Маневровая работа

3.6.10. Маневровый локомотив, осуществляющий маневровую работу, с вагонами загруженными ВМ, должен быть оборудован радиосвязью.

Составитель поездов, участвующий в проведении таких маневров, должен иметь исправное носимое переговорное устройство.

3.6.11. О предстоящем проведении маневров с вагонами, загруженными ВМ, дежурный по станции или маневровый диспетчер, или дежурный по сортировочной горке (далее - горка, полугорка) обязан, в порядке и средствами, установленными предусмотренной в пункте 3.6.19 настоящих Правил местной инструкцией, предупредить причастных: составителя поездов и машиниста локомотива.

Если в перевозочных документах на вагоны с ВМ или на вагоны из состава транспорта имеется штемпель "Не спускать с горки", то маневры с ними должны проводиться способами "осаживания" или "съема" указанных вагонов локомотивом со стороны подгорочного парка с соблюдением норм прикрытия с особой осторожностью, без "толчков" и резких остановок. Скорость соударения вагонов с ВМ при их сцеплении с другими вагонами или с локомотивом не должна превышать 3 км/час. Пропуск этих вагонов через горку должен производиться только с отдельным локомотивом.

После постановки на сортировочные пути эти вагоны должны немедленно ограждаться со стороны горки, полугорки, "вытяжки" двумя охранными тормозными башмаками, устанавливаемыми "в шахматном порядке" на оба рельса через 25 метров друг от друга таким образом, чтобы общее расстояние от ограждаемых вагонов с ВМ до тормозного башмака, расположенного первым от парковой тормозной позиции, было не менее 50 метров.

Если расстояние от вагона с ВМ до конца парковой тормозной позиции составляет менее 50 метров, но более 25 метров, охранные башмаки должны устанавливаться на оба рельса на расстоянии 25 метров от ограждаемого вагона с ВМ.

Если расстояние от вагона с ВМ до конца парковой тормозной позиции составляет менее 25 метров, то охранные башмаки должны устанавливаться на оба рельса перед концом парковой тормозной позиции со стороны охраняемого вагона с ВМ.

Последующие "отцепы" из вагонов, направляемые на эти пути, должны быть остановлены до места расположения охранных тормозных башмаков с накоплением группы, состоящей не менее, чем из 10 вагонов. Нормальный режим роспуска вагонов или их направление при маневрах "толчками" может восстанавливаться только после того, как вагоны с ВМ (включая вагоны, относящиеся к транспорту) соединены с вагонами указанной группы и находятся под ее прикрытием.

Если расстояние от вагонов с ВМ (включая вагоны, относящиеся к транспорту) до конца парковой тормозной позиции со стороны горки, полугорки или вытяжки менее 50 метров, то последующие отцепы на эти пути должны направляться только способом "осаживания".

3.6.12. Вагоны с ВМ, в перевозочных документах на которые отсутствует штемпель "Не спускать с горки", допускаются к роспуску с горок и производству маневров "толчками". Скорость соударения таких вагонов при сцеплении с другими вагонами не должна превышать 5 км/час.

В процессе такого роспуска дежурный по горке (оператор "распорядительного поста") или "горочный составитель" должен информировать операторов "исполнительных постов", регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных "стрелочных постов" о каждом, готовящемся к спуску "отцепе" с вагонами, загруженными ВМ. Все работники, участвующие в роспуске, при спуске с горки таких отцепов, а также при пропуске любого отцепа на пути, где имеются вагоны с ВМ, должны быть особенно внимательными, обеспечивать безопасность роспуска и сохранность подвижного состава.

Скорость надвига, а также сила торможения на тормозных позициях должны регулироваться с учетом создания необходимых интервалов между отцепами и безусловного соблюдения установленных скоростей при соударении этих вагонов с другими вагонами. Такой же порядок и меры безопасности должны соблюдаться с указанными вагонами и при производстве маневров "толчками".

3.6.13. Перед началом производства маневров с вагонами, загруженными ВМ, возглавляющее сопровождение и/или охрану ВМ лицо (начальник караула, наряда, старший отряда уполномоченных отправителем (получателем) проводников, в том числе, относящихся к организации железной дороги по сопровождению и охране перевозимых грузов), должно предупреждаться ответственным работником станции о предстоящих маневрах в порядке, предусмотренном местной инструкцией, в соответствии с пунктом 3.6.19 настоящих Правил.

3.6.14. Машинисту запрещается передавать своему помощнику управление локомотивом при производстве маневров с вагонами, загруженными ВМ, в том числе в контейнерах.

3.6.15. Места стоянки вагонов с ВМ вне поездов на путях станции, кроме случаев нахождения таких вагонов под накоплением на сортировочных путях, порядок их закрепления, ограждения, предусматриваются в ТРА станции в соответствии с требованиями инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, инструкции по сигнализации на железных дорогах и местной инструкции, в соответствии с пунктом 3.6.19 настоящих Правил.

