«Курсовая работа должна быть интересной»

«Курсовая работа должна быть интересной»

Студенты-юристы поделились опытом написания научных работ

Все, кто сейчас пишет курсовую работу, знают, что это нелегкий процесс, который требует много сил и времени. Как со всем справиться, найти свою тему, интересный материал и в итоге получить высокую оценку преподавателей, мы узнали у студентов-юристов Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Анна Федикович

КонсультантПлюс: Как вы нашли тему курсовой или дипломной работы? Как работали над темой?

Федикович Анна Дмитриевна, НИУ ВШЭ СПб, Санкт-Петербург: Тему сформировала из своих интересов. В Высшей школе экономики на юридическом факультете в Санкт-Петербурге мы пишем курсовые работы с первого курса, то есть ты уже с начала обучения учишься искать проблемы, которые тебе кажутся наиболее захватывающими. Конечно, нельзя не отметить помощь моей научной руководительницы, которая поддерживает разные идеи и помогает четко сформулировать научно-интересную тему. Работа над любой курсовой проходит по этапам: составление плана, подбор и изучение литературы. Далее ты начинаешь реализовывать свой научный и творческий замысел, то есть писать работу.

Пензин Матвей Игоревич, юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва: Тему курсовой работы мне предложил научный руководитель, исходя из моих интересов, которые я озвучил. Мы обсуждали несколько тем, но предложенная тема показалась мне наиболее интересной. С первого курса я начал изучать английское право, поэтому хотелось продолжить его изучение, связав при этом тему работы со спецификой кафедры, на которой я ее писал (в моем случае это было коммерческое право). В ходе работы я изучил множество источников, в особенности английские судебные дела, которые позволили мне лучше понять логику английского права.

Галкин Артур Владимирович, юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва: После первого курса я начал читать литературу по праву интеллектуальной собственности и выписывал проблемные вопросы, которые можно было бы исследовать. Обсудил со своим научным руководителем, какая тема актуальна и интересна для изучения. В результате пришел к выводу, что наиболее подходящей темой для исследования будет принцип исчерпания исключительных прав.

 

Матвей Пензин

КонсультантПлюс: Как вы организовали работу над своим учебным проектом?

Федикович Анна Дмитриевна, НИУ ВШЭ СПб, Санкт-Петербург: Тут должен быть индивидуальный подход. Я не люблю откладывать все на последний момент, поэтому обычно плавно и поступательно пишу свои работы. Главное, на момент написания изучить достаточное количество литературы, чтобы понимать то, о чем пишешь.

Пензин Матвей Игоревич, юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва: Начал я с подбора научной литературы. Изучив информацию, смог составить план и согласовать его с научным руководителем. Мне кажется, что для успешной работы необходим хорошо продуманный план, но это не значит, что в процессе работы план не может меняться. Думаю, может и должен, это абсолютно нормально, потому что подготовка курсовой - сложный процесс анализа информации, рассуждений над поставленными проблемами, в результате чего формируется собственное мнение относительно предмета работы и ее структуры.

Галкин Артур Владимирович, юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва: Не думаю, что использовал какие-то особые методы. Я придерживался стандартного плана написания курсовых работ. Можно выделить два этапа: на первом этапе я анализировал нормативный материал, научную литературу, практику и параллельно делал черновые записи, на втором этапе я уже приступил непосредственно к написанию самого текста курсовой работы с опорой на изученный материал.

 

Артур Галкин

КонсультантПлюс: Что вам мешало в процессе написания?

Федикович Анна Дмитриевна, НИУ ВШЭ СПб, Санкт-Петербург: Ужасная загруженность. Жизнь на нашем факультете тяжелая и ресурсозатратная. При этом для написания качественной работы нужно уделять ей много времени, из-за чего периодически страдает сон, отдых и другие базовые человеческие потребности.

Пензин Матвей Игоревич, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва: Думаю, что ничего не может помешать, когда есть интерес к выбранной теме. Разве только отсутствие времени. Поэтому всё свободное от учебных занятий время я старался направлять на работу с курсовой.

Галкин Артур Владимирович, МГУ им М.В. Ломоносова, Москва: Для меня самым сложным было анализировать иностранную литературу, которую пришлось долго переводить.

 

КонсультантПлюс: Расскажите, как прошла защита и как работа была оценена преподавателем.

Федикович Анна Дмитриевна, НИУ ВШЭ СПб, Санкт-Петербург: Моя работа была оценена на высший балл - 10 (в НИУ ВШЭ десятибалльная система).

Пензин Матвей Игоревич, МГУ им. М.В, Ломоносова, Москва: Защита прошла прекрасно, работа получила оценку отлично.

Галкин Артур Владимирович, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва: Защита прошла замечательно, я подготовил презентацию и выступил с кратким обзором тезисов курсовой. Научный руководитель похвалил меня за проделанную работу и оценил курсовую высшим баллом, отлично.

 

КонсультантПлюс: Как думаете, чем вам помог этот опыт и как он может пригодиться в жизни?

Федикович Анна Дмитриевна, НИУ ВШЭ СПб, Санкт-Петербург: Это неоценимый вклад в мою будущую научную деятельность. Помимо навыков анализа, сравнения, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения, я научилась правильно оформлять работу, писать аннотации и делать выводы, что немаловажно.

Пензин Матвей Игоревич, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва: Я узнал много нового, получил опыт исследовательской работы, понял, как должна выглядеть курсовая работа. Она не должна носить просто описательный характер, а должна, прежде всего, быть интересной для читателей и содержать авторские выводы, сделанные на основе последовательных рассуждений и анализа фактов. Думаю, что курсовая работа должна привносить в науку что-то новое, что формируется в ходе исследования.

Галкин Артур Владимирович, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва: Опыт написания курсовой работы помог мне развить навыки перевода с английского языка, поскольку я переводил много иностранной литературы, а также навыки размышления и анализа заданной проблемы. Этот опыт, безусловно, пригодится в дальнейшем – как в профессиональном аспекте, поскольку юристу необходимы навыки сложного и полноценного анализа, так и в научной деятельности.

Студенческие вопросы