"Аудит - это не профессия, это диагноз"

"Аудит - это не профессия, это диагноз"

Онлайн-интервью с проректором по стратегическому развитию, заведующим кафедрой "Аудит и контроль" Финансового университета при Правительстве РФ, доктором экономических наук, профессором Булыгой Романом Петровичем

БулыгаКак строится обучение будущих аудиторов? Какими качествами должен обладать современный аудитор? В чем заключается суть этой профессии? На эти и другие вопросы сайта edu.consultant.ru ответил проректор по стратегическому развитию, зав. кафедрой "Аудит и контроль" Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н., профессор Булыга Роман Петрович.

КонсультантПлюс: Уже давно говорят о переизбытке специалистов юридического и экономического профиля. Как следствие, довольно большая часть выпускников - юристов и экономистов - по специальности не работают. Имеют ли отношение эти утверждения к вашему факультету? Есть ли у вас данные о том, какое количество ваших выпускников работают по специальности? И сколько из них занимаются аудиторской деятельностью? Другими словами, востребованы ли ваши выпускники на рынке труда?

Роман Петрович Булыга: Формальный переизбыток кадров экономического профиля в целом по России действительно имеет место. Связано это с тем, что только самый ленивый вуз в последние годы не готовил экономистов и юристов. Это стало своеобразной модой в вузовской среде. Но это одна сторона правды. Вторая заключается в том, что хороших экономистов и юристов по-прежнему не так много. Любое серьезное кадровое агентство подтвердит, что за дельного бухгалтера, юриста, аудитора работодатели готовы платить приличное вознаграждение.

На мой взгляд, надо различать два совершенно разных процесса: имитацию подготовки экономистов и юристов, которой, к сожалению, продолжает промышлять большое число псевдовузов и непрофильных вузов, и серьезный процесс подготовки специалистов экономического и юридического профилей, реально заниматься которым способно ограниченное количество ведущих университетов России, обладающих необходимой материально-технической базой, кадровым и интеллектуальным потенциалом, научно-методическим обеспечением образовательного процесса.

У таких вузов нет проблем с трудоустройством своих выпускников.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации в настоящее время является головным вузом России, целенаправленно готовящим кадры для финансовой системы страны. Роль лидера накладывает отпечаток на все сферы деятельности университета.

За последние годы средний процент трудоустройства выпускников Финансового университета не опускался ниже 97%. Это один из основных показателей, на основании которых проводится мониторинг деятельности вузов, отражающий как раз трудоустройство по полученной в вузе специальности в течение первого года после окончания вуза.

Что касается факультета учета и аудита Финансового университета, все его выпускники трудоустраиваются по специальности на последнем году обучения в вузе или в течение двух месяцев после его окончания. В частности, более половины выпускников факультета учета и аудита трудоустраиваются в аудиторские фирмы Большой четверки*.

Такая фантастическая (на фоне общей тенденции на рынке образовательных услуг) ситуация с трудоустройством выпускников неслучайна. Как общая стратегия деятельности Финансовым университетом предусмотрена ранняя (уже со 2 курса бакалавриата) профессиональная ориентация студентов. В университете создано и успешно функционирует Управление по трудоустройству и развитию карьеры студентов и выпускников вуза. Проводятся мастер-классы, специальные тренинги по планированию карьерного роста, регулярные презентации и встречи с потенциальными работодателями. Финансовым университетом совместно с работодателями создано 11 так называемых базовых кафедр (в том числе три кафедры с аудиторскими фирмами Большой четверки), которые участвуют в образовательном процессе, принимают студентов и преподавателей Финансового университета на производственную практику и стажировку.


*Примечание: Большой четверкой называют четыре крупнейших в мире компании, предоставляющие аудиторские и консалтинговые услуги: PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG. 

КонсультантПлюс: Разъясните, пожалуйста, ваш факультет занимается подготовкой исключительно аудиторов, или же экономистов широкого профиля? В чем заключается специфика обучения на вашем факультете?

