Квартирный вопрос студента

Квартирный вопрос студента

Онлайн-интервью с руководителем рабочей группы экспертного Совета при Правительстве РФ по вопросам развития ЖКХ Андреем Владимировичем Чибисом

Какие существуют жилищные программы для молодежи? Как действовать в случае отказа в предоставлении общежития? На каких условиях студентам предоставляется ипотечный кредит?

Своим мнением в онлайн-интервью на тему "Квартирный вопрос" с нами поделился руководитель рабочей группы экспертного Совета при Правительстве РФ по вопросам развития ЖКХ Андрей Владимирович Чибис

КонсультантПлюс: Сентябрь - время, когда к началу учебного года в города съезжаются студенты. И одна из трудностей, которые приходится быстро решать иногородним студентам, - это поиск жилья. Как известно, мест в вузовском общежитии часто не хватает, а чтобы снять квартиру или комнату, необходимо заплатить кругленькую сумму, которая ни в какое сравнение не идет с размером студенческой стипендии. Обязано ли УЗ предоставлять общежитие иногороднему студенту? Если общежитие по каким-либо причинам не предоставляется, что делать в этом случае студенту? Существует ли нормативное регулирование этого вопроса?

Андрей Владимирович Чибис: Действительно, установлено общее правило, в соответствии с которым обучающихся в государственных или муниципальных учреждениях учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает местами в общежитиях (ч. 6 ст. 50 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"). Данная норма конкретизируется в различного рода правовых актах.

К примеру, в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ) государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе посредством предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования мест в общежитиях в соответствии с законодательством.

Предоставление общежития является одной из мер социальной поддержки, которая оказывается студентам. Вместе с тем, в ст. 16 Федерального закона № 125-ФЗ, регулирующей вопрос предоставления студентам общежития, содержится очень важная оговорка о том, что каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения. При этом размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии.

Таким образом, реализация данного права ставится в прямую зависимость от наличия жилищного фонда у образовательного учреждения. Если такой фонд имеется и если в нем есть места, то образовательное учреждение обязано предоставить его студенту в установленном порядке. Если фонда нет или нет свободного фонда, то такой обязанности у образовательного учреждения нет. Значит, студенту могут отказать в предоставлении общежития только по одной причине - отсутствие соответствующего жилищного фонда (в данном случае мы не рассматриваем вопрос, когда студенту отказали в предоставлении общежития в случае нарушения студентом установленных порядка, норм и правил пользования общежитием, поскольку прежде всего рассматривается вопрос первичного предоставления общежития). Разумеется, под отсутствием жилого фонда необходимо понимать, в том числе, отсутствие жилого фонда, соответствующего установленным санитарным и техническим нормам, т.е. если у образовательного учреждения имеется аварийное общежитие, то по сути это означает отсутствие жилищного фонда, поскольку заселение в аварийное общежитие недопустимо.

Следует отметить, что какого-либо специального нормативного правового акта, регламентирующего порядок действий студента в случае непредоставления ему общежития, не существует. Порядок этих действий складывается из общепринятых и существующих вариантов поведения гражданина в тех случаях, когда, по его мнению, допускается нарушение его прав и законных интересов.

В случае если студенту по этой причине отказали в предоставлении общежития, то здесь можно действовать следующим образом:

Во-первых, обязательно необходимо получить от администрации образовательного учреждения документ, в котором официально говорится об отсутствии требуемой жилой площади. При этом желательно, чтобы данный документ был подписан одним из руководителей учреждения (ректор или проректор), тогда можно говорить о большей достоверности этой информации.

Во-вторых, можно обратится в профсоюз студентов или иную организацию, которая в образовательном учреждении осуществляет защиту интересов студентов, с просьбой оказать содействие в решении этого вопроса. Например, данная организация может запросить в администрации образовательного учреждения список всех проживающих в общежитии с указанием оснований для такого проживания. Эта информация может быть проверена на предмет того, не нарушается ли порядок предоставления помещений в общежитии и не предоставлены ли жилые помещения лицам, которые не имеют права на проживание в общежитии образовательного учреждения. Кроме того, совместно с этой организацией можно даже организовать проверку фактического использования помещений общежития на предмет выявления нарушений.

