Учеба и работа: как совместить?

Учеба и работа: как совместить?

Интервью с работающими московскими студентами

Как правило, большинство студентов юридических и экономических специальностей начинают работать с третьего курса. Как им удается совмещать работу с учебой, какие они видят преимущества в этом опыте и с какими трудностями сталкиваются, мы узнали у работающих студентов МГУ им. М.В. Ломоносова, МГЮА, МГИМО, Финуниверситета при Правительстве РФ.

КонсультантПлюс: Расскажите о себе, почему вы решили совмещать учебу с работой и какая была в этом необходимость?

Дмитриева Екатерина (3 курс международно-правового факультета МГИМО, президент юридического кейс-клуба МГИМО, юрисконсульт): У нас в семье несколько поколений юристов, поэтому я долго не раздумывала при выборе профессии и продолжила династию. Когда мне исполнилось 16 лет, меня приняли на работу помощником в семейную компанию, где я выполняла мелкие поручения: сканировала документы, формировала и вела реестры договоров, отвечала за входящую и исходящую корреспонденцию, придумывала варианты логотипов, писала тексты для сайта. А в 2015 году я поступила на международно-правовой факультет МГИМО, где и учусь по сей день. Мне всегда было мало одних только теоретических знаний, и я стремилась развивать свои навыки. Для этих целей я и создала юридический кейс-клуб МГИМО, который сейчас помогает студентам нашего факультета научиться облекать знания в практическую форму.

Абидов Улугбек (4 курс МГЮА): Я решил совмещать работу с учебой, так как поступил на коммерцию в своем вузе и нужно было оплачивать обучение.

Буракшаев Егор (3 курс юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ): Еще в школьные годы всегда стремился помогать родителям по дому, по работе, поэтому постоянно чувствую свою ответственность перед ними. Сменив школьную парту на студенческую аудиторию, я стал еще более требовательным к себе. Взрослая студенческая жизнь со всеми ее реалиями заставляет становиться максимально независимым от родителей как в бытовом, так и финансовом плане. К тому же будущая профессия юриста немыслима без практического опыта. Все это мотивирует меня работать.

абу салехАбу Салех Роман (4 курс юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова): В настоящее время я учусь на 4 курсе юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и работаю помощником юриста в одной из крупнейших международных юридических фирм - DLA Piper. Я начал совмещать учебу и работу, будучи студентом 3 курса. Работа воспринималась мной как следующая ступень развития, своего рода вызов.

КонсультантПлюс: В какой сфере и где вы искали работу? Какую работу в итоге вам удалось получить, связана ли она с вашей специальностью?

Дмитриева Екатерина (МГИМО): К счастью, искать работу мне не приходилось. Я продолжаю работать в семейном бизнесе, сейчас я являюсь юрисконсультом компании.

Абидов Улугбек (МГЮА): Вначале я искал работу в сфере юриспруденции, но столкнулся с тем, что предлагают очень низкую заработную плату. В итоге я нашел работу в иной сфере (торговой) с зарплатой, устраивающей меня.

Буракшаев Егор (Финуниверситет при Правительстве РФ): Впервые о поиске работы я задумался еще в начале 2 курса. Интересно было абсолютно всё - начиная со сферы обслуживания, заканчивая профессиональной сферой юриспруденции. Однако ни один из найденных вариантов не подходил мне: либо неудобный график работы (полный рабочий день), либо невозможность трудоустроиться из-за отсутствия высшего образования. В университете я зарекомендовал себя с положительной стороны, и именно это помогло мне трудоустроиться: деканат моего родного юридического факультета предложил мне должность диспетчера факультета.

Абу Салех Роман (МГУ им. М.В. Ломоносова): Я не искал работу целенаправленно. Однако, когда появилась возможность попробовать пройти отбор в DLA Piper, я решил, что было бы глупо упускать свой шанс устроиться по специальности, да еще и в престижной компании. К тому же о работе в DLA Piper я мечтал со 2 курса, когда проходил образовательную программу по профессиональной этике, одним из организаторов которой как раз и выступала фирма.

