Все о юрфаке или как обучают юристов

Все о юрфаке или как обучают юристов

Онлайн-интервью с преподавателями московских вузов

Что изменилось в российском юридическом образовании, какие дисциплины важны для юриста, как соотносится теория с практикой в программе обучения? Мы поговорили с преподавателями МГИМО, Финуниверситета и РГУП. Также обсудили, какова ответственность вуза в обучении юриста и его дальнейшей работе по специальности.

 

Никита Молчаков

КонсультантПлюс: Все меняется с годами, в том числе и подход к образованию юристов. Какие сегодня наметились изменения в юридическом образовании или что, по вашему мнению, уже следует поменять, учитывая изменения в мире и обществе?

Никита Юрьевич Молчаков, к.ю.н., декан Международно-правового факультета МГИМО: Качественное юридическое образование сегодня возможно только при сочетании традиционных подходов и инновационных методик в учебном процессе. Программы Международно-правового факультета МГИМО отличает ориентация на сравнительное правоведение, сильная подготовка по международному праву, международному частному праву и правовому регулированию внешнеэкономических связей, обязательное изучение двух иностранных языков. Это наши традиции, заложенные много десятилетий назад выдающимися отечественными юристами-международниками Ф.И. Кожевниковым, Р.Л. Нарышкиной, В.А. Кабатовым, С.Н. Лебедевым, Ю.М. Колосовым, И.П.Ильинским, другими профессорами и преподавателями факультета. Наша школа преподавания иностранного языка специальности на сегодняшний день не имеет аналогов в России. В то же время мы понимаем, что подготовка юриста должна идти в ногу со временем. Речь идет об обязательном освоении студентами навыков работы с информационными ресурсами и правовыми базами данных. Отмечу, что на этом направлении огромную поддержку факультету оказывает компания «КонсультантПлюс». Если же говорить об отдельных тенденциях, то мне бы хотелось подчеркнуть изменение требований рынка труда к нашим выпускникам.

Во-первых, работодатели все большее внимание уделяют не столько узкой специализации, сколько наличию у молодых юристов-международников универсальных компетенций, сформированных вокруг мощного цивилистического ядра в рамках подготовки на уровне бакалавриата и магистратуры. Это не означает, что гражданско-правовые дисциплины должны постепенно вытеснить предметы иной отраслевой направленности. Отнюдь нет. Речь идет о грамотной интеграции цивилистического компонента в общую структуру образовательной программы бакалавриата или магистратуры.

Во-вторых, современный юрист-международник должен уметь работать в рамках полисистемных нормативных комплексов, что подразумевает наличие у него навыков работы с нормами российского и зарубежного права, международного и наднационального права, а также с международными стандартами, которые являются следствием нормотворческой деятельности международных организаций.

И третий момент, заслуживающий внимания, – это возможность выбора студентами на уровне магистратуры индивидуальных образовательных траекторий, что подразумевает отказ от традиционного для российских юридических факультетов кафедрального или узкоспециализированного подхода к формированию профиля магистерских программ. Такое преобразование было осуществлено в прошлом году на Международно-правовом факультете в рамках реализации программы развития «Приоритет 2030», чему посвящена отдельная статья в девятом номере журнала «Юридическое образование и наука» за 2022 год (https://mgimo.ru/upload/2022/09/mp-mgimo-masters_tolstopyatenko-molchakov-egorova.pdf).

Гульнара Флюровна Ручкина, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ, декан Юридического факультета, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации: Стремительные изменения, происходящие, как мы видим, в общественно-политической, экономической и иных сферах жизни, трансформации под влиянием цифровизации, серьезные внешние вызовы и угрозы, требуют перенастройки вузовской системы для создания уникальной национальной модели образования, с одной стороны, основанной на традиционных ценностях, сформированных на разных исторических этапах развития России, а с другой – отвечающей технологическим, политическим, социальным и иным запросам.

