"Интернатура" для будущего юриста, или Как научиться применять полученные знания на практике

"Интернатура" для будущего юриста, или Как научиться применять полученные знания на практике

Онлайн-интервью с Васильевым Олегом Леонидовичем, заведующим студенческими консультациями Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, и Самсоновой Марией Витимовной, руководителем Центра студенческой юридической помощи Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина

Что такое студенческая юридическая клиника? Какую ответственность несут юридические клиники за качество данных консультаций гражданам? Должны ли все студенты юридических вузов проходить обучение в юридических клиниках? Своим мнением на тему ""Интернатура" для будущего юриста, или Как научиться применять полученные знания на практике" с нами поделились руководители студенческих юридических клиник ведущих московских вузов: Васильев Олег Леонидович, заведующий студенческими консультациями юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и Самсонова Мария Витимовна, руководитель Центра студенческой юридической помощи Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

КонсультантПлюс: В последнее время в юридическом образовании широко используются интерактивные формы и методы обучения (дебаты, судебные диалоги, деловые игры). Их основу, несомненно, составляет юридическая практика, благодаря которой ребята уже со студенческой скамьи знакомятся с действующим законодательством и условиями правовой действительности. Среди подобных методов обучения все чаще упоминают клиническую форму обучения. Разъясните, пожалуйста, что же такое юридическая клиника? Какое место она занимает среди иных интерактивных форм обучения студентов юридических вузов?

Самсонова Мария Витимовна (МГЮА): Термин "юридическая клиника" употребляется в нескольких значениях. Во-первых, сейчас под юридической клиникой чаще всего понимается структурное подразделение вуза или самостоятельная организация, где силами студентов оказывается бесплатная юридическая помощь гражданам, которые сами не могут оплатить услуги квалифицированного юриста.

Во-вторых, юридическая клиника - это одна из форм практического обучения студентов, обеспечивающая формирование необходимых профессиональных навыков и качеств для работы юриста.

В-третьих, в свете новых подходов в юридическом образовании, ориентирующих учебные заведения на усиление практической подготовки студентов, юридическая клиника может рассматриваться как неотъемлемая часть образовательного процесса, в рамках которой студенты проходят все виды практик, обучаются и отрабатывают профессиональные навыки, участвуют в решении реальных жизненных ситуаций.

И, в-четвертых, вступивший в силу с 15 января этого года Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в РФ" рассматривает юридические клиники как элемент негосударственной системы бесплатной юридической помощи.   

Васильев Олег Леонидович (МГУ): Юридическая клиника - уникальное и, несомненно, замечательнейшее явление, поскольку имеет не только чисто образовательное значение, но и воспитательное. И если с образовательным моментом более-менее понятно - студент изучил определенные теоретические учебные курсы и пытается закрепить полученные знания на практике, при этом он не просто наблюдает, а непосредственно решает жизненную проблему конкретного гражданина, то воспитательное значение требует пояснения. Во-первых, студент должен чувствовать желание помочь человеку, а значит, он учится профессионально сопереживать. Во-вторых, студент должен тренировать терпение, ибо характеры у наших посетителей довольно разнообразны. В-третьих, студент должен уметь и желать доводить дело до конца, пока не исчерпаны все правовые возможности. В-четвертых, студент должен чувствовать ответственность за свои советы, чтобы не оказать посетителю вместо юридической помощи медвежью услугу. Можно было бы продолжить: и в-пятых, и в-шестых, но тогда интервью рискует превратиться в лекцию или в диссертацию. Поэтому: подобная форма обучения отличается от тех форм, которые перечислены в вопросе - здесь студенты не играют, а живут, посильно и старательно участвуя в судьбе обратившегося к нам за помощью человека. И это не громкие слова, а действительность.

Самсонова Мария Витимовна (МГЮА): Приоритетное направление, по моему мнению, - выработка у студентов практических навыков применения знаний, полученных в процессе образования. Данная форма обучения необходима для того, чтобы по окончании вуза у выпускника было как можно меньше проблем при трудоустройстве (т.к. современные работодатели предпочитают брать на работу тех, кто имеет определенный опыт). Кроме того, стажировка в юридической клинике помогает студентам стать более уверенными в себе специалистами и получить больше и теоретической, и практической информации в наиболее интересующей их отрасли права. Ошибки самих стажеров сводятся при этом к минимуму, поскольку они оказывают юридическую помощь под руководством профессионалов - практикующих юристов. В дальнейшем им будет гораздо проще самим осуществлять практическую деятельность, не боясь оступиться, причинив тем самым непоправимый вред своим доверителям.