КонсультантПлюс: Какие у вас обязанности? По какому графику и на каких условиях работаете? Все ли вас устраивает? Как к вам относится работодатель, какие требования к вам предъявляются? Помогает ли в вашей нынешней работе знание справочной правовой системы КонсультантПлюс?

Дмитриева Екатерина (МГИМО): В список моих обязанностей входят: договорная работа - я составляю проекты договоров, слежу за их исполнением; работа с внутренней документацией (например, проекты приказов, должностных инструкций); кадровая работа (ведение личных дел, составление штатного расписания и графиков отпусков). Кроме того, этим летом мне было поручено подать заявление на регистрацию товарного знака и контролировать всю процедуру до получения свидетельства. Поскольку работодатель понимает важность получения качественного высшего образования, ко мне не предъявляют жестких требований и не перегружают работой. Я работаю на удаленном доступе, у меня гибкий график, и это позволяет мне работать без ущерба для учебы.

Знание КонсультантПлюс мне, безусловно, помогает в работе, особенно когда требуется судебная практика или формы документов.

Абидов Улугбек (МГЮА): Обязанности: составление и проверка документов. График: свободный. Условия: очень хорошие, уровень заработка зависит от меня. Меня все устраивает. Работодатель относится отлично. Требования: своевременно и качественно выполнять поставленную задачу. Бывает, я сталкиваюсь с некоторыми проблемами, и система КонсультантПлюс меня здорово выручает.

Буракшаев Егор (Финуниверситет при Правительстве РФ): Я работаю на 0,5 ставки. В мои обязанности входит выдача индивидуальных экзаменационных и зачетных листов, ведение сводной таблицы итоговых результатов сессии в Excel, прием заявлений и объяснительных записок на имя декана или ректора от студентов факультета, ответы на телефонные звонки и выполнение других поручений декана и его заместителей. Характер моей работы и работодатель требуют от меня внимательности при составлении документов, усидчивости и сосредоточенности в течение рабочего дня. В своей работе мне необходимо пользоваться справочной правовой системой КонсультантПлюс при поиске нормативных правовых актов.

Абу Салех Роман (МГУ им. М.В. Ломоносова): Как бы это банально ни звучало, но, работая на позиции помощника юриста, я должен в прямом смысле помогать юристам. Однозначно ответить на вопрос о предъявляемых требованиях и обязанностях невозможно. Естественно, существует определенный базовый набор, предъявляемый любым работодателем, например, соблюдение корпоративной культуры, посещение обязательных учебных тренингов, пунктуальность.

Все, что находится за пределами этого минимума, зависит исключительно от юриста, с которым ты работаешь. Кто-то относится к помощнику юриста как к подрабатывающему студенту, то есть дает несложные задания и с пониманием относится к небольшим недочетам. Кто-то же смотрит на тебя как на без пяти минут юриста и предъявляет соответствующие требования. Не могу сказать, что какой-то из этих подходов правильнее: каждый юрист и помощник юриста выбирает сам, как и, соответственно, с кем ему работать.

У меня такой же график работы, как и у всех юристов DLA Piper , просто предусмотрена возможность посещать лекции и готовиться к сессиям.

Значимость для практикующего юриста СПС КонсультантПлюс и справочных правовых систем могу сравнить разве что с кислородом. В условиях постоянно меняющегося законодательства и срочности запросов клиентов справочные системы позволяют оперативно находить нужную информацию и оптимизировать временные затраты. Честно говоря, мне сложно представить, как юристы раньше обходились без таких систем, - я ими пользуюсь ежедневно.

КонсультантПлюс: Как вам удается совмещать работу с учебой? Возникают ли сложности из-за этого в вузе? Дают ли вам преподаватели какие-то преференции с учетом вашей загруженности на работе? Изменилось ли ваше отношение к учебе в связи с трудовой занятостью?