Уже сегодня формируется образование будущего с его основными трендами, улучшающими процесс обучения, воспитания патриотически настроенной всесторонне развитой личности, с качественными, практико-ориентированными знаниями, востребованной отечественной экономикой и работодателями. Такая модель вузовского образования, в полной мере отвечающая требованиям цифровой экономики и общества знаний, должна помогать формировать всю систему компетенций у студентов - от профессиональных до коммуникативных и цифровых.

Представляется, что современное юридическое образование должно базироваться на следующих принципах:

  • "образование через науку" - обязательное участие студентов и преподавателей в исследовательской деятельности научных школ, решение научно-практических задач для формирования инновационного мышления;
  • "цельность теории и практики" - органическое сочетание фундаментальных (научных) дисциплин, направленных на развитие интеллекта и практических курсов, развивающих профессиональные компетенции;
  • "мультидисциплинарность" - интеграция юридических и экономических дисциплин, направленная на развитие креативных и профессиональных компетенций;
  • "образование в процессе жизни" - создание возможностей для всех выпускников постоянно актуализировать свои знания, развивать новые профессиональные компетенции, делиться собственным практическим опытом.

Светлана Сергеевна Тропская, к.ю.н., доцент, заместитель декана факультета подготовки специалистов для судебной системы очной формы обучения Российского государственного университета правосудия: Действительно, мир стремительно меняется, и перед системой высшего образования, в том числе юридического, ставятся новые задачи. Главными среди них, на мой взгляд, являются следующие.

Во-первых, в послании Президента РФ Федеральному собранию 22 февраля 2023 года прозвучал тезис о необходимости возврата к специалитету и постепенного отказа от двухуровневой системы (бакалавриат-магистратура). Эта идея озвучивалась на разных уровнях и в прошлом году, но теперь она оформилась в качестве стратегического направления развития отечественного высшего образования. Конечно, мы пока не знаем, как это будет реализовано, но учитывая то, как труден был переход на двухуровневую систему, как резко возросла бюрократизация обеспечения учебного процесса, и то, что уже более десяти лет проходят все новые и новые выпуски бакалавров, хотелось бы надеяться на постепенность, продуманность, глубокую и всестороннюю проработку осуществления этого решения.

В целом, мне хотелось бы поддержать эту идею в отношении именно высшего юридического образования. Если специалитет предполагал апробированную временем стройную систему наполнения учебных планов, довольно большое число аудиторных часов на проведение занятий как по фундаментальным дисциплинам, так и по дисциплинам специализации, то внедрение двухуровневой системы во многих случаях обладало многими недостатками. Например, количество аудиторных часов, даже в магистратуре очной формы обучения резко сократилось; двухуровневая система требует более продолжительного периода обучения (и соответственно его оплаты). Не говоря о том, что в юридическую магистратуру может прийти выпускник бакалавриата совершенно по другому направлению подготовки (экономика, химия, математика) и качество выпускника-магистранта, не обладающего фундаментальными юридическими знаниями, ставится под большое сомнение.

Во-вторых, после пандемии ковида и опыта дистанционного образования, появилось более сдержанное отношение к активному внедрению цифровых технологий. Очень явно обнаружилась ценность человеческого фактора: непосредственного, живого, личного взаимодействия преподавателя и студента. Причем, это касается не только семинарских занятий, когда на дистанте многие студенты часто не утруждались готовиться и учить задания, а читали тут же с экрана, но и лекций. Усвояемость и восприятие лекционного материала резко снизились. Не говоря уж о том, что многие студенты после периода дистанционного обучения во многом утратили коммуникативные навыки, которые для будущего юриста представляются бесценными.

Поэтому, не умаляя важности информационных технологий, представляется правильным ставить в приоритет личностное взаимодействие в учебном процессе, отведя таким технологиям служебную, вспомогательную роль.