Юридическая клиника, как было отмечено, - интерактивная форма обучения студентов. С моей точки зрения, итоговая, приоритетная и показательная. Работа в клинике - это лакмусовая бумажка, которая позволяет определить, готовы ли студенты к практической деятельности, способны ли они решать реальные конфликты и проблемы, обладают ли они профессиональными и человеческими качествами, необходимыми представителям тех профессий, которые ежедневно сталкиваются с живыми людьми и человеческим горем. Ни один из других видов обучения (даже деловые игры) не способен научить студента терпеливо слушать человека и, самое главное, слышать его; найти к нему индивидуальный подход, тактично направить в нужное русло, успокоить. Ни одна задача или деловая игра не даст студенту почувствовать т.н. "живую материю" (людей, материалы дел и проч.), не позволит в полной мере взять на себя ответственность за свою работу, ведь во время деловой игры студент всегда знает, что его поправит преподаватель, если он не прав. Работа в клинике - совсем иное, здесь РЯДОМ никого нет, стажер один на один со своим клиентом. Поэтому необходимо развивать работу юридических клиник и привлекать как можно больше студентов для работы в них.

КонсультантПлюс: Как подобная интерактивная форма обучения используется в вашем вузе? Все ли студенты должны пройти школу юридической клиники, или это факультатив?

Васильев Олег Леонидович (МГУ): Не секрет, что в разных вузах эта форма обучения организована по-разному, и, думается, это хорошо - главное, чтобы от этого доброго дела польза была (и не только студентам). Наш первый факультетский консультационный пункт (мы называем нашу форму обучения не клиникой, а студенческими консультациями: смешки и недвусмысленные намеки вызывал термин "клиника" не только у студентов, но и у посетителей) организовался в 2003 г. в стенах университетского храма святой мученицы Татианы при поддержке настоятеля храма протоиерея Максима Козлова и при благословении святейшего Патриарха Алексия II. И с тех пор мы практически не меняли своих принципов. Во-первых, добровольное участие студентов в работе консультации, а во-вторых, троечников по двум последним сессиям не берем, даже если они очень просятся - пусть сначала в отличники и хорошисты выбьются, т.е. сами себе помогут, а затем уж людям помогают. Получается, что наши консультации и не "обязаловка", и не факультатив (его в сетке дисциплин нет), - скорее, это поощрение за успехи в учебе.

Самсонова Мария Витимовна (МГЮА): Сегодняшняя клиника в академии - это Центр студенческой юридической помощи "Pro Bono". Он был образован осенью 2008 г. на основе соглашения, заключенного Московской государственной юридической академией с Московской коллегией адвокатов "Юракадемия: Кутафин и партнеры".

В настоящее время Центр является структурным подразделением академии, осуществляет свою деятельность на основании Положения и Правил оказания юридической помощи, руководствуясь также разработанным Кодексом этики.

И хотя в названии у нас нет слова "клиника", но по сути своей деятельности Центр отвечает традиционным характеристикам юридических клиник, которые существуют в мире, где студенты юридического вуза под руководством преподавателей или приглашенных практикующих юристов оказывают безвозмездную юридическую помощь тем людям, которые не могут оплатить услуги профессионального юриста. Тем самым достигаются две основные цели: мы обучаем студентов практическим навыкам работы и оказываем социальную помощь населению. Кроме того, мы занимаемся просветительской деятельностью: стажеры Центра участвуют в образовательных проектах: проводят занятия со школьниками по основам права, организуют дискуссии по значимым социальным проблемам, требующим правового решения.

В настоящее время участие студентов в работе юридической клиники является делом добровольным. Студенты старших курсов всех форм обучения могут принять участие в работе клиники в качестве стажеров. Одновременно они проходят обучение по программе "Практические навыки работы юриста". Данный учебный курс является факультативным. 

