В чем сила экономики?
Онлайн-интервью со студентами-экономистами московских вузов
Почему студенты выбирают экономический факультет, во что верят и какие знания, приобретенные в вузе, считают самыми важными – об этом и многом другом мы узнали у студентов-экономистов из МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО МИД России, Финуниверситета при Правительстве РФ и РЭУ им. Г.В. Плеханова.
КонсультантПлюс: Почему ваш выбор пал на экономику?
Мария Брусова
Мария Брусова (ВШГА МГУ им. М.В. Ломоносова, 4 курс): Мне было интересно понять, как устроен реальный мир – не в художественном, а в логическом смысле. Экономика – это не просто про рынки и бюджеты, это про то, почему принимаются именно такие решения, а не другие.
Как сказал основоположник макроэкономики Джон Мейнард Кейнс, «экономика – это наука мыслить в терминах моделей в сочетании с искусством выбирать модели, релевантные в современном мире». Мне всегда была интересна эта интерпретация – где она работает, а где ломается.
Алексей Моргунов (Финуниверситет при Правительстве РФ, факультет «Налоги, аудит и бизнес-анализ», 2 курс): Понимая экономику, я хочу изменить Россию к лучшему.
Валерия Хаит (МГИМО МИД России, МЭО-МИЭП, 3 курс): Уже в 10 классе я понимала не только, в каком институте хочу учиться, но и какие предметы и темы меня интересуют больше всего. Я отдала предпочтение экономике, ведь она является той областью, с которой многие из нас сталкиваются ежедневно как на бытовом уровне (открытие банковского вклада), так и на профессиональном (разработка бизнес-стратегии).
Мой личный интерес к науке, изучающей процессы работы рынков, ценообразования, взаимосвязи спроса и предложения, совпал с многообещающими карьерными перспективами и возможностью развития аналитических навыков.
Мария Махорина (РЭУ им. Г.В. Плеханова, факультет «Финансы и кредит», 3 курс): Изучать экономику было моей мечтой с 5 класса. Сама удивляюсь, как моя мечта стала четко поставленной целью. Интересно пересматривать свои детские записи, где я пыталась составить бизнес-план и вписывала фамилии своих друзей, как специалистов в определенных областях. Первой моей настоящей бизнес-идеей стали украшения ручной работы из разных фигурок. Помню, как долго откладывала подаренные родителями деньги на то, чтобы закупить все необходимые материалы.
Для меня было важно сделать все самой и понять, как это работает изнутри. Я записывала в свой ежедневник траты на закупку материалов, время на изготовление изделия и доходы. Мои родители восхищались моими задумками и той серьезности, с которой я этим занималась. Ведь никто из моей семьи никак не связан со сферой экономики. Так и зародилась идея глубже понимать механизмы финансовой деятельности.
КонсультантПлюс: Помогла ли учеба лучше понимать экономические процессы вокруг вас? Приведите примеры ситуаций, где ваши знания оказались полезными.
Алексей Моргунов
Мария Брусова (МГУ): Приобретенные знания дали мне возможность видеть взаимосвязи – не только между цифрами, но и между людьми, интересами, решениями. Например, когда в новостях говорят о дефиците бюджета, мне не нужно объяснять, почему это не абстрактная проблема, я уже вижу, как это отразится на закупках, на финансировании, на выборе приоритетов. Знания оказались полезны и в студенческой жизни: когда ты организуешь крупные мероприятия и управляешь командой, ты, по сути, управляешь ресурсами, рисками и ожиданиями. Это и есть экономика, только в компактной форме.
Алексей Моргунов (Финуниверситет при Правительстве РФ): Уже на 2 курсе я понимаю многие процессы, которые происходят в экономике. Самое простое – определение ценности вещи исходя из ее востребованности. Это было очень хорошо видно по авторынку после введения санкций. Понимая это, я смог купить неплохой автомобиль перед тем, как они подорожали в несколько раз.
Валерия Хаит (МГИМО МИД России): Учеба научила меня глубже вникать в экономические и политические процессы и лучше их понимать. Изучение основ экономики позволяет анализировать влияние экономических факторов на жизнь общества и принимать обоснованные экономические решения. Я считаю, что суть этого направления образования заключается в грамотном управлении личными финансами и инвестициями, умении планировать бюджет и не допускать ошибок при распределении ресурсов.
Очевидно, что экономическое мышление неразрывно связано с умением быстро реагировать на социально-экономические изменения в обществе и понимать, как работают деньги. Так, например, это понимание позволяет мне осознанно принимать инвестиционные решения. Финансовая грамотность помогает мне разумно распределять личный бюджет, планировать сбережения и избегать финансовых ошибок при выборе вклада или открытии счета в банке.
