Таблица 2. Структура ООП бакалавриата
┌────┬───────────────────────────┬───────┬────────────────────────┬───────┐
│Код │ Учебные циклы и │Трудо- │ Перечень дисциплин для │Коды │
│УЦ │проектируемые результаты их│емкость│ разработки примерных │форми- │
│ООП,│ освоения │(зачет-│ программ, а также │руемых │
│раз-│ │ные │ учебников и учебных │компе- │
│дела│ │еди- │ пособий │тенций │
│ │ │ницы) │ │ │
│ │ │<*> │ │ │
├────┼───────────────────────────┼───────┼────────────────────────┼───────┤
│Б.1 │Гуманитарный, социальный и │35 - 45│Английский язык │ОК-1 │
│ │экономический цикл │18 - 22│Экономика и управление │ОК-2 │
│ │Базовая часть │ │производством │ОК-3 │
│ │В результате изучения │ │История России │ОК-4 │
│ │базовой части цикла студент│ │(Отечественная │ОК-5 │
│ │должен: │ │история) │ОК-6 │
│ │знать: разговорные формулы │ │Философия │ОК-7 │
│ │в коммуникативных │ │Правоведение │ОК-8 │
│ │ситуациях, основы чтения, │ │ │ОК-9 │
│ │письма и перевода │ │ │ОК-14 │
│ │литературы по │ │ │ПК-3 │
│ │специальности, │ │ │ПК-4 │
│ │профессиональной лексики; │ │ │ │
│ │основные этапы развития │ │ │ │
│ │экономической теории, │ │ │ │
│ │микро- и макроэкономики, │ │ │ │
│ │экономические основы │ │ │ │
│ │функционирования │ │ │ │
│ │предприятия: формирование │ │ │ │
│ │материальной базы, │ │ │ │
│ │оборотных фондов, сырьевых,│ │ │ │
│ │трудовых и финансовых │ │ │ │
│ │ресурсов, форм организации │ │ │ │
│ │производства, его │ │ │ │
│ │технической подготовки и │ │ │ │
│ │обслуживания, вопросы │ │ │ │
│ │управления качеством │ │ │ │
│ │продукции; основы │ │ │ │
│ │планирования деятельности │ │ │ │
│ │предприятия; виды и формы │ │ │ │
│ │менеджмента, функции │ │ │ │
│ │управления, социально- │ │ │ │
│ │психологические основы, │ │ │ │
│ │стиль менеджмента, личные │ │ │ │
│ │качества руководителя, │ │ │ │
│ │разработку, принятие и │ │ │ │
│ │обоснование эффективности │ │ │ │
│ │принимаемых управленческих │ │ │ │
│ │решений. Сущность, роль и │ │ │ │
│ │основные понятия │ │ │ │
│ │маркетинга; состояние │ │ │ │
│ │спроса, задачи, элементы, │ │ │ │
│ │субъекты и функции │ │ │ │
│ │маркетинга; содержание и │ │ │ │
│ │особенности маркетинговых │ │ │ │
│ │исследований в области │ │ │ │
│ │гидрометеорологии, выбор │ │ │ │
│ │целевого рынка; порядок │ │ │ │
│ │установленной отчетности по│ │ │ │
│ │утвержденным нормам; │ │ │ │
│ │разрабатывать оперативные │ │ │ │
│ │планы формирования │ │ │ │
│ │товарного предложения, │ │ │ │
│ │ценовой стратегии; методы │ │ │ │
│ │распространения товара и │ │ │ │
│ │прямой маркетинг; движущие │ │ │ │
│ │силы и закономерности │ │ │ │
│ │исторического развития │ │ │ │
│ │России, место человека в │ │ │ │
│ │историческом процессе, │ │ │ │
│ │причинно-следственные │ │ │ │
│ │связи развития российского │ │ │ │
│ │общества. Основы философии,│ │ │ │
│ │социологии, психологии │ │ │ │
│ │делового общения, │ │ │ │
│ │способствующие развитию │ │ │ │
│ │общей культуры и │ │ │ │
│ │социализации личности; │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │пользоваться английским │ │ │ │
│ │языком как средством │ │ │ │
│ │разговорно-бытового и │ │ │ │
│ │профессионального общения; │ │ │ │
│ │читать оригинальную │ │ │ │