КонсультантПлюс: Как происходит отбор студентов для работы в юридической клинике? Какие требования предъявляются к кандидатам? Какие вопросы им приходится решать на начальном этапе работы в клинике и какие задачи они способны выполнить уже по завершении подобного обучения?

Васильев Олег Леонидович (МГУ): Отбор проходит весьма незатейливо - отличные и хорошие студенты, начиная со второго семестра третьего курса, могут обратиться к нашему администратору с просьбой допустить их к желаемой клинике, и администратор (конечно, проверив успеваемость) записывает их в стажеры. Стажер - это студент, который наблюдает за работой студента-консультанта, помогает ему, выполняя поручения, и готовится стать консультантом. А когда преподаватель, ведущий прием со студентами, посчитает, что стажер дорос до консультанта, рекомендует администратору перевести его в новый почетный статус.

Работать в клинике студенты могут, сколько их душа пожелает, - некоторые, кстати, уже стали преподавателями, ведущими прием в консультациях. Если набирается много консультантов и стажеров, то из них формируются группы, которым подыскиваем новый консультационный пункт. По последним данным, осенью в консультациях работало порядка 100 студентов.

Самсонова Мария Витимовна (МГЮА): Студенты академии могут начать работу в клинике с 3-го, 4-го или 5-го курса обучения. 90% стажеров клиники - это студенты 3-х и 4-х курсов. На данный момент стажировку в клинике проходят 140 студентов академии. Длительность стажировки зависит от самого студента, стажер имеет право прекратить свое участие в работе клиники по собственному желанию. Для многих студентов стажировка в клинике заканчивается с получением диплома о высшем образовании. Стажеры имеют право на зачет стажировки в качестве производственной практики при условии дачи консультации не менее 10 клиентам.

Специальных требований к студентам мы не предъявляем. Предлагаем, даже настоятельно рекомендуем всем студентам попробовать себя в практической работе. Это очень важно для ребят - иметь возможность проверить себя, правильно ли им выбрана специальность, не допустил ли он ошибки при выборе профессии. Именно самостоятельная работа в клинике дает молодым людям такую возможность.

Однако несмотря на то, что особых требований к желающим у нас нет, в клинику приходят не все студенты. Стажерами становятся наиболее сильные, хорошо успевающие ребята, способные организовать себя к самостоятельной работе. Слабые, плохо подготовленные не справляются с дополнительной нагрузкой в клинике, прекращают работу в ней. Таким образом, в клинике происходит естественный отбор, остаются только лучшие.

Студенты постепенно вовлекаются в работу клиники. Прежде чем приступить к консультированию граждан, зачисленные стажеры посещают вводные занятия, позволяющие приобрести профессиональные навыки.

На первом этапе новичкам поручается изучать уже подготовленные правовые заключения и готовить на их основе более краткие консультации в формате "вопрос-ответ" для публикации в различных СМИ и на сайте клиники. Вести прием граждан они начинают совместно с более опытными стажерами. После нескольких таких совместных консультаций и по завершении обучающего курса ребята переходят к самостоятельной работе.

В конце учебного года активно работающие стажеры самостоятельно ведут прием граждан, овладевают навыками работы с документами, анализа дела и выработки позиции по делу, составляют качественные процессуальные и иные необходимые документы. У них формируются навыки юридического письма, устных выступлений, отрабатывается умение в доступной и понятной для граждан форме объяснять положения законов и правовой теории. Ребята занимаются аналитической работой, готовят ежегодные обзоры дел, поступающих в клинику. Весьма интересной и полезной для стажеров является участие в работе по правовому просвещению школьников и подготовка информационных материалов для граждан.

КонсультантПлюс: Как проходит процесс консультирования? Несет ли клиника ответственность за качество консультаций?

Васильев Олег Леонидович (МГУ): Понятно, что каждый вуз в данном вопросе сам себе голова, но, безусловно, качество консультирования - дело наиважнейшее; "не навреди" - императив не только для студента, но и для преподавателя, да и для факультета. Мы предусмотрели, испытали и практикуем следующую схему консультирования: посетителей записывает по телефону администратор на удобное для них вечернее время. Консультационная группа из трех-четырех (в зависимости от консультационного пункта) консультантов и нескольких стажеров в присутствии преподавателя ведет прием посетителей; посетитель рассказывает консультанту о своей проблеме, в результате чего консультант должен перед преподавателем в присутствии посетителя сформулировать проблему; консультант в зависимости от сложности вопроса либо ищет ответ "здесь и сейчас", либо берет работу на дом (в любом из этих вариантов студент доводит подготовленный ответ до преподавателя и лишь после преподавательского разрешения консультирует посетителя, - опять же в присутствии преподавателя).