 

Гульнара Ручкина

КонсультантПлюс: Какое количество дисциплин сегодня изучают будущие юристы и насколько это оправданно? Какие вы видите в этом плюсы и минусы. На каких, на ваш взгляд, дисциплинах сегодня следует делать особый упор в программе обучения?

Н.Ю. Молчаков (МГИМО): Юридическое образование на уровне бакалавриата наиболее стандартизировано среди всех направлений подготовки. Студент в обязательном порядке должен освоить 29 дисциплин согласно действующему федеральному образовательному стандарту. Кстати, в этот перечень не входят такие важные предметы как «Русский язык и культура речи», «Римское право», «Логика», «Правоохранительные органы и суды», «Административный процесс», «История политических и правовых учений». Если же говорить о подходе самого стандарта к структуре подготовки на уровне бакалавриата, то в ней просматриваются три компонента – общегуманитарный блок, общепрофессиональный блок и блок специализации.

На Международно-правовом факультете значительное количество дисциплин на 1 курсе носят общегуманитарный характер, 2-3 курсы посвящены общепрофессиональной подготовке, объединяющей как предметы, предусмотренные стандартом, так и традиционные для нас дисциплины по иностранному праву, основанные на сравнительно-правовом подходе. На 4 курсе студенты могут выбрать один из пяти модулей специализации, профиль которых соответствует выпускающим кафедрам факультета. Это кафедра международного частного и гражданского права, кафедра международного права, кафедра административного и финансового права, кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, кафедра интеграционного права и прав человека. При этом на протяжении 4 лет бакалавриата наши студенты изучают первый иностранный язык (а с 3 курса – и язык профессии) в объеме не менее 4 занятий в неделю (а по восточным языкам – арабскому и турецкому – в объеме 5 занятий), со второго по четвертый курс – второй иностранный язык (3 занятия в неделю).

На уровне же магистратуры в образовательном процессе мы сочетаем три элемента – сильную универсальную правовую подготовку (в нее, в частности, входят курсы по сравнительному корпоративному праву, праву международной торговли, международному финансовому праву), углубленное изучение иностранного языка специальности и возможность выбора студентами индивидуальных образовательных траекторий.

Завершая ответ на вопрос и признавая важность цивилистического ядра современных образовательных программ по праву, начинающегося с базового курса римского частного права и заканчивающегося отдельными гражданско-правовыми дисциплинами специализации на уровне магистратуры, я бы не стал разделять предметы на основные и второстепенные. Сильное юридическое образование должна отличать системность подготовки будущего выпускника, в нашем случае – юриста-международника.

Г.Ф. Ручкина (Финуниверситет): Значительную часть изучаемых дисциплин составляют обязательные для изучения всеми юристами, так называемые базовые дисциплины. В дисциплинах профиля, в элективных дисциплинах вуз имеет возможность проявить свою специфику. Это хорошо и для вузов, которые имеют возможность показать свою уникальность. Важно это и для будущих юристов, которые могут выбирать образовательную организацию, программу, профиль подготовки под свои индивидуальные запросы и будущие профессиональные интересы.

Если говорить о бакалаврах, то для них учебный план предусматривает порядка 50 дисциплин на весь процесс обучения. Если говорить о магистратуре, - то это порядка 20 дисциплин на весь период обучения.

Учитывая тренды при формировании дисциплин, важно сформировать принципиально новые подходы к обучению этим дисциплинам, в результате чего экономика нашей страны получит профессионалов, способных быстро и качественно решать комплексные практические задачи, включая сферу цифровых технологий и работы с данными, отраслевых бизнес-процессов и IT-решений.