В-третьих, в случае выявления лиц, которые незаконно проживают в общежитии, необходимо обратится к администрации образовательного учреждения с требованием об устранении таких нарушений и выселении этих лиц с целью предоставления жилых помещений нуждающимся студентам. В случае, если администрацией не предпринимаются требуемые действия, можно лично или, опять же, через организацию, защищающую в образовательном учреждении интересы студентов, обратится в прокуратуру по месту нахождения образовательного учреждения с жалобой на действия администрации образовательного учреждения.

Кроме того, при наличии документов, подтверждающих незаконность действий администрации образовательного учреждения по предоставлению жилых помещений в общежитии, можно всегда обратиться в суд.

КонсультантПлюс: Известно, что многие абитуриенты поступают в вузы, подведомственные федеральным министерствам и ведомствам, чтобы в дальнейшем связать свою судьбу с государственной или муниципальной службой. Как обстоит ситуация с общежитиями для студентов в этих вузах, и предусмотрено ли обеспечение жильем выпускников этих вузов, если по окончании УЗ ведомство планирует заключить с выпускником государственный или муниципальный контракт?

А.В. Чибис: На сегодня отдельного порядка, регламентирующего предоставление общежитий в вузах, подведомственных федеральным министерствам и ведомствам, не существует. Здесь действуют те же нормы, о которых говорилось мною ранее. Единственное отличие, которое может быть в этом случае, это то, что в вузах, подведомственных федеральным министерствам и ведомствам, ситуация с обеспечением общежитиями может быть гораздо лучше, поскольку материальная база таких вузов объективно сильнее. Еще в 1995 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября № 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием", которым была введена целевая контрактная подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако даже в рамках существования этой системы не установлены какие-то особые условия обеспечения общежитиями студентов, обучающихся в рамках контрактной системы, даже в тех случаях, когда по окончании образовательного учреждения ведомство планирует заключить с выпускником государственный или муниципальный контракт.

КонсультантПлюс: Многие иногородние студенты на старших курсах мечтают, получив образование, остаться работать в городе, в котором проходили обучение. И в этом случае также возникает вопрос с жильем. Какие сегодня существуют государственные жилищные программы, предоставляющие возможность студенческим семьям или семьям молодых специалистов получить жилье? Кто именно может стать их участником? Каковы их условия?

А.В. Чибис: Опять же, отдельных государственных жилищных программ федерального уровня, предоставляющих возможность именно студенческим семьям получить жилье, нет. Более того, сейчас практически не существует федеральных государственных программ, по которым жилье раздавалось бы просто так, в виде готовых квартир (может быть, за исключением военнослужащих и ветеранов Великой Отечественной войны). Действующие в этой сфере программы, как правило, предусматривают предоставление государственной поддержки в размере недостающих средств (в виде субсидий или иных социальных выплат), и то этот размер рассчитывается по определенным правилам. Каких-то отдельных программ, нацеленных на городскую местность, тоже нет. В качестве основной действующей программы, в рамках которой в настоящее время проходит основная масса молодых семей, выступает подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050. Подпрограмма предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использование таких выплат для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения при определенных условиях или оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома. Социальная выплата также может быть использована для иных целей, определенных законодательством, в том числе для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам.

Основными требованиями к участникам программы являются 1) нуждаемость, под которой понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях, и 2) возраст до 35 лет.

Указанная подпрограмма подробно регулирует порядок участия в ней и предоставления выплат.

Несмотря на то что вопрос был задан о городе, нельзя не сказать о федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858, которая предусматривает возможность улучшения жилищных условий сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе. Основной целью этих мероприятий является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами. В данном случае, предусматривается использование механизма ипотечного жилищного кредитования. В случае привлечения гражданами средств ипотечного жилищного кредита или займа на строительство (приобретение) жилья средства государственной поддержки, предоставляемые в форме социальных выплат, могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий. Упомянутым постановлением Правительства № 858 утверждены правила предоставления субсидий на эти цели. Право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в установленном порядке. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала. Законодательством установлены нормы предоставления жилой площади, если она приобретается с использованием средств бюджета. Применительно к молодым семьям или специалистам решающее значение, помимо иных условий, имеет наличие условия нуждаемости в улучшении жилищных условий и возраст - до 35 лет.