Самсонова Мария Витимовна (МГЮА): Работа стажеров  в нашей клинике организована следующим образом. В назначенное инспектором клиники время стажер проводит личный прием и выясняет суть проблемы обратившегося за помощью лица. Затем в течение двух недель готовит ответы на поставленные вопросы, согласовывает свою позицию с куратором и затем проводит вторую встречу с клиентом, передает подготовленное заключение и разъясняет его суть.

Мы всегда разъясняем гражданам, что помощь оказывают студенты. Ставить знак равенства, что это квалифицированная юридическая помощь, мы не можем. Это все-таки учеба. Мы подчеркиваем, что даем юридическую консультацию по той информации, которую нам предоставили. Мы не можем собирать дополнительную информацию, проверять достоверность предоставленного материала. Качество оказываемой помощи контролируют кураторы - преподаватели нашей академии, одновременно являющиеся и практикующими юристами.

Наши студенты ограничены в возможности консультировать сразу в момент обращения граждан, поскольку в таком случае кураторы лишаются возможности проконтролировать правильность ответов. Кроме того, прежде всего мы преследуем образовательные цели - научить студента самостоятельно применять полученные теоретические знания, самостоятельно разбираться в проблеме, прорабатывать вопрос. А на это требуется время.

Другая форма работы стажеров - это подготовка заключений на письменные обращения лиц, осужденных к лишению свободы. К нам приходят письма заключенных, в которых они присылают копии или описание своих дел с просьбой оказать помощь в составлении либо надзорных жалоб, либо обращений в Европейский суд по правам человека, либо с просьбой помочь изменить условия содержания.

КонсультантПлюс: Приходится ли вашим студентам кроме консультирования граждан выступать в судах, вести конкретные дела?

Васильев Олег Леонидович (МГУ): Очень часто наши консультанты готовят для посетителя процессуальные документы, различные жалобы и иные обращения, но в судебных процессах в качестве представителей посетителя не участвуют, по крайней мере, от имени консультаций. Участие же студентов в судебном разбирательстве (ну, если, конечно, не в качестве публики) считаем невозможным по нескольким причинам. Во-первых, режим работы судов совпадает с расписанием занятий. Во-вторых, судьи, как известно, люди занятые, и им возиться с нашими студентами не очень-то хочется. Поэтому не всегда сказанное в суде студентом сможет без негативных последствий для посетителей исправить преподаватель.

Самсонова Мария Витимовна (МГЮА): В процессе подготовки консультации стажеры готовят правовые заключения, справки по законодательству, составляют проекты процессуальных документов. Стажеры клиники не могут быть представителями своих клиентов в судах, иных государственных органах и организациях. Следует обратить внимание на то, что вступивший в силу Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в РФ" предусматривает, что деятельность юридических клиник может осуществляться только по двум направлениям: консультирование граждан по правовым вопросам и правовое просвещение.

К числу особенностей, отличающих нашу клинику от других, можно отнести возможность проведения экспертного исследования силами студентов старших курсов института судебных экспертиз академии.

КонсультантПлюс: С какими категориями посетителей чаще всего работают студенты в клинике? Какие вопросы граждан являются наиболее популярными?

Васильев Олег Леонидович (МГУ): Наши посетители - люди любого достатка и, соответственно, различных социальных слоев (т.е. есть и бездомные, а есть и предприниматели), поскольку считаем, что для целей обучения нет разницы, кому студенты будут помогать. Кроме того, у нас нет "запретных" отраслей права - консультируем по любым вопросам. Но чаще всего встречаются проблемы по гражданскому праву, в т.ч. наследственные, земельные, семейные.

Самсонова Мария Витимовна (МГЮА): Большинство вопросов касаются жилищного права. Граждан очень волнуют проблемы, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, улучшения жилищных условий. Многочисленны обращения по вопросам гражданского процессуального права, наследственного права и права социального обеспечения. Поступают также обращения по вопросам, связанным с применением земельного, семейного, административного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.