Дмитриева Екатерина (МГИМО): Загруженность на работе ощущается только в том, что заполняет мое свободное от учебы время. Кстати, благодаря работе я научилась ценить каждую свободную минуту и не тратить время впустую, если можно отдохнуть с пользой. Иногда именно учеба и становится моим отдыхом: например, я обожаю писать словари и переводить тексты с испанского - это можно считать моим хобби. А преподаватели догадываются иногда о том, что я имею опыт работы, - когда показываю на занятиях и экзаменах знание не одной только теории. Да и к теории я теперь отношусь более прагматически.

Абидов Улугбек (МГЮА): Мне довольно трудно было совмещать работу с учебой первое время, но затем стало легче. Появились недосып и усталость, но это не мешало мне учиться. Что касается преподавателей… я ни одному не сказал, что работаю. Думаю, это черта моего характера: не люблю какие-либо уступки из-за моего выбора. Отношение особо не изменилось, в приоритете все еще учеба.

Буракшаев Егор (Финуниверситет при Правительстве РФ): Совмещение учебы и работы далеко не простая задача. Необходимо балансировать между качественным выполнением трудовых обязанностей и получением необходимых для будущей жизни знаний. Сложности в университете из-за совмещения работы и учебы у меня не возникают, так как мне практически всегда удается правильно распределять свободное от работы время на учебу. Работа в деканате факультета учит меня навыкам тайм-менеджмента: необходимо каждый день успевать всё, и ничего нельзя упустить. Моя трудовая деятельность учит меня работе как с документами, так и с людьми: живое общение с преподавателями, административным персоналом, студентами - важная составляющая деятельности деканата.

Абу Салех Роман (МГУ им. М.В. Ломоносова): Совмещать работу и учебу, конечно, сложно, но вполне можно. Главное, уметь грамотно планировать свое время и соблюдать баланс. Начав работать, я еще раз убедился, что время - очень эластичная субстанция: с одной стороны, весь день работал, а с другой стороны, на пары съездил и в дороге много всего успел прочитать, что, пожалуй, не прочитал бы дома, находясь в спокойной обстановке.

Преподаватели по-разному относятся к тому, что я работаю. Некоторые считают, что совмещение учебы и работы - это погоня за двумя зайцами. В чем-то они, пожалуй, правы: за время, проведенное на работе, можно было бы успеть прочитать много того, к чему больше никогда не будет возможности притронуться. Но порой для студента старшего курса, уже усвоившего базовые знания и нацеленного на практическую деятельность, намного полезнее принять участие в паре крупных проектов.

Начав работать, я убедился, что второстепенных дисциплин нет: никогда не угадаешь, с каким вопросом придет клиент и к чему будет апеллировать в своих доводах представитель контрагента.

КонсультантПлюс: Какие видите преимущества в вашем опыте трудовой деятельности? Есть ли недостатки, с которыми приходится мириться? Какие видите для себя перспективы в компании, в которой работаете, планируете ли продолжать в ней развиваться?

Дмитриева Екатерина (МГИМО): Опыт трудовой деятельности с раннего возраста, несомненно, дает преимущество перед специалистами, которые поступают на работу после окончания вуза. В будущем я хочу стать частью одной из крупнейших консалтинговых компаний и чувствую, что именно наличие опыта поможет мне достичь желаемого. Во-первых, мне уже не придется разбираться, как работают системы учета документации, откуда берутся формы документов, как на практике проходят административные процедуры, судебные заседания и т.д. Во-вторых, у меня есть опыт правильной организации рабочего времени. В-третьих, я видела работу компании изнутри, знаю, какие возникают корпоративные вопросы, проблемы с персоналом и какими способами их можно разрешить.

Абидов Улугбек (МГЮА): Главное преимущество моей работы в том, что там всегда присутствует нагрузка. Из недостатков хотелось бы выделить время. Перспективы там хорошие, главное усердно работать и не останавливаться, очень хочу остаться в компании и расти вместе с ней!

Буракшаев Егор (Финуниверситет при Правительстве РФ): В своей работе я вижу одно из самых главных преимуществ - получение трудового и жизненного опыта без отрыва от учебы. К тому же собственная заработанная плата позволяет мне становиться все более самостоятельным во взрослой жизни. После окончания бакалавриата я предполагаю перейти на полную ставку и совмещать работу с учебой в магистратуре.

