Новый учебный год глазами преподавателей

Онлайн-интервью с преподавателями московских вузов

Мы продолжаем серию интервью о начале нового учебного года и теперь поговорили с преподавателями ведущих московских вузов: МГИМО, Финансового университета и ВГУЮ. Узнали, как они готовятся к началу занятий, какие новшества планируют внедрить и чего ждут от студентов в новом году.

КонсультантПлюс: Начинаются будни нового учебного года, есть ли у вас какие-то ожидания от него? Возможно, вы бы хотели в этом году поделиться со студентами чем-то особенным, интересным опытом или увидеть в студентах большую отдачу?

Екатерина Цветкова

Екатерина Константиновна Цветкова, кандидат юридических наук, доцент ВГУЮ (РПА Минюста России): Каких-то особенных ожиданий, наверное, нет. Есть, скорее, надежда, что в этом году к нам поступит много талантливых и мотивированных ребят, всерьез избравших юридическую науку в качестве основы своей будущей профессии. А те, которые уже учатся, сохранят интерес к праву и не разочаруются в выбранном пути. Мы же, преподаватели, со своей стороны будем делать всё возможное, чтобы поддерживать в студентах интерес и стимулировать его, направлять, как говорится, в нужное русло, учитывая, по возможности, способности каждого обучающегося.

Что касается лично меня, как преподавателя дисциплин конституционно-правового блока, то хотелось бы увидеть в ребятах искреннее желание изучать конституционное право, которое является одной из базовых дисциплин, образующих фундамент юридического образования.

Екатерина Дмитриевна Марьина, директор Центра изучения иностранных языков, преподаватель кафедры учета, статистики и аудита МГИМО МИД России: Каждый учебный год сопровождается новациями, открытиями, обменом профессиональным опытом с коллегами. С учетом высоких темпов развития технологий современный преподаватель находится в постоянном поиске баланса между традиционными подходами преподавания и ювелирным внедрением инновационных технологических инструментов в учебную практику. В то же время студентам помимо фундаментальных знаний требуется осваивать цифровые технологии, понимать принципы работы с большими данными, инструментами искусственного интеллекта.

В этом году мы запускаем два перспективных технологических проекта, реализуемых в рамках программы развития вузов «Приоритет 2030»: ИИ-ассистент преподавателя иностранного языка ЛИРА, а также собственную систему сертификации лингвистических компетенций в области языка профессии – MGIMO Professional Language Test – в сотрудничестве с нашим технологическим партнером Сбером. ЛИРА – востребованный инструмент, совершенствующий работу преподавателя МГИМО в подготовке материалов к занятиям.

Что касается сертификационного экзамена, для студентов, выпускников, сотрудников различных организаций открывается возможность разнообразить свое портфолио, получив экспертную оценку знаний по 6 иностранным языкам в сферах бизнеса, права, государственного и муниципального управления, профессиональной международной коммуникации.

Ирина Анатольевна Меркулина, д.э.н., профессор, профессор кафедры логистики факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ: На мой взгляд, профессия преподавателя высшей школы позволяет нам говорить не о буднях нового учебного года, а с радостью ждать 1 сентября как главного праздника.

Всегда с удовольствием иду в аудиторию, очень люблю своих студентов, ожидания от нового учебного года всегда позитивные, нужно многое рассказать, объяснить, закрепить у студентов полученные знания, проконтролировать их. Особенными будут новые методики обучения, позволяющие сформировать новый взгляд на логистику как на необходимую составную часть профессии менеджера. Расскажу свое видение, сформирую основу для познания логистики, а студенты дополнят своими исследованиями нашу уникальную предметную область знаний.

КонсультантПлюс: Поделитесь профессиональным опытом: используете ли вы какие-то инструменты или приемы, которые помогают вам оставаться максимально продуктивными в течение всего года?

Екатерина Марьина

Е.К. Цветкова (ВГУЮ (РПА Минюста России)): Сохранять максимально высокий уровень продуктивности на протяжении целого учебного года – задача не из легких. Коллеги, которые привыкли работать с полной отдачей, меня поймут. Самое главное, наверное, что этому способствует: любовь к своей работе, профессии, преподаваемым дисциплинам и, конечно, студентам. К тому же, когда видишь живой интерес ребят к тому, чему учишь, о чем говоришь, их горящие глаза, отвечаешь на важные для них вопросы или дискутируешь с ними по каким-то актуальным проблемам, – всё это является важным стимулом к тому, чтобы оставаться в профессиональном тонусе.

Е.Д. Марьина (МГИМО МИД России): Рецепт продуктивности на учебный год включает грамотное распределение временных и трудовых затрат на реализацию проектов, проведение занятий со студентами, научно-исследовательскую работу. Ежедневно просматриваю важные для меня информационные каналы, чтобы быть в курсе событий, отдельно отмечаю новостные заметки, включающие аналитические обзоры, ситуации из консалтинговой практики, которые в дальнейшем использую на занятиях со студентами, а также при подготовке научных материалов.

Два года назад на волне подъема интереса к ChatGPT мы с небольшой группой коллег-преподавателей стали самостоятельно осваивать инструменты ИИ, что в результате привело к тому, что сегодня мы можем делиться опытом практического применения различного спектра нейросетевых инструментов, которые на наших глазах совершенствуются с большой скоростью. Такие случаи из профессиональной практики подтверждают постулат о том, что поставленные цели через какое-то время начинают работать на вас.

И.А. Меркулина (Финансовый университет при Правительстве РФ): Продуктивность формируется из любви к образованию, к своему предмету, к студентам, к научным исследованиям. Научная деятельность очень увлекательна, все интересно, при этом хочется узнавать еще больше.

КонсультантПлюс: Что пожелаете студентам в новом учебном году, какие дадите рекомендации?

Ирина Меркулина

Е.К. Цветкова (ВГУЮ (РПА Минюста России)): Прежде всего, в наше непростое время хочется всем пожелать мира! Студентам же я всегда желаю успехов – в учебе, в научных и творческих начинаниях, в будущей профессиональной деятельности, удачи на жизненном пути, здоровья, счастья! Подрастающее поколение скоро придет нам на смену, и от того, каким оно будет и что мы, преподаватели, вложим в их умы и сердца, будет зависеть наше будущее, будущее нашей страны. И очень хочется, чтобы это будущее было счастливым и безоблачным!

Е.Д. Марьина (МГИМО МИД России): Студенческие годы —уникальное время для формирования профессиональных связей, которые пригодятся на протяжении всей карьеры. Вне зависимости от вашего места обучения хотелось бы пожелать постоянно расширять сеть профессиональных, личных контактов, развивать навыки работы с данными и цифровыми инструментами. Главный совет — ставьте амбициозные цели и не бойтесь их превосходить. Задав высокую планку задач к выполнению на новый учебный год, постарайтесь выполнить на одну больше.

И.А. Меркулина (Финансовый университет при Правительстве РФ): Хочу пожелать студентам отличного настроения! Рекомендации: не опаздывать на первые пары и радоваться каждому дню, проведенному в университете!

Студенческие вопросы