Р.П. Булыга: Финансовый университет всегда работал и, несмотря на все реформы, связанные с Болонским процессом, продолжает работать по принципу максимальной профессиональной специализации своих студентов и выпускников. Мы не готовим "экономистов широкого профиля". Мы готовим бухгалтеров, аудиторов и т.д. для конкретных групп работодателей. Для этого открыт факультет "Учет и аудит", а также специальные кафедры, реализующие дисциплины и формирующие компетенции конкретных специальностей, востребованных на рынке (в частности, возглавляемая мною кафедра "Аудит и контроль"). Факультет учета и аудита и прикрепленные к нему кафедры в рамках направления "Экономика" реализуют профиль "Учет, анализ и аудит" (на уровне бакалавриата) и специальные магистерские программы (например, "Аудит и финансовый консалтинг") на уровне магистратуры.

БулыгаКонсультантПлюс: Как строится образовательная программа будущих аудиторов? Предусмотрено ли образовательной программой обязательное прохождение студентами практики?

Р.П. Булыга: Образовательная программа целенаправленной подготовки будущих аудиторов в рамках уровневой системы высшего образования в Финансовом университете (на факультете "Учет и аудит" и кафедре "Аудит и контроль") осуществляется следующим образом.

При подготовке бакалавров, начиная со второго курса, студентам читаются такие обязательные дисциплины как "Основы финансового контроля" (2 курс), "Корпоративный финансовый контроль" (3 курс), "Аудит", "Основы международных стандартов аудита" (4 курс). Кроме того, студентам предлагается широкий спектр так называемых дисциплин по выбору, раскрывающих методику проведения отдельных направлений и аспектов финансового контроля и аудита. Перечень этих дисциплин ежегодно актуализируется исходя из самых последних веяний в области аудиторской деятельности. В реализации указанных дисциплин помимо штатных преподавателей кафедры принимают участие представители бизнеса (прежде всего из аудиторских фирм Большой четверки), которые проводят мастер-классы и бизнес-тренинги. На базе этих компаний проводится производственная практика студентов и написание ими выпускных квалификационных работ.

На выходе из бакалавриата выпускники факультета учета и аудита Финансового университета обладают достаточным объемом компетенций для работы аудитором, а также сдачи специального экзамена для получения квалификационного аттестата аудитора.

На уровне магистратуры реализуется специальная магистерская программа "Аудит и финансовый консалтинг", целью которой является подготовка руководителей среднего и высшего звена аудиторских фирм и саморегулируемых организаций аудиторов. На этом этапе предусмотрено дальнейшее более углубленное изучение специальных, в том числе аудиторских дисциплин (Аудит: продвинутый курс; Практика применения МСА и др.). Большое внимание уделяется практико-ориентированным занятиям, самостоятельной работе, научным исследованиям, практике магистров. Все это также осуществляется на базе и в тесном взаимодействии с работодателями, открывшими в Финансовом университете базовые кафедры.

КонсультантПлюс: Поясните, в чем заключается суть профессии аудитора? Чем он занимается? Что он должен знать и уметь? Какие знания и навыки дает факультет? Чему, по вашему мнению, в этой профессии сложно научить в вузе?

Р.П. Булыга: В переводе с латинского аудит (аudire) означает понимать происходящий процесс, явление и уметь его оценивать. Я думаю, что в этом и должна заключаться истинная суть профессии аудитора. Аудитор должен понимать суть деятельности проверяемой организации, досконально разбираться в процессе подготовки информации об этой деятельности (учет, отчетность и др.) и на этой основе делать правильные выводы о степени достоверности этой информации; уметь корректно и доступно представлять свои выводы заинтересованным пользователям. Именно так мы стараемся строить обучение на факультете учета и аудита.

Чему сложно научить в вузе - вопрос непростой и, я бы сказал, даже провокационный. В последнее время расхожим (даже со стороны Минобрнауки) стало выражение "образовательная услуга". В глубине души меня коробит такая постановка вопроса, ставящая в один ряд услуги массажиста и "услуги преподавателя". Принципиальное различие между этими "услугами" состоит в том, что для получения качественного массажа пациенту достаточно просто расслабиться и получать удовольствие (процесс односторонний). В случае с "образовательной услугой" все намного сложнее. Здесь "услуга" носит явно выраженный двусторонний характер (обучаемый - обучающий). Качество полученных знаний в значительной степени обусловлено волей, желанием и действиями самого обучаемого. В учебных планах всех вузов большое количество времени отводится на самостоятельные формы обучения. Умение не только впитывать то, что тебе дает преподаватель в аудитории, но и по его заданию эффективно и творчески работать самому - одна из главных болевых точек современного отечественного образования. Это относится к образованию вообще.