│ │литературу по │ │ │ │
│ │гидрометеорологии, опираясь│ │ │ │
│ │на изученный языковой │ │ │ │
│ │материал, фоновые │ │ │ │
│ │страноведческие и │ │ │ │
│ │профессиональные знания, │ │ │ │
│ │навыки, языковой и │ │ │ │
│ │контекстуальной догадки; │ │ │ │
│ │сделать резюме прочитанного│ │ │ │
│ │текста; │ │ │ │
│ │уметь в течение короткого │ │ │ │
│ │времени определить круг │ │ │ │
│ │вопросов, рассматриваемых в│ │ │ │
│ │тексте, и выявить основные │ │ │ │
│ │положения автора при │ │ │ │
│ │просмотровом чтении, делать│ │ │ │
│ │сообщения на английском │ │ │ │
│ │языке по профессиональным │ │ │ │
│ │вопросам; │ │ │ │
│ │уметь самостоятельно решать│ │ │ │
│ │вопросы организации │ │ │ │
│ │производственных процессов,│ │ │ │
│ │его технического │ │ │ │
│ │обслуживания и подготовки, │ │ │ │
│ │оплаты труда, расчета │ │ │ │
│ │плановых показателей, │ │ │ │
│ │принципы и методы │ │ │ │
│ │менеджмента; │ │ │ │
│ │уметь использовать в │ │ │ │
│ │познавательной и │ │ │ │
│ │профессиональной │ │ │ │
│ │деятельности базовые знания│ │ │ │
│ │гуманитарных, социальных и │ │ │ │
│ │экономических наук, │ │ │ │
│ │проводить анализ затрат и │ │ │ │
│ │результатов деятельности │ │ │ │
│ │производственных │ │ │ │
│ │подразделений; │ │ │ │
│ │составлять производственную│ │ │ │
│ │документацию (графики │ │ │ │
│ │работ, инструкции, заявки │ │ │ │
│ │на материалы, │ │ │ │
│ │оборудование) для работы │ │ │ │
│ │первичных производственных │ │ │ │
│ │подразделений; │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │навыками восприятия на слух│ │ │ │
│ │разговорно-бытовой речи, │ │ │ │
│ │навыками устной │ │ │ │
│ │диалогической и │ │ │ │
│ │монологической речи, │ │ │ │
│ │орфографической, │ │ │ │
│ │лексической и │ │ │ │
│ │грамматической нормами │ │ │ │
│ │английского языка и │ │ │ │
│ │правильно использовать их │ │ │ │
│ │во всех видах речевой, │ │ │ │
│ │коммуникабельной, │ │ │ │
│ │профессиональной сферах в │ │ │ │
│ │форме устного и письменного│ │ │ │
│ │общения; │ │ │ │
│ │навыками изучающего, а │ │ │ │
│ │также поискового и │ │ │ │
│ │просмотрового чтения; │ │ │ │
│ │владеть основными методами │ │ │ │
│ │менеджмента с целью │ │ │ │
│ │обеспечения эффективной │ │ │ │
│ │работы производственного │ │ │ │
│ │подразделения; │ │ │ │
│ │владеть основными │ │ │ │
│ │теоретическими приемами и │ │ │ │
│ │практическими методами │ │ │ │
│ │маркетинговых исследований,│ │ │ │
│ │определения целевого рынка │ │ │ │
│ │и разработки мероприятий │ │ │ │
│ │программы маркетинга. │ │ │ │
├────┼───────────────────────────┼───────┼────────────────────────┼───────┤
│ │(знания, умения, навыки │ │ │ │
│ │определяются ООП вуза) │ │ │ │
├────┼───────────────────────────┼───────┼────────────────────────┼───────┤
│Б.2 │Математический и │80 - 90│Математика │ОК-1 │
│ │естественнонаучный цикл │50 - 55│Физика │ОК-8 │
│ │Базовая часть │ │Химия │ОК-10 │
│ │В результате изучения │ │Экология │ОК-11 │
│ │базовой части цикла студент│ │Информатика │ОК-12 │
│ │должен: │ │ │ОК-13 │
│ │знать: │ │ │ОК-15 │
│ │основные понятия и методы │ │ │ПК-2 │
│ │математического анализа │ │ │ПК-6 │
│ │аналитической геометрии, │ │ │ПК-11 │
│ │линейной алгебры, │ │ │ПК-12 │
