Проба пера в бизнесе, или Может ли студент, учась в вузе, начать собственное дело

Проба пера в бизнесе, или Может ли студент, учась в вузе, начать собственное дело

Онлайн-интервью с доцентом кафедры менеджмента и маркетинга МГИМО(У) МИД России, доцентом кафедры Российско-немецкой Высшей школы управления АНХ при Правительстве РФ, директором Бизнес-инкубатора МГИМО, к.э.н. Хотяшевой Ольгой Михайловной

Онлайн-интервью с доцентом кафедры менеджмента и маркетинга  МГИМО(У) МИД России, доцентом кафедры Российско-немецкой Высшей школы управления АНХ при Правительстве РФ, директором Бизнес-инкубатора МГИМО, к.э.н. Хотяшевой Ольгой Михайловной

КонсультантПлюс: Довольно часто еще во время обучения в вузе у студентов возникают мысли о создании собственного бизнеса, но, к сожалению, реализовать свои идеи могут только единицы. Действительно ли после обучения студенты отказываются от идеи создать свой бизнес и становятся наемными работниками? Как вы считаете, с чем это может быть связано: с отсутствием начального капитала, воли, характера, неопытностью, незнанием, с чего начать? Или же это связано с условиями российской действительности, не приспособленной для развития бизнеса молодыми предпринимателями?

Хотяшева Ольга Михайловна: Вопрос комплексный. Поэтому легче начать с опыта МГИМО, а затем спроецировать его на более глобальный уровень, на всю молодежь. Бизнес-инкубатор МГИМО был открыт в 2007 г., и на тот момент это был первый бизнес-инкубатор в гуманитарном вузе. Вначале мы тоже задавали себе подобные вопросы и, учитывая специфику МГИМО, не были уверены в том, что к нам придут студенты, заинтересованные в создании собственного бизнеса. Но в результате мы стали получать от студентов порядка 60-70-ти заявок ежегодно.

Конечно, специфические проблемы в России существуют. Например, у начинающих предпринимателей нередко нет возможности получить стартовые деньги, которые студентам на Западе более доступны. Российские банки не выдают кредиты под "нулевые" компании, а венчурные инвесторы не всегда готовы работать с проектами на посевной стадии, да и платой за эти инвестиции часто становится существенная доля в бизнесе, что может негативно отразиться на мотивации молодых предпринимателей.

Нельзя не отметить, что ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Стало выделяться больше правительственных субсидий, в числе которых можно назвать программы поддержки молодежного предпринимательства Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы. На рынке появляются новые кредитные продукты, нацеленные на поддержку начинающих компаний (например, программа "Бизнес-старт" Сбербанка). Но в целом стартовые условия по-прежнему очень сложные, и поэтому можно говорить, что успешный малый бизнес сегодня - это либо бизнес, который делается на уже имеющийся стартовый капитал, либо это бизнес, который аффилирован с крупным.

К нам, конечно, большинство ребят приходят уже со своими стартовыми деньгами. Но учитывая тот факт, что бизнес-проекты, с которыми обычно обращаются в наш бизнес-инкубатор, как правило, относятся к сфере услуг (интернет-магазины, вендинг, бытовые услуги и прочее), им большой стартовый капитал и не требуется.

То есть либо проектанты приходят со своим стартовым капиталом, либо, если они не имеют собственных денежных средств, мы привлекаем выпускников МГИМО, для которых это скорее благотворительность, нежели инвестирование в бизнес. Именно они помогают нашим ребятам на начальной стадии.

Если же посмотреть глобально, то, несмотря на все трудности, которые испытывает малый бизнес в России, молодежь сейчас очень активна. Я сужу по тому интересу к предпринимательской деятельности, который демонстрируют студенты из других вузовских бизнес-инкубаторов, в том числе региональных.