Вообще, это достаточно объемные нормативные правовые акты, весь порядок в них подробно расписан, и молодым людям, которые заинтересуются этой возможностью, необходимо самостоятельно более детально ознакомится с этими документами, либо прийти в соответствующий муниципалитет и запросить соответствующие разъяснения.

При этом в реализации всех программ, о которых говорилось выше, есть один очень важный нюанс, который заключается в том, что даже наличие программы и ее действие на территории региона не может гарантировать получение средств гражданином, который на них претендует. Очень много зависит от того, какова текущая ситуация с обеспечением жильем на конкретной территории. Если власти планомерно занимались этой проблемой, то, как правило, людям не приходится долго ждать средств. А если власти проблемой не занимались, или занимались слабо, в результате чего сформировалась большая очередь нуждающихся, то, с учетом размера выделяемых средств, которых всегда недостаточно, обещанных денег можно ждать долго. А можно и вообще не дождаться, если у вас изменятся объективные условия, например, достижение возраста 35 лет, что является основанием для исключения из программы.

КонсультантПлюс: Расскажите поподробнее об условиях ипотечной программы: кто может стать ее участником (какой должен быть возраст), какой максимальный срок ипотеки, какова стоимость и т.п.? В чем вы видите преимущества и недостатки ипотечной программы для молодых семей?

Какие еще вы можете привести варианты получения жилья молодыми семьями? Предусмотрены ли федеральными или муниципальными органами исполнительной власти льготы, дотации в ипотеке для студентов?

А.В. Чибис: Частично на вопрос об участии молодых семей в ипотеке я ответил в предыдущем своем ответе. Средства, выделяемые государством для оказания поддержки молодым семьям при улучшении ими жилищных условий, в том числе могут быть направлены на ипотечное жилищное кредитование. В настоящее время на федеральном уровне нет специальной ипотечной программы, в рамках которой осуществлялось бы ипотечное жилищное кредитование молодых семей. Однако есть поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина по этому вопросу. В частности, согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до сентября 2012 г. поручено обеспечить формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан, в число которых вошли и молодые семьи, а также создание ипотечно-накопительной системы, предусматривающей меры государственной поддержки. Пока такие предложения не сформулированы. Есть и иные нормативные правые акты, которые предусматривают принятие со стороны государства дополнительных мер, направленных на улучшение ситуации с ипотечным кредитованием молодых семей. Например, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351, предусматривает создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми. Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 № 1201-р, также предусматривает меры по стимулированию развития специальных программ ипотечного кредитования, ориентированных на отдельные категории заемщиков, в частности молодых семей. Решение этой задачи должно обеспечить ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", которое уже 15 лет действует на рынке и которое рефинансирует кредиты на территории практически всех субъектов Российской Федерации. Молодым людям, интересующимся вопросом, целесообразно более подробно ознакомится с задачами и возможностями агентства на их сайте.

Вместе с тем, реализация вышеуказанной подпрограммы "Обеспечение молодых семей" способствовала разработке и принятию в субъектах Российской Федерации не только программ поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий, но и региональных программ развития ипотечного жилищного кредитования. Всего на сегодняшний день такие программы действуют в 80 субъектах Российской Федерации. Условия в каждом субъекте имеют свои особенности, поэтому молодым людям, которые интересуются данной темой, целесообразно ознакомится с условиями программ, действующих у них на территории.