КонсультантПлюс: Каким образом оценивается работа студентов в клинике? Учитывается ли она в вузовских выпускных документах? Практикуется ли выдача студентам какого-либо документа, подтверждающего получение ими практического опыта работы по специальности (справки, характеристики, записи в трудовых книжках и т.д.)?

Васильев Олег Леонидович (МГУ): Здесь несколько форм: во-первых, всем студентам, без нареканий отработавшим в консультациях, вместе с дипломом вручается соответствующее официальное свидетельство; во-вторых, по желанию студента он может пройти обязательную летнюю практику в консультациях; в-третьих, особо потрудившихся консультантов награждаем премией из стипендиального фонда.

Самсонова Мария Витимовна (МГЮА): Прежде всего, работу стажера оценивает куратор, контролирующий качество подготовленной правовой консультации. Кроме того, оценку деловым качествам даю я как руководитель клиники, участвуя в совместных со студентами проектах. Инспектор клиники учитывает отношение стажеров к работе в целом, и по каждому делу в отдельности.  

По окончании стажировки студентам выдается сертификат, подтверждающий успешное завершение обучения и практическую работу в клинике. Стажерам выдается также характеристика, отражающая виды выполняемых работ, оценку профессиональных и деловых качеств. Наиболее активные стажеры награждаются. 

КонсультантПлюс: Как вы считаете, можно ли юридическую клинику рассматривать как "интернатуру" для студентов-юристов? Способна ли клиника решить проблему оторванности студента от реальной жизни и дать ему практические навыки, уверенность в профессии и в будущем - работу? Есть ли у вас сведения о том, как воспринимают работодатели подобный практический опыт выпускников? Как вы считаете, легче ли такому выпускнику получить работу и почему?

Самсонова Мария Витимовна (МГЮА): Для ответа на вопрос необходимо разобраться с терминами. Интернату́ра - это первичная последипломная специализация выпускников медицинских институтов по одной из врачебных профессий, проводимая после сдачи государственных экзаменов на базе лечебно-профилактических учреждений под наблюдением и руководством соответствующей кафедры вуза. Интернатура является составной частью обязательного полного медицинского образования.

Из приведенного определения и вытекает ответ на ваш вопрос. В том виде, в котором сегодня действуют юридические клиники, они не являются аналогом интернатуры в медицинском образовании. Деятельность юридической клиники сопровождает процесс обучения студента юридической специальности. Последипломное образование, предполагающее дальнейшую специализацию, у юристов осуществляется в магистратуре или аспирантуре. Продолжая обучение, магистранты и аспиранты могут также проходить практику на базе юридической клиники. 

Однако в широком смысле некоторое сходство между юридической клиникой и интернатурой для врачей усмотреть можно. Клиническое обучение может рассматриваться как "интернатура", которую студент проходит, еще не получив диплома о высшем образовании. Предоставление студентам возможности получения и совершенствования практических умений и навыков путем вовлечения студентов в разрешение реальных правовых проблем является одной из основных задач клиники. В ходе стажировки студент имеет возможность приобрести опыт работы с делами, связанными с различными отраслями права, и, таким образом, приобрести разнообразный практический опыт.

Васильев Олег Леонидович (МГУ): Если применять буквальную аналогию с интернатурой, то клиника не такая - она, в отличие от собственно интернатуры, появляется в жизни студента не после обучения, а во время. Но польза от клиники, думаю, не меньшая, чем от интернатуры. Ни для кого не секрет, что студенты-старшекурсники работают параллельно с учебой, приобретая к моменту получения диплома и практические навыки, и, увы, профессиональные деформации. Студенты же, поработавшие в консультациях, надеюсь, приобретают не только практическую уверенность в себе (они себя неоднократно испытывают на деле), но и нравственно-психологическую основу работы юристом. А потому нормальному работодателю такой выпускник должен понравиться больше обычного, что зачастую подтверждается в жизни, и информация о чем, к нашей радости, время от времени доходит до нас. К тому же если работодатель знает о наших консультациях, то он понимает, что перед ним не просто выпускник юридического факультета МГУ, а молодой специалист, отличник и хорошист, счастливо (в прямом эмоциональном смысле этого слова!) разобравшийся с десятком-другим сложнейших жизненных ситуаций.