На сегодняшний день мы являемся инкубатором закрытого типа, это означает, что мы работаем только со студентами МГИМО. Смысл нашей деятельности в том, чтобы дать студентам дополнительное прикладное бизнес-образование одновременно с их основным обучением в вузе, чтобы они смогли посмотреть на рынок изнутри и уже сейчас осознать все трудности, которые возникнут на их пути. Нам важно, чтобы по завершении обучения в вузе они четко понимали, подходит для них предпринимательская деятельность или нет. Польза есть даже тогда, когда они, написав бизнес-план, произведя все расчеты, приходят к тому, что этот бизнес начинать невыгодно, и отказываются от своего проекта. В этой ситуации, мы считаем, это большой плюс, потому что таким образом они получают навыки и знания, которые им никогда не даст традиционное академическое образование. В книжках дается одно, а на практике происходит совсем другое.

КонсультантПлюс: А с какого курса ребята могут прийти к вам со своей бизнес-идеей?

Хотяшева Ольга Михайловна: В большинстве случаев мы ориентируемся на старшекурсников, как минимум третий курс, потому что у них уже есть базовые знания таких дисциплин, как маркетинг, менеджмент и основы бухгалтерского учета. С другой стороны, как это ни странно и ни парадоксально, сейчас приходит очень много ребят с первого и второго курсов. На мой взгляд, это неслучайно, потому что, чем выше уровень образования у человека, тем лучше он понимает, что, возможно, предпринимательство - это не его сфера, и лучше пойти профессиональным наемным служащим или менеджером, нежели рисковать и начинать свой бизнес. Ведь недаром на Западе самые известные предприниматели, бизнес которых вырос с нуля, - это, как правило, люди, которые вообще никогда не имели высшего образования. Чем меньше ты находишься в рамках, которое дает тебе образование, тем более ты открыт внешней среде и готов рисковать именно в силу незнания каких-то профессиональных вещей. В предпринимательстве помимо знания и умения огромную роль играют предпринимательская харизма, готовность к риску и очень серьезная мотивация.

КонсультантПлюс: Скажите, какова роль бизнес-инкубаторов в самоопределении студентов? Какую помощь бизнес-инкубатор оказывает студентам, у которых есть бизнес-идеи? Требуется ли студентам иметь уже продуманный проект, чтобы попасть в ваш бизнес-инкубатор? И какие требования вы предъявляете к проектам? Существуют ли какие-то критерии отбора, то есть конкурсного приема?

Хотяшева Ольга Михайловна: Специфика нашего инкубатора заключается в том, что мы принимаем студентов на стадии идеи. Кроме того, в нашем инкубаторе студенты получают все бесплатно, в том числе и рабочее пространство, вопреки распространенной практике бизнес-инкубаторов сдавать помещения в аренду. Студенты, которые обращаются к нам со своей идеей, проходят первичное собеседование, и мы, как правило, отсеиваем только те проекты, у которых очевидный нулевой потенциал или с которыми у нас уже был негативный опыт. При этом мы стараемся принимать даже самые странные, безумные идеи, которые нередко достаточно слегка подкорректировать и направить в "нужное русло", чтобы они получили все шансы на успех.

Далее назначается руководитель проекта, который курирует проект и оказывает студенческой команде помощь при написании бизнес-плана. Когда бизнес-план написан и появляется более четкое понимание бизнеса, возникают специфические отраслевые вопросы, которые мы обычно решаем с помощью приглашенных отраслевых экспертов - тех, кто специализируется в этой сфере. Поскольку мы закрытый инкубатор, в основном мы приглашаем выпускников МГИМО, которые являются профессионалами в той или иной области. Они также бесплатно консультируют студентов.

Готовый бизнес-план выносится на экспертный совет, куда, помимо экспертов, приглашаются еще и потенциальные инвесторы или люди, готовые оказать проекту поддержку - не только финансовую, но и техническую. Студенты получают от экспертного совета оценку бизнес-проекта и конкретные рекомендации и, если экспертов все более или менее устраивает, то мы помогаем зарегистрировать компанию, составить юридические документы, наладить контакт с потенциальными партнерами и решить массу других вопросов, связанных, к примеру, с формированием клиентской базы, продвижением услуг. Иными словами, на данном этапе мы занимаемся мониторингом коммерциализации бизнес-идей.