│ │дифференциального и │ │ │ПК-19 │
│ │интегрального исчисления, │ │ │ПК-20 │
│ │векторного анализа и │ │ │ │
│ │элементов теории поля, │ │ │ │
│ │гармонического анализа, │ │ │ │
│ │обыкновенных │ │ │ │
│ │дифференциальных уравнений │ │ │ │
│ │и уравнений в частных │ │ │ │
│ │производных, теории │ │ │ │
│ │вероятностей и │ │ │ │
│ │математической статистики, │ │ │ │
│ │аналитических и численных │ │ │ │
│ │методов решения │ │ │ │
│ │алгебраических и │ │ │ │
│ │обыкновенных │ │ │ │
│ │дифференциальных уравнений;│ │ │ │
│ │операционные системы ЭВМ, │ │ │ │
│ │программы-оболочки, языки │ │ │ │
│ │программирования, │ │ │ │
│ │программные среды конечного│ │ │ │
│ │пользователя, │ │ │ │
│ │математические и │ │ │ │
│ │моделирующие программы │ │ │ │
│ │общего назначения; │ │ │ │
│ │характеристики технических │ │ │ │
│ │и программных средств │ │ │ │
│ │реализации информационных │ │ │ │
│ │технологий, методов решения│ │ │ │
│ │функциональных и │ │ │ │
│ │вычислительных задач, │ │ │ │
│ │процедур алгоритмизации и │ │ │ │
│ │программирования, языков │ │ │ │
│ │программирования высокого │ │ │ │
│ │уровня и баз данных; │ │ │ │
│ │основные понятия, законы и │ │ │ │
│ │модели механики, │ │ │ │
│ │термодинамики, теории волн,│ │ │ │
│ │гидродинамики, │ │ │ │
│ │турбулентности в жидкостях;│ │ │ │
│ │электромагнитного │ │ │ │
│ │излучения; │ │ │ │
│ │электромагнетизма, основных│ │ │ │
│ │химических реакций в │ │ │ │
│ │атмосфере и гидросфере и │ │ │ │
│ │протекающих в них │ │ │ │
│ │процессов; основы │ │ │ │
│ │физической химии, │ │ │ │
│ │химической термодинамики, │ │ │ │
│ │водных растворов и │ │ │ │
│ │фотохимии; │ │ │ │
│ │основных закономерностей │ │ │ │
│ │функционирования биосферы и│ │ │ │
│ │человека, глобальных │ │ │ │
│ │проблем окружающей среды и │ │ │ │
│ │экологических принципов │ │ │ │
│ │рационального использования│ │ │ │
│ │природных ресурсов, │ │ │ │
│ │технических средств и │ │ │ │
│ │технологий; │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │рассчитывать основные │ │ │ │
│ │числовые характеристики │ │ │ │
│ │случайных величин, решать │ │ │ │
│ │основные задачи │ │ │ │
│ │математической статистики; │ │ │ │
│ │решать уравнения и системы │ │ │ │
│ │дифференциальных и │ │ │ │
│ │интегральных уравнений │ │ │ │
│ │применительно к реальным │ │ │ │
│ │гидрометеорологическим │ │ │ │
│ │процессам; │ │ │ │
│ │решать типовые расчетные │ │ │ │
│ │задачи, вводить │ │ │ │
│ │экспериментальную │ │ │ │
│ │информацию в компьютер, │ │ │ │
│ │использовать программные │ │ │ │
│ │средства и сетевые │ │ │ │
│ │технологии для решения │ │ │ │
│ │конкретных задач; │ │ │ │
│ │анализировать химические │ │ │ │
│ │процессы, происходящие в │ │ │ │
│ │атмосфере и гидросфере, и │ │ │ │
│ │оценивать меру их │ │ │ │
│ │экологической опасности; │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │современными методами │ │ │ │
│ │статистической обработки │ │ │ │
│ │гидрометеорологической │ │ │ │
│ │информации; │ │ │ │
│ │стандартными пакетами │ │ │ │
│ │прикладных программ для │ │ │ │
│ │решения практических задач │ │ │ │
│ │на ПК; техникой передачи и │ │ │ │
│ │представления информации. │ │ │ │
