Транспортировка сжиженного газа

В России транспортировка сжиженного газа от предприятий-производителей до оптовых потребителей (нефтехимических предприятий, баз, газонаполнительных станций и на экспорт) осуществляется в основном железнодорожным транспортом в специально оборудованных цистернах или непосредственно по трубопроводам (продуктопроводам). Продуктопроводы, протяженность которых незначительна, обычно соединяют несколько предприятий, объединенных единой технологией, или предприятия и наливные железнодорожные эстакады.

Для доставки сжиженного газа до потребителей создана сеть кустовых баз (общее количество - 14) и газонаполнительных станций (общее количество - 179), предназначенных для приема, хранения и распределения сжиженного газа.

Емкость мощностей газонаполнительных станций и кустовых баз для хранения сжиженного газа составляет около 80 тыс. куб. метров или около 36 тыс. тонн.

Крупнейшим перевозчиком сжиженного газа в специализированных железнодорожных цистернах является федеральное государственное унитарное предприятие "СГ-транс". На его долю приходится около 70 процентов общего объема железнодорожных перевозок сжиженного газа в стране.

Большая часть сжиженного газа для бытовых нужд перевозится цистернами предприятия "СГ-транс", причем его территориальные филиалы, осуществляющие реализацию газа, играют существенное значение (как базы хранения) для обеспечения населения сжиженным газом.

Затраты предприятий на перевозку сжиженного газа по железным дорогам состоят из регулируемого государством тарифа Министерства путей сообщения Российской Федерации и нерегулируемой стоимости услуг предприятия "СГ-транс". Стоимость услуг указанного предприятия составляет в среднем 40 - 80 процентов железнодорожного тарифа.

Другими крупными владельцами железнодорожных цистерн для перевозки сжиженного газа являются компании, входящие в состав открытых акционерных обществ "Газпром" и "НК "ЛУКОЙЛ".