КонсультантПлюс: Существует ли статистика, сколько было реализовано идей с момента создания бизнес-инкубатора МГИМО? И сколько стоящих идей не смогли выжить? Сколько студентов, столкнувшись с трудностями при реализации своих идей, отказались от создания своего бизнеса? И какие трудности для них являются препятствиями, из-за которых они сдаются?

Хотяшева Ольга Михайловна: Мы ведем следующую статистику: сколько студентов обращалось, сколько в результате начато проектов, сколько из этих проектов завершили стадию бизнес-планирования, то есть успешно написали бизнес-план, и сколько проектов коммерциализировано, то есть сколько фирм зарегистрировано и сколько из них действует. Статистику и примеры успешных компаний можно найти на нашем сайте (http://bi.mgimo.ru/).

Могу лишь сказать, что за этот неполный учебный год, с сентября 2012 г. по начало 2013 г., у нас к стадии коммерциализации подошли четыре полноценных проекта.

Что можно называть успехом? То, что студенты посчитали по бизнес-плану, и у них не получилась та прибыльность, та безубыточность, та окупаемость, которую они ожидали, после чего они решили, что не стоит тратить время и начинать свой бизнес? Я считаю, что это тоже успех, потому что люди теперь совершенно четко понимают, что бизнесом им заниматься не нужно, причем они сделали серьезный грамотный расчет, а не просто чисто интуитивно это оценили.

С другой стороны, за весь период существования бизнес-инкубатора было выпущено 8-9 проектов в виде фирм, только две из которых перестали функционировать. То есть практически получается, что из 8-9 полноценных стартапов 5 компаний находятся на плаву, продолжают функционировать. Причем несколько компаний продолжают оставаться в инкубаторе в качестве резидентов.

КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, об удачных проектах, которые зародились в вашем бизнес-инкубаторе и на сегодня успешно действуют.

Хотяшева Ольга Михайловна: Один из самых интересных проектов - это шампунь для йоркширских терьеров, называется "Йоркми". Идея зародилась спонтанно. Было понятно, что есть косметика для собак, а вот специально для какой-то точечной породы нет. Поэтому у ребят родилась идея создать новую косметику для йорков. Сейчас в линейке компании три продукта. За два года они сумели покрыть весь рынок зоомагазинов в Москве. Мы им помогаем. Сейчас они выходят на рынок Украины, также планируют выход на рынок Китая и Италии. Вот такой получился интересный проект из серии производственных, который вырос с нуля.

Второй интересный проект - это "Альма кард": специальная дисконтная карта для студентов, которая предоставляет им серьезные скидки в различных магазинах, ресторанах и т.д. Аналог этому проекту есть на Западе, но в России такой студенческой карты, которая давала бы серьезные скидки, пока не было. Сначала карты вышли только для студентов МГИМО, теперь они выходят и для ВШЭ, МГУ и МАТИ. Постепенно эта карта становится общестуденческой.

Еще одним интересным проектом является "Кирми", который в 2012 г. вошел в десятку лучших инновационных проектов г. Москвы. Суть проекта состоит в размещении на памятниках архитектуры QR-кодов, с помощью которых можно считать всю информацию об историческом памятнике и о том, что его окружает. Это своего рода туристический навигатор, гид.

Также запущено очень много проектов, которые касаются улучшения инфраструктуры самого вуза. Например, ребята поставили копировальный аппарат с множеством дополнительных опций, чего практически нигде нет. В этот аппарат встроен мини-компьютер, с помощью которого можно не только ксерокопировать, но и распечатывать информацию с внешних носителей и из интернета. Мы стараемся идти по такому пути: сначала пытаемся опробовать проекты в вузе, а потом уже транслируем полученный опыт и знания на рынок в целом.

КонсультантПлюс: Какими качествами и умениями должен обладать студент, чтобы добиться успеха в своем деле?