├────┼───────────────────────────┼───────┼────────────────────────┼───────┤
│ │Вариативная часть │ │ │ │
│ │(знания, умения, навыки │ │ │ │
│ │определяются ООП вуза) │ │ │ │
├────┼───────────────────────────┼───────┼────────────────────────┼───────┤
│Б.3 │Профессиональный цикл │80 - 90│Физика атмосферы, │ОК-1 │
│ │Базовая │40 - 45│океана и вод суши │ОК-8 │
│ │(общепрофессиональная) │ │Электротехника и │ОК-10 │
│ │часть │ │электроника │ОК-11 │
│ │В результате изучения │ │Методы и средства │ОК-12 │
│ │базовой части цикла студент│ │гидрометеорологических │ОК-13 │
│ │должен: │ │измерений │ОК-15 │
│ │знать: │ │Численные методы │ПК-1 │
│ │строение, состав, свойства,│ │математического │ПК-2 │
│ │динамику атмосферы, океана │ │моделирования │ПК-5 │
│ │и вод суши, основные │ │Климатология │ПК-6 │
│ │явления, режимы и методы │ │Статистические методы │ПК-8 │
│ │расчетов, термодинамику │ │анализа │ПК-9 │
│ │природных сред, оптические,│ │гидрометеорологической │ПК-10 │
│ │акустические и │ │информации │ПК-11 │
│ │электромагнитные явления в │ │Безопасность │ПК-12 │
│ │этих средах; │ │жизнедеятельности при │ПК-13 │
│ │основные физические │ │выполнении │ПК-14 │
│ │закономерности развития │ │гидрометеорологических │ПК-15 │
│ │гидрометеорологических │ │работ │ПК-16 │
│ │процессов и механизмов, │ │Метрология, │ПК-17 │
│ │приводящих к их эволюции в │ │стандартизация и │ПК-18 │
│ │опасном направлении; │ │сертификация │ПК-19 │
│ │методов и средств │ │Теоретическая │ПК-20 │
│ │обнаружения │ │механика │ПК-21 │
│ │гидрометеорологических │ │Механика жидкостей и │ПК-22 │
│ │процессов, развитие которых│ │газа (Гидродинамика) │ │
│ │может привести к негативным│ │ │ │
│ │для человека последствиям; │ │ │ │
│ │основные понятия и законы │ │ │ │
│ │электрических и магнитных │ │ │ │
│ │цепей; современные и │ │ │ │
│ │перспективные контактные и │ │ │ │
│ │дистанционные методы │ │ │ │
│ │измерения │ │ │ │
│ │гидрометеорологических │ │ │ │
│ │величин, организацию, │ │ │ │
│ │структуру, системы и │ │ │ │
│ │средства сбора │ │ │ │
│ │гидрометеорологической │ │ │ │
│ │информации, используемые в │ │ │ │
│ │оперативной практике, а │ │ │ │
│ │также при проведении │ │ │ │
│ │специальных исследований, │ │ │ │
│ │современные методы │ │ │ │
│ │обработки информации, а │ │ │ │
│ │также методы решения │ │ │ │
│ │обратных задач в │ │ │ │
│ │гидрометеорологии, принципы│ │ │ │
│ │и методы составления и │ │ │ │
│ │хранения документации; │ │ │ │
│ │основные принципы │ │ │ │
│ │климатического │ │ │ │
│ │районирования Земного шара │ │ │ │
│ │и характеристик │ │ │ │
│ │климатических поясов, │ │ │ │
│ │гидрологических районов; │ │ │ │
│ │современные методы │ │ │ │
│ │обработки результатов │ │ │ │
│ │наблюдений │ │ │ │
│ │гидрометеорологических │ │ │ │
│ │процессов и рядов; │ │ │ │
│ │технологии сбора, │ │ │ │
│ │представления и оперативной│ │ │ │
│ │обработки геоинформации; │ │ │ │
│ │факторы, приводящие к │ │ │ │
│ │загрязнению природной │ │ │ │
│ │среды; методы объективной │ │ │ │
│ │оценки загрязнения; │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │рассчитывать стационарные и│ │ │ │
│ │стандартные распределения │ │ │ │
│ │гидрометеорологических │ │ │ │
│ │величин; │ │ │ │