Мария Махорина (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Да, учеба помогла мне лучше понимать экономические процессы, знания из университета уже не раз пригодились. Из последних событий, когда началась инфляция, мои навыки помогли мне проанализировать причины и последствия этого явления, а в дальнейшим определить, как это отразится на потребительских ценах и моем бюджете. Мои знания помогают мне обсуждать с близкими экономические новости и их влияние на страну, и эти дискуссии стали приобретать совершенно другой смысл.
КонсультантПлюс: Изменились ли ваши представления о будущей карьере после начала обучения на экономическом факультете?
Валерия Хаит
Мария Брусова (МГУ): Раньше мне казалось, что буду работать в четко очерченной области, что-то вроде анализа или финансов. Сейчас понимаю, что моя траектория может включать и исследовательскую работу, и развитие образовательных проектов, и участие в реформировании государственных процессов. Не потому, что мне хочется всего и сразу, а потому, что я увидела, насколько экономика – универсальный инструмент. Как говорил Адам Смит, «Великий секрет образования состоит в том, чтобы направить тщеславие на правильные цели».
Алексей Моргунов (Финуниверситет при Правительстве РФ): Мои представления никак не изменились. Поступая в университет, я уже знал, что пойду на государственную службу. Сейчас же я немного скорректировал свой карьерный путь с учетом новых тенденций.
Валерия Хаит (МГИМО МИД России): Если честно, перед обучением на экономическом факультете у меня не было четкого представления о будущей профессии. Единственное, что я знала наверняка: многие сферы нашей жизни неразрывно связаны с экономикой.
Однако, будучи студенткой 3 курса, я уже точно знаю, что экономическое образование открывает двери во многие профессии: финансовый аналитик, бухгалтер, аудитор – и это далеко не весь список. Выпускники экономического направления имеют широкий выбор карьерных возможностей: от работы в государственных структурах до должности в транснациональных корпорациях.
Мария Махорина (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Да, мои представления о карьере изменились. Изначально я рассуждала более узко: о работе в банке или в другом финансовом секторе. После изучения различных дисциплин поняла, что можно интегрировать различные области. К примеру, сейчас меня привлекает направление экономики в маркетинге. Эта сфера сейчас активно развивается, меняет свои приоритеты за счет воздействия внешних факторов и благодаря этому становится актуальной.
КонсультантПлюс: Назовите самый полезный предмет, который изучали на экономическом факультете. Чем именно он оказался полезен?
Мария Махорина
Мария Брусова (МГУ): Теория отраслевых рынков. Для понимания этого предмета необходимо было наличие базы, которую заложили макро и микроэкономика, история экономических учений, бухгалтерский учет и другие предметы. Выбранный предмет полезен тем, что учит не просто считать, а понимать, как думают игроки на рынке. Где граница между конкуренцией и сговором. Почему цена растет не из-за дефицита, а из-за ожиданий. Эти вещи сложно почувствовать, если ты просто читаешь учебник. Этот предмет дал мне инструменты, которые я применяла в выпускной работе, там речь шла о закупках в нефтегазовой отрасли, а это поле, где важно стратегическое поведение.
Алексей Моргунов (Финуниверситет при Правительстве РФ): Я не люблю отвечать на вопрос, что для меня самое-самое, потому что изучение разных предметов дает возможность смотреть на мир с разных ракурсов, тем самым формируя твое личное мировосприятие. Политология помогает понять, что экономика может являться инструментом влияния на людей, в то время как экономическая теория будет твердить, что экономика – это совокупность производственных отношений между людьми. Но, безусловно, на экономическом факультете предмет «Экономическая теория» является главенствующим, так как это твой фундамент, на котором возводится мировидение.
Валерия Хаит (МГИМО МИД России): Я считаю, студенты данного направления изучают много действительно важных дисциплин. Например бухгалтерский учет, экономический анализ, налоги и налогообложение. По-моему, самым полезным предметом является макроэкономика, так как закладывает фундаментальные знания относительно понимания процессов функционирования государства и общества, влияния внешних и внутренних факторов на политику страны, взаимосвязи общества, бизнеса и государства.
Мария Махорина (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Тяжело назвать самый полезный, ведь в совокупности каждый предмет пересекается с другим. Все же если выбирать, для меня самым полезным предметом стал «Экономический анализ», поскольку данная дисциплина научила меня анализировать экономические показатели и четко формулировать выводы.
КонсультантПлюс: Довольны ли вы своим решением стать студентом экономического факультета?