Хотяшева Ольга Михайловна: Мне сложно ответить на этот вопрос. Я читаю этот курс студентам, но одно дело преподавать, как это правильно должно быть, а совсем другое дело российские реалии. Практика расходится с учебниками. Но я попробую сформулировать основные вещи.

Во-первых, я считаю, что предприниматель, особенно если говорить про студентов и молодежь, не должен иметь синдром "отличника". Делать все на сто процентов правильно в бизнесе очень тяжело, такой подход очень мешает.

Второе - это, конечно, умение рисковать, но это не риск в том смысле, в каком его понимают на Западе, где рискнуть означает вложить капитал и начать бизнес. У нас риск, если можно так выразиться, намного более рискованный: сегодня ты начинаешь, а завтра вообще не знаешь, что будет с рынком, с государственным регулированием, с конкурентами, с поставщиками. Это умение быть готовым пройти "долину смерти": когда ты, потеряв все, готов встать с колен и пойти дальше. Если предприниматель, потеряв первые деньги, дальше не готов идти, то тогда не стоит и начинать, потому что, как правило, первые деньги теряются. Если же в человеке есть это понимание изначально, когда ты даешь себе право на ошибку, но готов после этого начать опять с нуля - вот это, мне кажется, самое главное в предпринимательстве.

Основная проблема студентов в том, что ожидания их всегда очень завышены. И еще, конечно, должна быть очень сильная волевая черта - способность найти в себе силы совмещать, будучи студентом, обучение и предпринимательство, потому что последнее занимает двадцать четыре часа в сутки. А когда у тебя параллельно еще и обучение, получается двойная нагрузка. Для этого у человека должна быть очень большая сила воли.

КонсультантПлюс: Поддерживает ли бизнес-инкубатор успешных предпринимателей, вышедших из него?

Хотяшева Ольга Михайловна: Да, мы стараемся это делать. Но это зависит от самих компаний. Если команда стартапа понимает, что им лучше оставаться здесь, под нашей опекой, получать какие-то дополнительные услуги, естественно, мы всегда открыты для них и готовы помочь. Если же компания считает, что она уже в состоянии функционировать самостоятельно и готова отправиться в "свободное плавание", это тоже нам в плюс, ведь это значит, что мы ее хорошо вырастили.

Есть мнение, что нельзя слишком долго держать компанию в тепличных условиях. Условно говоря, мы создаем для стартапов более благоприятную среду, ограждая их от ошибок и формируя у них ценные навыки, а поскольку студенты у нас получают все это бесплатно, то они к этому привыкают. И вот тут очень важно не перейти грань, когда они привыкнут настолько, что окажутся нежизнеспособны в реальном мире, где за все нужно платить: и за свои ошибки, и за дополнительные услуги, и за офис, и за многое другое. В этой связи мы пытались понять, как выстроить такую систему, которая мотивировала бы студентов, но и в то же время делала нашу бизнес-модель хотя бы в какой-то степени окупаемой. Для этих целей у нас создан условный венчурный фонд, куда успешные стартапы, которым удалось с нашей помощью выйти на безубыточность и "отбить" все первоначальные вложения, на добровольной основе отчисляют небольшой процент от продаж. При этом они понимают, что эти деньги пойдут на поддержку таких же, как и они сами, начинающих предпринимателей, которым, к примеру, не хватает 60 тыс. рублей, чтобы зарегистрировать компанию и вести бухгалтерский учет. Таким образом мы решаем сразу несколько проблем: во-первых, компенсируем то, что у нас нет платной аренды, платных услуг и так далее, во-вторых, получаем средства для поддержки новичков и, наконец, стимулируем социальную ответственность наших проектантов.

КонсультантПлюс: Насколько проще начинать свое дело в бизнес-инкубаторе в сравнении с условиями открытого рынка?