КонсультантПлюс: На ваш взгляд, что может измениться в клиническом обучении после вступления в силу 15 января 2012 г. закона о бесплатной юридической помощи, который был разработан по поручению президента РФ Д. Медведева? Станет ли подобная форма обучения обязательной для всех юридических вузов?

Васильев Олег Леонидович (МГУ): Очень опасаюсь, что всех нас (я имею в виду студенческие консультации, клиники, бюро и прочие тому подобные ученические образования) будут подводить под какие-то стандарты. Но ведь если жизнь, желания, помощь, сострадание формализовать, посчитать, уравнять, попытаться сделать обязательными, дух романтизма, подвигов, максимализма испарится. Уж лучше пусть стандарты "ограняют" учебные дисциплины. Если мы не хотим "закатать под асфальт" жизнерадостные ростки, то и делать клиническое образование для всех юридических вузов, а значит и для всех студентов, обязательным, на мой взгляд, нельзя. Что же касается упомянутого в вопросе закона, можно было бы, мягко говоря, обойтись и без него, но это тема для отдельного разговора.

Самсонова Мария Витимовна (МГЮА): Я уже упоминала, что Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в РФ" рассматривает юридические клиники вузов в качестве элемента негосударственной системы бесплатной юридической помощи населению. К сожалению, закон не предусматривает финансовой поддержки юридических клиник, создаваемых вузами. Поэтому принципиальных изменений в деятельности учебных юридических клиник не ожидаем.  

Сейчас отсутствуют обязательные требования к образовательным учреждениям о создании в своей структуре юридических клиник. Согласно образовательному стандарту юридическая клиника, правовая консультация - это одно из возможных мест прохождения студентами практики. Соответственно, наличие юридической клиники в вузе не является обязательным условием государственной аккредитации. Однако участие вуза в деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи населению оценивается при проведении общественной аккредитации вуза Ассоциацией юристов России. 

В целом принятие закона о бесплатной юридической помощи поможет обеспечить доступ к правосудию всех социальных слоев граждан и поспособствует формированию и развитию системы бесплатной юридической помощи.

КонсультантПлюс: Основную часть аудитории нашего сайта составляют студенты юридических вузов, но, к сожалению, не в каждом вузе сейчас существуют юридические клиники. Что вы можете посоветовать таким студентам? Как им получить практические навыки, без которых тяжело состояться в профессии, и как им научиться применять полученные в вузе знания на практике? Можно ли студентам из других вузов получить работу в вашей клинике?

Васильев Олег Леонидович (МГУ): Студентов других вузов мы пока не принимали в свои консультации по простой причине - количество желающих студентов юридического факультета МГУ увы, превышает количество преподавателей, участвующих в работе консультаций. А будут студенческие вакансии - милости просим. Хочу посоветовать студентам, пока не обретшим возможность практического применения получаемых знаний, не шибко от этого скорбеть, потому что, во-первых, главная задача - все же освоить хорошенько теоретический системный материал (включающий, кстати, казусы, т.е. задачи, основанные на реальных судебных делах); во-вторых, попытаться к концу предпоследнего курса найти юридическую работу, но в режиме, не мешающем учебе; ну а в-третьих, необходимо "теребить" своих преподавателей на предмет создания клиники - а от них многое, на самом деле, зависит.

Самсонова Мария Витимовна (МГЮА): Практические навыки формируются в процессе работы. Если нет возможности стажироваться в юридической клинике, то единственный способ их приобрести - начать заниматься юридической практикой, желательно под руководством или рядом с опытным юристом. В период обучения студенту еще тяжело решить, чего же он хочет в перспективе, но это самое удачное время для стажировки в различных компаниях - таким способом повышаются шансы найти именно свой путь и выбрать направление, в котором будет развиваться карьера.

Ответ на второй вопрос сложнее, поскольку обучение в юридической клинике - это часть образовательной деятельности вуза, участие студентов из других учебных заведений в работе клиники, в принципе, возможно на основе заключаемых соглашений. 

Благодарим за интересное интервью. Спасибо!

 

Документы по теме интервью:

Студенческие вопросы