Если говорить об образовании аудиторов, то, на мой взгляд, в стенах вуза трудно научить умению работать с нормативными актами (знать, понимать и правильно их применять). Как аудитор со стажем могу сказать, что реальное понимание законов, стандартов и инструкций, а тем более их правильное применение (в контексте всей нормативной правовой базы, сообразно реальной ситуации и правоприменительной практике) приходит только с опытом. Научить этому в вузе, просто читая их или даже разбирая на конкретных (но чужих примерах), очень сложно.

БулыгаКонсультантПлюс: Каким вам представляется современный аудитор? Какие изменения в профессии происходят уже сегодня? Что нужно делать молодым специалистам сейчас, чтобы в будущем быть востребованными на конкурентном рынке труда?

Р.П. Булыга: Основным трендом сегодняшнего дня является переход от узкого понимания аудитора как бухгалтера, проверяющего другого бухгалтера, к широкому взгляду на профессию аудитора. Заинтересованных пользователей уже давно мало интересует мнение аудитора в отношении достоверности только лишь бухгалтерской финансовой отчетности организации. Аудиторы и аудиторские фирмы, делающие ставку только на аудит финансовой отчетности, испытывают серьезные финансовые проблемы. Для того чтобы быть конкурентоспособными, аудиторы должны обладать широким набором компетенций в области бухгалтерского учета, права, экономического анализа, организации бизнеса, стратегического управления, бизнес-консалтинга и т.д. На смену аудиту финансовой отчетности приходит аудит бизнеса.

Более подробно об основных новациях современного аудита и о том, каким представляется аудит XXI века можно прочитать в книге, которую выпустила кафедра "Аудит и контроль" Финансового университета: "Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития" (под редакцией Р.П. Булыги, М.: Юнити-Дана, 2013). Данная книга является базовым учебным пособием при подготовке наших магистров, обучающихся по программе "Аудит и финансовый консалтинг".

КонсультантПлюс: Какое у вас отношение к современным информационным технологиям? Как вы думаете, что ждет экономическое образование в будущем, не поглотят ли его IT-технологии? Должен ли ваш выпускник знать и уметь пользоваться, к примеру, справочными правовыми системами и почему?

Р.П. Булыга: Без них в сегодняшнем мире не обойтись ни в одной сфере деятельности. Но не следует забывать, что это только средство, инструмент, а не цель (если, конечно, речь не идет о профессии специалиста по IT-технологиям). Отсюда ответ на второй вопрос. Я убежден, что то образование, о котором я говорил выше, никакие технологии поглотить не смогут. IT-технологии могут дать информацию, способному человеку они даже могут дать большой объем знаний. Но никакие технологии не научат человека пониманию происходящих процессов, умению использовать знания. Это может дать только умудренный опытом наставник.

Если в вузе образование построено на том, что преподаватели (даже используя "слайд-шоу"), по сути, выступают трансляторами некой суммы знаний, для них IT-технологии - опасный конкурент. Если же преподаватель выступает как модератор образовательного процесса студентов, как наставник и тренер, IT-технологии только облегчат ему труд и высвободят время для творческого общения.

В этом контексте наличие софта, справочных систем, системы КонсультантПлюс и т.п. - необходимый атрибут, повышающий эффективность современного образовательного процесса.

КонсультантПлюс: Ну и напоследок, просим вас сказать напутственное слово нашим читателям - студентам экономических факультетов, которые в будущем надеются связать себя с профессией аудитора.

Р.П. Булыга: У аудиторов есть такая поговорка: аудит - это не профессия, это диагноз.

Если вы уже поставили себе такой диагноз или чувствуете появление симптомов этой болезни - милости просим в наше сообщество.


Документы по теме интервью:

Профессия аудитор