Хотяшева Ольга Михайловна: Если малый бизнес начинается с нуля, то есть с нулевым капиталом и при отсутствии бизнес-плана, то бизнес-инкубатор однозначно дает больше возможностей. Если же малый бизнес аффилирован с крупным или есть изначально свои деньги, тогда это совсем другое дело. Тем не менее, у резидентов бизнес-инкубатора есть не только преимущества, но и некоторые обязательства: они должны вести бизнес прозрачно, предоставлять бизнес-инкубатору информацию о своих оборотах, прибылях и прочих показателях. Не весь бизнес в России готов работать прозрачно - по разным причинам. Это так же, как получение субсидий Правительства Москвы: вы можете получить субсидию, но, если вы ее получаете, то вы подписываетесь на то, чтобы показывать прибыль, налоги и так далее. Именно поэтому многие не берут субсидии.

КонсультантПлюс: Существуют ли конкретные достоинства и недостатки бизнес-инкубаторов? В чем отличие студенческого бизнес-инкубатора от других бизнес-инкубаторов?

Хотяшева Ольга Михайловна: В качестве примера бизнес-инкубаторов классического типа приведу бизнес-инкубатор г. Зеленограда и технопарк "Строгино": как правило, туда приходит уже сформированный коллектив с четким пониманием бизнес-идеи и уже с наличием бизнес-плана. Они приходят и сразу получают в аренду помещение, что подразумевает наличие каких-то стартовых денег, т.к. они должны платить за аренду и уже зарегистрировали компанию. На данном этапе им предоставляется дополнительный набор услуг, необходимый для дальнейшего развития.

В студенческий инкубатор молодые люди приходят с бизнес-идеей. Вполне понятно, что от стадии бизнес-идеи до четкого понимания бизнес-концепции проходит большой промежуток времени. Иногда с ними можно возиться полгода - год, и это еще нетехнологические проекты. А если это исследования и разработки, технологии, то период инкубации длится значительно дольше.

КонсультантПлюс: Ольга Михайловна, что вы можете посоветовать читателям нашего сайта, студентам, имеющим серьезные намерения в создании собственного бизнеса? Куда им обращаться за помощью, если в их вузах нет бизнес-инкубатора? Как им совершенствовать свои знания и навыки, какую литературу читать, какие семинары посещать, какие законы необходимо знать? Как преодолеть все трудности на этом пути и все-таки добиться успеха?

Хотяшева Ольга Михайловна: Во-первых, если в вузе нет инкубатора, надо приходить с инициативой и создавать его.

Во-вторых, приходить в бизнес-инкубаторы в других вузах, которые открыты для всех или, как у нас, создают совместные команды. Можно прочитать множество хороших, полезных, интересных книжек по менеджменту, маркетингу, предпринимательству, но ни разу при этом не стать предпринимателем. Это как нельзя стать родителем, пока не родишь ребенка, сколько ты книжек на эту тему ни прочтешь. Поэтому просто нужно начинать и не бояться этого. И обращать внимание на программы поддержки молодежного предпринимательства, субсидии, которые предоставляет Москва и регионы.

Проводится много различных тренингов. Нужно четко понять, на что тратить время, но это очень индивидуально для каждой отдельной команды и каждого направления бизнеса. Но и это не самое главное: еще раз скажу, что некоторые предприниматели вообще не проходили никаких тренингов и очень удачно начинали свой бизнес.

Очень важно, на мой взгляд, понимание, что делать бизнес в одиночку крайне сложно. Поэтому нужно искать команду единомышленников, с которыми ты был бы готов работать дальше, и чтобы это были надежные люди. Очень здорово, когда есть взрослый предприниматель-ментор (наставник) среди родителей, друзей, знакомых, у которого уже есть свой бизнес, который вел бы вас по этой сложной дорожке уже с позиций своего опыта. Иногда наличие хорошего ментора, то есть человека-консультанта по бизнесу, который сам уже является состоявшимся предпринимателем, намного полезнее, чем большое количество тренингов, высших образований и MBA.

Документы по теме интервью:

 

Студенческие вопросы