Вагоны с сопровождающими и охраняющими ВМ лицами размещаются на том же или на смежном с ним пути на расстоянии не более 50 метров от сопровождаемых ими вагонов с ВМ с учетом предусмотренного в пункте 3.6.11 настоящих Правил ограждения охранными башмаками вагонов с ВМ.

Закрепление вагонов на станционных и погрузочно-выгрузочных путях производится в порядке и по нормам, установленным ТРА станции.

3.6.16. Применяемые для подачи, уборки вагонов с ВМ, в том числе на подъездных путях, тепловозы должны, независимо от используемого на них топлива, быть оборудованы противопожарными устройствами в порядке, предусмотренном в пункте 3.11.6 настоящих Правил.

При выполнении указанных работ должны соблюдаться меры пожарной безопасности, установленные для каждого объекта комиссионным порядком.

Перед подачей вагонов для погрузки ВМ маневровый диспетчер (дежурный по станции) в порядке, предусмотренном местной инструкцией, в соответствии с пунктом 3.6.19 настоящих Правил обязан убедиться в том, что предназначенные для этих ВМ вагоны осмотрены и признаны годными в техническом отношении.

Вагоны с ВМ при подаче (уборке) на подъездные пути должны иметь прикрытие в соответствии с нормами, установленными в пункте 3.6.6 настоящих Правил.

В местных инструкциях, предусматривающих обслуживание подъездных путей, принимающих под выгрузку или отправляющих вагоны с ВМ, должны быть определены маршруты подачи и уборки таких вагонов, скорости передвижения маневровых составов с ними, порядок следования через переезды и охраны маршрутов, а также другие меры, необходимые для обеспечения безопасности в зависимости от местных условий.

3.6.17. В оформляемом перевозчиком натурном листе на каждый сформированный поезд, в составе которого находятся вагоны с ВМ, должны быть внесены в графу "Особые отметки" отметки, предусмотренные инструкцией по составлению натурного листа поезда формы ДУ-1.

3.6.18. Запрещается наносить на вагоны, контейнеры с ВМ какие-либо меловые отметки и надписи, касающиеся наименований станций погрузки, сортировки, и выгрузки, а также характера этих ВМ.

3.6.19. На всех сортировочных и участковых станциях, станциях погрузки, выгрузки, перегрузки, перестановки вагонов с колеи одной ширины пути на колею другой ширины пути, а также на других станциях, на которых это необходимо, должна быть в качестве приложений к ТРА станции разработана и утверждена в установленном порядке местная инструкция о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ.

В указанной инструкции должен быть с учетом местных условий предусмотрен перечень и порядок выполнения регламентных работ, в том числе:

- порядок оповещения причастных работников станций, пунктов технического обслуживания, а также локомотивных депо, и возглавляющего сопровождение и охрану ВМ лица о предстоящих приемах и отправлениях поездов, проведении маневров и других технологических операций с вагонами, загруженными ВМ;

- порядок приема, сквозного пропуска, подготовки к отправлению и отправления поездов, а также проведения маневровой работы с вагонами, загруженными ВМ;

- порядок документирования выдачи локомотивов с исправными искрогасительными (искроулавливающими) устройствами для проведения маневров;

- порядок выключения, включения автотормозов у вагонов с ВМ при проведении с ними маневровой работы;

- порядок выполнения операций по техническому и коммерческому осмотрам вагонов с ВМ, в том числе в контейнерах;

- порядок учета нахождения на станции вагонов с ВМ, в том числе в контейнерах, и, при необходимости, их идентификация с аварийными карточками;

- необходимые для принятия меры безопасности при наступлении нештатных ситуаций (например: туман, метель, ураганный ветер, снежные заносы, отказ технических средств станции);

- порядок информирования работников станции о возникновении аварийных и иных чрезвычайных ситуаций и о необходимых для проведения организационных действиях;

- условное обозначение вагонов с ВМ в технических документах;

- регламент устных команд, подаваемых на станции, в том числе по громкоговорящей связи, связанных с формированием групп вагонов, поездов, проведением маневровой работы и другими необходимыми сведениями о ВМ;

- порядок проведения маневровой работы с вагонами с ВМ на сортировочных горках, как в случаях разрешения, так и в случаях запрещения роспуска этих вагонов с таких горок;

- место разрешенного нахождения отстоя вагонов с ВМ вне поездов или под накоплением;

- письменные "наряды на производство работ с ВМ".

При автоматизации технологических процессов производства поездной и маневровой работы на станциях перечень и порядок регламентных работ, приведенные в местной инструкции, определяются железной дорогой.

(абзац введен протоколом от 20.11.2023)

3.6.20. В случае возникновения не предусмотренной настоящими Правилами ситуации, связанной с формированием поездов, и маневровой работой, следует руководствоваться правилами технической эксплуатации железных дорог, инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, другими нормативными правовыми актами, документами.