Абу Салех Роман (МГУ им. М.В. Ломоносова): Безусловное преимущество опыта трудовой деятельности - его наличие. Мы часто слышим жалобы, что без опыта никуда не берут. Я был убежден, что такой подход - предрассудки, недооценка потенциала молодого поколения. Действительно, с чем это таким я не могу сам справиться сейчас, потому что у меня нет опыта, но смогу потом, получив его? Оказалось, что со многим…

Профессиональный опыт полезен не только на работе, но и в учебе. В силу того, что гуманитарные науки, к которым относится юриспруденция, бывает, отстают от практики и, на мой взгляд, занимаются ее обобщением и анализом, опыт трудовой деятельности помогает мне видеть те проблемы изучаемых предметов и отдельных тем, которые я не увидел бы без него.

Продолжать развиваться в компании однозначно планирую. Конкретные же перспективы зависят от оценки моей работы работодателем.

КонсультантПлюс: Какие рекомендации можете дать студентам, которые пойдут по вашим стопам, тем, кто готов одновременно учиться и работать? Что им нужно знать, чтобы извлечь из этого трудового опыта максимум пользы?

Дмитриева Екатерина (МГИМО): Главный совет - не работайте в ущерб образованию. Конечно, бывают разные ситуации, например, когда приходится себя обеспечивать самостоятельно, но даже тогда оставляйте время на учебу.

Постарайтесь найти работу по направлению своей будущей деятельности и(или) учебы. Используйте их синергетический эффект. Работа поможет понять цель и настоящее содержание теоретических знаний, а изучение теории раскроет горизонты практической деятельности и карьеры.

Абидов Улугбек (МГЮА): Думаю, всем, кто столкнулся с такой ситуацией, нужно продолжать усердно работать и учиться. А тем, кому это предстоит, хочу сказать: дерзайте! Работая и учась, вы получите самое лучшее из двух мест, и такая занятость вас закалит. Я уже не говорю, что после окончания университета перед вами откроется много дверей, ведь у вас будет хороший опыт и огромный багаж знаний. Я ни на секунду не пожалел. Удачи!

Буракшаев Егор (Финуниверситет при Правительстве РФ): Студентам, желающим совмещать работу с обучением, в первую очередь, хочу пожелать терпения в поиске такого работодателя, который готов предоставить гибкий график. Во-вторых, рекомендую очень тщательно взвесить все плюсы и минусы будущей работы и, в-третьих, научиться правильно организовывать свое личное время, что впоследствии даст свои плоды в виде самоорганизованности и успеха в любой деятельности.

Абу Салех Роман (МГУ им. М.В. Ломоносова): Во-первых, ни в коем случае не начинать работать слишком рано. Перед началом работы нужно быть абсолютно уверенным, что основной багаж знаний уже получен. На мой взгляд, второй семестр третьего курса - это minimum minimorum.

Во-вторых, необходимо понять отношение работодателя к вашей учебе. Перед началом работы нужно подробно и честно обсудить с работодателем свое расписание, продолжительность сессии и необходимость участия в учебных и внеучебных мероприятиях. Лучше пусть вам сразу скажут "нет", чем потом вам придется уйти. Мне очень повезло с работодателем: в DLA Piper на приходящих студентов смотрят как на подрастающее поколение, которое в будущем составит костяк компании. Нам часто повторяют, что приоритетом для нас является учеба. Успехи в учебе вызывают интерес работодателя и поощряются.

В-третьих, нет более важной или менее важной работы. Любая работа должна выполняться одинаково хорошо. Я бы даже сказал, что техническая работа должна выполняться студентами более усердно. Для студента это базовые профессиональные навыки, которые он должен усвоить в начале своей карьеры, для старших коллег это наработки, от которых будут отталкиваться при дальнейшем консультировании клиентов.

В-четвертых, найдите своих людей в компании - тех, с кем вам удобно работать и кому удобно работать с вами. Взаимопонимание со старшими коллегами является основой профессионального развития и карьерного роста.

 

Студенческие вопросы