Если говорить о программах ипотечного жилищного кредитования для молодых семей на рынке, то нельзя сказать, что у нас есть какой-то особый выбор этих программ, хотя в последнее время серьезный шаг в этом направлении сделан. В частности, опять же по инициативе уже упомянутого ОАО "АИЖК" была проведена определенная работа с банками, предлагающими различные программы ипотеки и специальные условия получения и выплаты кредитов для молодых семей. В принципе сегодня банки готовы к диалогу с молодыми семьями (т.е. семьями, где одному из родителей менее 35 лет, а если семья неполная, то родителю тоже должно быть не более 35 лет), поскольку видят в них перспективных заемщиков. Одна из них - программа банка DeltaCredit "Ипотека молодым", предназначенная для тех, в чьи планы входит рождение или усыновление ребенка. Программа для молодых семей есть и в Сбербанке РФ, в котором для молодых семей разработана программа "Молодая семья". Интересная программа есть и у Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК). Большинство программ, которые на сегодня предлагаются молодым семьям, это продукты, позволяющие использовать материнский (семейный) капитал (МСК), который с 1 января 2012 г. составляет 387,64 тыс. руб и это очень удобно. В качестве первоначального взноса материнский капитал можно использовать, обратившись, например, в Сбербанк, ВТБ 24, НОМОС-банк, банк ИТБ, банк DeltaCredit, Мособлбанк, Московский банк реконструкции и развития и т.д., а также во все банки, работающие по программам АИЖК. Тем же молодым семьям, где пока нет двух детей, банки предлагают специальные скидки. Нельзя сказать, что преференции для молодежи есть в каждом банке, но лояльных кредитных учреждений все-таки не так мало. Прежде всего, это АИЖК и соответственно все банки, работающие по программе агентства.

Например, на территории г. Москвы Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы реализует программу "Социальная ипотека", в рамках которой жилое помещение продается очередникам по льготной цене, которая определяется стоимостью строительства конкретного дома, построенного Правительством Москвы на бюджетные средства. Жилое помещение предназначено для продажи очередникам с использованием ипотечного кредита. Очередники приобретают жилое помещение по договору купли-продажи, заключаемому с Правительством Москвы в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. С целью получения жилищного ипотечного кредита семьи очередников - участников программы могут обратиться в любой банк, в том числе: Коммерческий банк "Московское ипотечное агентство" ОАО, Открытое акционерное общество Банк "Возрождение" и др. Понятно, что условия участия в ипотеке, сроки, проценты и другие существенные условия лучше тоже смотреть применительно к конкретной территории.

Если говорить о дополнительных вариантах получения жилья молодыми семьями, то нельзя не сказать о возможности получения единовременной субсидии на приобретение жилья для государственного служащего. В отношении федеральных государственных гражданских служащих такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 №63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения". При этом возраст, согласно этого порядка, не является каким-либо особым условием. В случае, если вы квалифицированный специалист и ведомство заинтересовано в вас, то шанс получить субсидию у вас может быть очень велик. В субъектах Российской Федерации эта практика пока развита очень слабо, как правило, в силу отсутствия соответствующих средств в бюджетах.

Кроме того, вариант улучшения жилищных условий у вас появляется, если вы являетесь молодым ученым. В частности, в рамках реализации уже упомянутой ФЦП "Жилище на 2011-2015 год" предусмотрены социальные выплаты, которые могут быть направлены на покупку жилого помещения, в том числе с привлечением средств жилищного кредита (включая ипотечный) или займа, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Молодой ученый может быть признан участником программы, если:

  • его возраст не превышает 35 лет (для кандидатов наук) или 40 лет (для докторов наук);
  • если он работает в научной организации научным работником и его общий стаж работы научным работником составляет не менее 5 лет;
  • если он признан научной организацией нуждающимся в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с порядком, определяемым Академией наук и предусматривающим открытость и гласность процедуры признания нуждаемости.

Вопросы ипотечного кредитования студентов на федеральном и муниципальном уровнях решаются в рамках общего вопроса кредитования молодых семей. Думаю, что все-таки пока рано говорить о необходимости формирования у нас специальных программ для ипотечного кредитования студентов.

КонсультантПлюс: Известно, что у студентов есть возможность при необходимости взять образовательный кредит и таким образом оплатить свое обучение в вузе. Существует ли что-то подобное в жилищном кредитовании студентов?