С.С. Тропская (РГУП): Если посмотреть по уровням подготовки, на бакалавриате изучается около 60 дисциплин, в магистратуре – около 20, а на специалитете – около 70. По сравнению с советским, к примеру, периодом, количество дисциплин резко возросло. С одной стороны, это оправдано появлением и развитием новых правовых институтов и даже новых отраслей права. Например, если раньше в Гражданском кодексе было всего две части, сейчас – четыре, и Особенная часть требует большего времени для изучения. Разрослось и финансовое право, появилась потребность выделять в отдельные дисциплины такие его части, как налоговое право, бюджетное право. Нельзя обойти вниманием внедрение в юридическую деятельность цифровых технологий, что должно отражаться как в преподавании традиционных предметов, так и формировании новых.

С другой стороны, руководствуясь принципом английского философа Оккама, не следует без нужды умножать количество сущностей. Появление новых дисциплин должно иметь под собой объективное основание и настоятельную необходимость, в противном случае существует риск несформированности у студента целостного и системного восприятия юридических знаний.

В любом случае для будущего юриста необходимо усвоить фундаментальные и прикладные юридические дисциплины: теорию и историю государства и права, гражданское право, уголовное право, гражданский и арбитражный процесс, уголовный процесс.

 

Светлана Тропская

КонсультантПлюс: Как у вас в вузе организуется практика для будущих юристов? Насколько она эффективна, на ваш взгляд, в выработке профессиональных навыков юристов?

Н.Ю. Молчаков (МГИМО): В вопросе о практикоориентированности юридического образования на Международно-правовом факультете я бы отметил три момента.

Во-первых, все наши студенты проходят учебную практику, которая подразумевает формирование у них навыков работы с информационными ресурсами и правовыми базами данных. В частности, по результатам данной практики ребята в обязательном порядке должны получить соответствующий сертификат компании «КонсультантПлюс». Это условие выставления зачета по данному типу практики. Во-вторых, на четвертом курсе бакалавриата и на втором курсе магистратуры студенты уходят на преддипломную практику. Система здесь работает весьма эффективно, и большинство наших ребят идут практиковаться в федеральные органы государственной власти или крупные юридические и консалтинговые компании. В конечном итоге по окончании Университета многие из них остаются работать в тех местах, где они проходили преддипломную практику. В-третьих, огромное значение для практикоориентированности образования имеют мастер-классы ведущих юристов, которые на регулярной основе проводятся на факультете.

Кроме того, начиная с прошлого учебного года мы стали практиковать совместное преподавание отдельных дисциплин нашими преподавателями и практикующими юристами. Например, к курсу по праву международной торговли в магистратуре привлекались юристы из крупных компаний («Аиткулов и партнеры», «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», «Better Chance» и др.). Курс по медицинскому и фармацевтическому праву мы реализуем совместно с компанией BGP Litigation. Такой подход находит положительный отклик среди студентов, поэтому движение в этом направлении будет продолжено.

Г.Ф. Ручкина (Финуниверситет): Будущие юристы могут работать в самых различных областях права и этот фактор надо учитывать при их подготовке. Однако специалисты с юридическим образованием должны обладать несколькими общими ключевыми навыками, необходимыми для достижения успехов в работе независимо от сферы, где работает юрист (коммуникативные, умение применять полученные знания на практике, умение работать в команде, способность критически мыслить, цифровые навыки и другие). Целью прохождения практики является выработка профессиональных навыков и умений, моделирование в естественных условиях конкретных правовых ситуаций и их разрешение, совершенствование полученных компетенций, проверка уровня готовности будущих юристов к самостоятельной работе.

На Юридическом факультете Финансового университета студенты уже с 1 курса участвуют в проектной деятельности, проходят стажировки без отрыва от учёбы в организациях – партнёрах университета – потенциальных работодателей; проходят практику в органах государственной власти и местного самоуправления, в ведущих компаниях, финансовых учреждениях и корпорациях. Достаточное количество преподавателей – практиков, реализующих учебный процесс, а также дополнительное привлечение к занятиям практикующих юристов на разовой основе для проведения занятий также является значимым фактором. Активно работает и Юридическая клиника «Центр правовой поддержки», где студенты под руководством преподавателей приобретают неоценимый практический опыт: формируют навыки проведения юридических консультаций и оказания правовой помощи,повышают уровень профессиональной речи и письма, адаптируются и к рабочим процессам юриста. Такая комплексная система получения профессиональных навыков, параллельно с теоретическим обучением, является достаточно эффективной.