Мария Брусова (МГУ): Это была не самая легкая дорога, но правильная. Мне нравится, что экономика не дает быстрых ответов, зато заставляет задавать правильные вопросы. Ты учишься не просто решать задачи, а думать о последствиях, видеть неочевидное. Это не делает жизнь проще, но точно делает ее интереснее. Помимо перечисленных преимуществ экономический профиль дает обширные возможности для трудовой деятельности, так как с базовыми знаниями можно попробовать себя в различных сферах как в государственном, так и в частном секторе.
Алексей Моргунов (Финуниверситет при Правительстве РФ): К концу 2 курса я не могу вспомнить каких-то моментов, когда я бы самому себе сказал «я совершил ошибку, выбрав это направление». Поэтому я доволен тем, что решил стать студентом экономического профиля.
Валерия Хаит (МГИМО МИД России): Прошло всего 3 года, как я начала изучать экономику и связанные с ней дисциплины, но уже сейчас могу смело заявить, что это было верным решением. Конечно, впереди долгий путь: экзамены, научные работы и, самое главное, практика. Для меня важным преимуществом является тот факт, что образование в области экономики подразумевает не только изучение теоретических основ, но и глубокое понимание практических аспектов экономики.
Стоит отметить, что мои одногруппники так же вовлечены в процесс изучения сложного механизма под названием экономика. Обучение на данном факультете дает мне возможность углублять свои знания и участвовать в научных конференциях, на которых я узнаю много нового о текущих экономических тенденциях в мире. Я верю, что самое интересное ждет меня после выпуска, когда я смогу на практике применить свои знания.
Мария Махорина (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Безусловно, я довольна своим выбором. Учеба на экономическом факультете открывает множество возможностей для личного и профессионального роста. Я приобрела много полезных знаний и навыков, которые уже сейчас применяю в жизни, и представляю, сколько еще интересного я смогу изучить в дальнейшем.
КонсультантПлюс: Какие преимущества этой профессии вы видите лично для себя и какие профессиональные задачи ставите на ближайшие 5 лет?
Мария Брусова (МГУ): Преимущество в том, что ты учишься смотреть на любую ситуацию как на систему: с ресурсами, ограничениями и точками роста. Это очень практичный навык – и для карьеры, и для жизни. Я не ищу легкого пути. Хочу работать в области аудита или в проектах, связанных с развитием цифровизации экономики. Среди государственных приоритетов до 2030 г. обозначена цифровая зрелость государственного и муниципального управления.
Это требует не только внедрения цифровых решений, но и эффективного аудита, способного сопровождать трансформации, обеспечивать контроль, прозрачность и результативность цифровых инициатив. На ближайшие 5 лет мои цели – углубить знания, сохранить любопытство и профессионально вырасти до уровня, когда твои решения начинают влиять не на диаграмму, а на реальные процессы. Стремлюсь создавать то, что работает.
Алексей Моргунов (Финуниверситет при Правительстве РФ): Для меня преимущества этой профессии заключаются в ее невероятной гибкости. Получая профессию экономиста как базис, вы можете создать любую надстройку. Вы можете выбрать путь бухгалтера и перейти в сферу аудита или изначально пойти в аудит, чтобы потом создать свой бизнес, где вы будете понимать, насколько правильно у вас функционирует бизнес. Для себя я выбрал путь налогового инспектора. Для государства налоги, как воздух, без них оно не сможет обеспечивать тех благ, которыми мы пользуемся (социальная поддержка, медицина, защита населения и т.д.). Поэтому я хочу стать тем человеком, который будет помогать государству и дальше беспрепятственно дышать.
Валерия Хаит (МГИМО МИД России): Я считаю, что главным преимуществом профессии экономиста является высокий спрос на рынке труда, обусловленный востребованностью специалистов этой области среди многих предприятий и корпораций. Я рада, что экономическое образование дает мне возможность работать в различных секторах, например в банковском деле, консалтинге, государственном и корпоративном управлении. Для меня еще одним большим преимуществом данной профессии является возможность изнутри влиять на политику и стратегию компаний и тем самым вносить вклад в развитие общества и бизнеса.
Что касается карьерных планов на ближайшие 5 лет, изучение английского и немецкого языков в МГИМО расширяет мои профессиональные перспективы. Знание иностранных языков и понимание экономических процессов на микро- и макроуровне – отличное сочетание. В ближайшем будущем планирую начать применять на практике знания, полученные на лекциях и семинарах, и, конечно, продолжать учиться, но уже за пределами института.
Мария Махорина (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Преимущества данной профессии в том, что полученные знания я смогу интегрировать в любую область, от создания бизнеса до государственной политики. На ближайшие 5 лет я поставила перед собой следующие задачи: пройти стажировку в интересной и быстро развивающийся компании, углубить свои знания в области анализа данных и усовершенствовать свой иностранный язык.