А.В. Чибис: Как я уже говорил, вопросы ипотечного кредитования студентов на государственном и муниципальном уровнях решаются в рамках общего вопроса кредитования молодых семей. Думаю, что разработка специальных продуктов жилищного кредитования студентов - это все же задача на перспективу, поскольку уже сейчас понятно, что такой продукт будет очень рискованным и в этой связи может получится достаточно дорогим, а нам как раз этого не надо. Однако у таких вариантов все равно есть перспективы. Например, первопроходцами в этой сфере могут стать студенты, которые обучаются в рамках реализации контрактной системы и вопрос будущего трудоустройства которых, а значит и будущих доходов, является более прогнозируемым, нежели обычных студентов.

КонсультантПлюс: Не секрет, что многие студенты во время обучения в вузе работают, пытаясь обеспечить проживание в городе. Существуют ли специальности, профессии, работа по которым гарантирует студенту бесплатное жилье или жилье на льготных условиях? Какие вы можете назвать предприятия, которые принимают на работу студентов?

А.В. Чибис: Таких гарантий в настоящее время не существует. Все зависит от условий, на которых работает студент и которые предоставляются работодателем. Предприятий, которые берут на работу студентов очень много, есть даже специальные сайты, которые нацелены именно на эту категорию работников. Будет ли при этом предоставляться бесплатное или льготное жилье, решает работодатель. Если, опять же, обратиться к студентам, которые обучаются в рамках реализации контрактной системы, то, согласно заключаемому между студентом и работодателем контракту, последний обязуется в период обучения в учебном заведении с момента заключения контракта оплачивать по договору с учебным заведением (полностью или частично) проживание в общежитии.

КонсультантПлюс: Что вы можете посоветовать нашим читателям - студентам, которые сегодня пытаются разрешить бремя "квартирного вопроса"? 

А.В. Чибис: Прежде всего, быть активными в поиске возможных вариантов решения своей жилищной проблемы. Один из первых шагов, которые необходимо совершить, - обязательно встать на учет в соответствующем муниципальном органе в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Необходимо тщательно изучить все возможные варианты, которые предоставляет действующее законодательство. Это можно делать самостоятельно, можно обратиться за разъяснениями в муниципальный орган или к юристам, которые специализируются в жилищном праве. Таким образом, у студента должна сложиться четкая и понятная для него картина его дальнейших действий в решении жилищной проблемы. При этом, конечно, надо быть готовыми к тому, что с первого раза мало что получится. Вопрос этот дольно сложный, и многие специалисты на местах с первого раза могут не предоставить вам исчерпывающей и толковой информации. Будьте готовы, что для получения ответов на свои вопросы придется серьезно постараться. Но, как говорится, дорогу осилит идущий, поэтому надо действовать.

Дополнительные вопросы посетителей сайта к А.В. Чибису

 

Документы по теме интервью:

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".
  2. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

К числу основных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления и пользования общежитиями, и иных разъясняющих документов, помимо двух законов, которые уже были упомянуты, можно отнести следующие:

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 105).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 521 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования".
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
  4. Постановление Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 N 328 "Об утверждении Примерного положения об общежитиях".
  5. Приказ Минобрнауки России от 28.12.2011 N 2895 "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования" (зарегистрировано в Минюсте РФ 24 января 2012 г. N 23011).
  6. Приказ Минобрнауки России от 22.03.2012 N 221 "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения начального профессионального образования" (вступает в силу с 1 января 2013 г, зарегистрировано в Минюсте России 10 мая 2012 г. N 24096).
  7. Приказ Минобрнауки России от 15.01.2009 N4 "Об утверждении Порядка приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования" (зарегистрировано в Минюсте России 2 февраля 2009 г. N 13239).
  8. Письмо Федерального агентства по образованию от 27.07.2007 № N 1276/12-16 о направлении для использования в работе подготовленного совместно с Минобрнауки России и Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации Примерного положения о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству по образованию.

 

Студенческие вопросы