качествах юриста в целом.

КонсультантПлюс: Как вы относитесь к современным информационным технологиям? Как вы думаете, нужно ли юристу уголовно-процессуального права знать справочно-правовые системы? Почему?

Леонид Витальевич Головко: Право в целом и уголовный процесс в частности, разумеется, не могут и не должны оставаться в стороне от современных тенденций, связанных с бурным развитием информационных технологий. Это в полной мере касается и справочно-правовых систем. Мне трудно сегодня представить себе студента, аспиранта, преподавателя или практика, который бы ими не пользовался. Это связано, прежде всего, с тем, что справочно-правовые системы взяли на себя роль своеобразного современного кодификатора, заменив прежние своды или собрания законов. Поэтому сегодняшний юрист обойтись без них никак не может, независимо от того, специализируется он по уголовному процессу или, допустим, гражданскому праву.

КонсультантПлюс: Что бы вы посоветовали вашим студентам и студентам других вузов, остановившим свой выбор на специализации в области уголовно-процессуального права? К чему им стоит готовиться, какие качества характера развивать, на кого ориентироваться в профессии, на какие дисциплины обратить особое внимание, чтобы в будущем стать успешным юристом?

Леонид Витальевич Головко: Надо отдавать себе отчет, что они выбрали интересную, но очень сложную специализацию, поскольку уголовный процесс - это одна из несущих конструкций любой правовой системы. Поэтому надо готовиться к трудной и кропотливой работе по освоению бесчисленных процессуальных концепций и конструкций, многие из которых уходят корнями в глубь веков. Кроме того, в уголовно-процессуальном праве очень сильна сравнительно-правовая составляющая. Чтобы стать хорошим специалистом, придется прочитать очень многое - далеко не только УПК. На это и надо настраиваться.

Ориентироваться же есть на кого. В 2014 г. мы отмечали в России 150-летие судебной реформы 1864 г. Люди, которые ее разрабатывали и воплощали в жизнь, - прекрасный образец для подражания с точки зрения как профессиональных, так и нравственных качеств. Россия сегодня остро нуждается в специалистах подобного уровня.

 

Выбор юридического профиля