Эффективность практики в выработке профессиональных навыков юристов при подготовке специалистов на юридическом факультете определяется и востребованностью выпускников работодателями. Востребованность выпускников юридического факультета Финансового университета достаточно высокая среди потенциальных работодателей, о чём говорят рейтинги (например, юридический факультет уже несколько лет подряд входит в TOP5 (занимает 4 место) юридических факультетов вузов России по уровню зарплат молодых специалистов (рейтинг SuperJob); в TOP10 по показателю самых востребованных юридических факультетов (рейтинг газеты «Коммерсант»)).

С.С. Тропская (РГУП): В нашем вузе - Российском государственном университете правосудия создана обширная база практик. Конечно, делается упор на судебную систему, поскольку учредителем университета является Верховный Суд Российской Федерации. Поэтому наши студенты имеют возможность пройти практику как в московских, так и региональных судах: судах общей юрисдикции, арбитражных судах, в гарнизонных военных судах и даже в Верховном Суде. Кроме того, университетом заключены договоры о прохождении практики с другими государственными органами и учреждениями: Главной военной прокуратурой, Федеральной налоговой службой, Федеральной нотариальной палатой и др. Также мы можем направлять на практику студентов в коммерческие структуры.

Для организации практики в университете создано специальное структурное подразделение: отдел практик и трудоустройства студентов. Также на факультетах непосредственно со студентами работают заместители декана по практике и трудоустройству. Они оформляют документы на практику, проводят организационные собрания, профориентационные мероприятия.

В целом, считаю полезным прохождение практики для студентов, важно еще в период обучения представлять, хотя бы приблизительно, достоинства и недостатки выбранной профессии.

 

КонсультантПлюс: Как вы думаете, сколько нужно в реальности отводить времени на теорию и практику в обучении юристов?

Н.Ю. Молчаков (МГИМО): В юридическом образовании, как мне представляется, необходимо выдерживать баланс между теорией и практикой. Хорошая базовая теоретическая подготовка – это залог будущей успешной деятельности юриста-практика. На Международно-правовом факультете мы видим достижение искомого баланса в более рациональном использовании классической схемы организации учебного процесса в рамках лекционных и семинарских занятий. Теория должна даваться студентам, главным образом, на лекциях, а ее знание проверяться путем тестирований.

В то же время семинары должны иметь более «практичный» характер и быть посвящены не столько закреплению лекционного материала, сколько решению задач, проведению модельных судебных или арбитражных заседаний, рассмотрению правоприменительной практики. В настоящее время силами профессорско-преподавательского состава факультета и приглашаемых практикующих юристов разрабатывается серия практикумов к целому ряду дисциплин учебного плана, начиная от теории государства и права и заканчивая отдельными предметами на уровне магистратуры (международный гражданский процесс, медицинское и фармацевтическое право, правовое сопровождение медиации и др.).

Г.Ф. Ручкина (Финуниверситет): Теоретические знания для студентов-юристов имеют такое же важное значение, как и практические знания, поэтому здесь необходимо соблюдать баланс. Хорошая базовая теоретическая подготовка с преломлением к существующей практической реальности.

Если говорить о соотношении теория/практика, то сейчас общая трудоемкость учебного плана для студентов-бакалавров составляет порядка 7,5 тысяч академических часов, из них около 900 часов отводится на прохождение практик, что, на наш взгляд, вполне достаточно, поскольку это позволяет сформировать у студентов навыки практической работы с учетом дополнительного общения с практикующими юристами в процессе получения теоретических знаний, а также стажировок и проектной деятельности.

При этом практика делится на учебную, в результате которой студент получает профессиональные умения и навыки в правоприменительной деятельности, и производственную – по получению профессиональных умений и опыта в экспертно-консультационной и правоприменительной деятельности.

С.С. Тропская (РГУП): Думаю, что на бакалавриате и на специалитете (а в нашем университете открыто два юридических специалитета, по специальностям: Судебная и прокурорская деятельность и Судебная экспертиза), выделено достаточное время для прохождения практик.

Для студентов уровня бакалавриата предусмотрено два вида практик: учебная, она проводится на 2 курсе, и производственная – на 4 курсе. Для студентов специалитета, помимо этого, еще предусмотрена преддипломная практика – на 5 курсе.

Как представляется, в юридическом вузе все-таки основной упор должен быть сделан на теоретическое обучение, а практика должна носить вспомогательный характер.

 

КонсультантПлюс: И напоследок: на ваш взгляд, способен ли вуз выучить юриста, чтобы он смог работать по специальности и быть востребованным, или в этом процессе все зависит только от самого студента, от его заинтересованности в учебе и мотивации?

Н.Ю. Молчаков (МГИМО): Задача любого юридического вуза или факультета – создать надежную базу для будущих профессиональных успехов его выпускников. Мир права безграничен, поэтому профессора и преподаватели должны давать нашим студентам правильные ориентиры для дальнейшей карьеры и профессионального роста. На Международно-правовом факультете эти ориентиры мы создаем при помощи сравнительно-правового подхода к преподаванию юридических дисциплин. В силу данного обстоятельства наши выпускники очень адаптивны к тем требованиям, которые предъявляются к ним работодателями. Этот факт подтверждается компанией Superjob, в рейтинге которой выпускники Международно-правового факультета по уровню стартовых зарплат занимают первое место. В то же время международно-ориентированный характер нашего образования открывает широкие возможности для работы наших выпускников и за рубежом.

Исключением из этого правила не стал и 2022 год. Наши выпускники защищают национальные интересы Российской Федерации в рамках международных организаций, представляют интересы российских компаний в иностранных арбитражных учреждениях, осуществляют правовое сопровождение внешнеэкономических связей в условиях различных санкционных ограничений.

Г.Ф. Ручкина (Финуниверситет): Учебный процесс, а точнее его успешное прохождение – взаимная ответственность вуза и студента. Вуз с грамотно составленной образовательной программой, качественным кадровым составом, реализующим практико-ориентированный подход к обучению, предлагает широкие возможности для овладения знаниями. Однако, если студент при этом останется пассивным, равнодушным слушателем, не проявляющим интерес и тягу к получению этих знаний, все усилия вуза будут напрасны. Важным аспектом здесь является мотивированность студента на получение знаний, любознательность, поиск ответов на сложные вопросы, умение самостоятельной работы для получения углубленных знаний.

Мировоззрение студента, его мотивация и заинтересованность создается многими факторами, в том числе преподавателями вуза, внутренней академической культурой вуза. Харизматичный, увлеченный своей дисциплиной преподаватель способен увлечь и заинтересовать практически любого студента. Поэтому для построения эффективной и качественной модели образования в постоянно изменяющихся условиях государственно-правового развития, цифровой экономики и информационного общества, необходимо изменить подходы и роль преподавателя, отношение к обучающимся и непосредственно процессу преподавания.

С.С. Тропская (РГУП): На мой взгляд, образование - это процесс двусторонний, это не услуга, оказываемая пассивному потребителю. Конечно, вуз обязан дать возможность студентам глубоко и всесторонне освоить юридические дисциплины, заложить основу для дальнейшего развития профессиональных навыков. Но и студенты должны прилагать усилия, ведь не случайно слово «студент» произошло от латинского studens – усердно работающий, занимающийся, домогающийся знаний.

Выбор юридического профиля

Юридическое образование