│ │применять численные методы │ │ │ │
│ │расчета электрических цепей│ │ │ │
│ │с использованием пакетов │ │ │ │
│ │прикладных программ; │ │ │ │
│ │осуществлять измерения │ │ │ │
│ │гидрометеорологических │ │ │ │
│ │величин, обеспечивать │ │ │ │
│ │обработку и анализ │ │ │ │
│ │получаемой в результате │ │ │ │
│ │измерений информации, ее │ │ │ │
│ │представление, кодирование,│ │ │ │
│ │распространение, архивацию │ │ │ │
│ │и хранение; │ │ │ │
│ │производить стандартные и │ │ │ │
│ │некоторые специальные виды │ │ │ │
│ │зондирования окружающей │ │ │ │
│ │среды, обрабатывать и │ │ │ │
│ │интерпретировать получаемую│ │ │ │
│ │информацию, оценивать │ │ │ │
│ │качество различных видов │ │ │ │
│ │гидрометеорологической │ │ │ │
│ │информации, производить │ │ │ │
│ │обработку спутниковых │ │ │ │
│ │данных, использовать │ │ │ │
│ │полученные результаты при │ │ │ │
│ │оценке состояния различных │ │ │ │
│ │объектов природной среды; │ │ │ │
│ │осуществлять оценку │ │ │ │
│ │климатического режима │ │ │ │
│ │отдельных районов и │ │ │ │
│ │существующих климатических │ │ │ │
│ │ресурсов; │ │ │ │
│ │физические основы │ │ │ │
│ │предвычисления │ │ │ │
│ │гидрометеорологических │ │ │ │
│ │полей; оперативные │ │ │ │
│ │прогностические │ │ │ │
│ │гидродинамические модели; │ │ │ │
│ │использовать современные │ │ │ │
│ │методы и средства контроля │ │ │ │
│ │загрязнения; │ │ │ │
│ │дистанционные и экспресс- │ │ │ │
│ │методы контроля │ │ │ │
│ │загрязнения; проводить │ │ │ │
│ │фоновый мониторинг │ │ │ │
│ │загрязнения; │ │ │ │
│ │осуществлять оценку │ │ │ │
│ │антропогенного фактора │ │ │ │
│ │воздействия на природную │ │ │ │
│ │среду; │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │методами анализа цепей │ │ │ │
│ │постоянного и переменного │ │ │ │
│ │токов; │ │ │ │
│ │теоретическими основами │ │ │ │
│ │метрологии и сертификации │ │ │ │
│ │средств измерения; │ │ │ │
│ │навыками работы с │ │ │ │
│ │геоинформационными │ │ │ │
│ │банками данных │ │ │ │
│ │метеорологических, │ │ │ │
│ │гидрологических и │ │ │ │
│ │океанологических │ │ │ │
│ │наблюдений; │ │ │ │
│ │методами инженерных │ │ │ │
│ │расчетов │ │ │ │
│ │гидрометеорологических │ │ │ │
│ │нагрузок на объекты │ │ │ │
│ │техногенной среды. │ │ │ │
│ ├───────────────────────────┼───────┼────────────────────────┼───────┤
│ │(знания, умения, навыки) │ │ │ │
│ │определяются ООП вуза в │ │ │ │
│ │соответствии с профилями │ │ │ │
│ │подготовки │ │ │ │
├────┼───────────────────────────┼───────┼────────────────────────┼───────┤
│Б.4 │Физическая культура │ 2 │ │ОК-16 │
├────┼───────────────────────────┼───────┼────────────────────────┼───────┤
│Б.5 │Учебная и производственная │18 - 21│ │ОК-1 │
│ │практики │ │ │ОК-2 │
│ │Практические умения и │ │ │ОК-3 │
│ │навыки определяются ООП │ │ │ОК-4 │
│ │вуза │ │ │ОК-5 │
│ │ │ │ │ОК-8 │
│ │ │ │ │ОК-9 │
│ │ │ │ │ОК-10 │
│ │ │ │ │ОК-11 │
│ │ │ │ │ОК-12 │
│ │ │ │ │ОК-13 │
│ │ │ │ │ОК-15 │
│ │ │ │ │ПК-1 │
│ │ │ │ │ПК-4 │
│ │ │ │ │ПК-5 │
│ │ │ │ │ПК-6 │
│ │ │ │ │ПК-7 │
│ │ │ │ │ПК-8 │
│ │ │ │ │ПК-13 │
│ │ │ │ │ПК-16 │
│ │ │ │ │ПК-17 │
│ │ │ │ │ПК-18 │
│ │ │ │ │ПК-19 │
│ │ │ │ │ПК-20 │
├────┼───────────────────────────┼───────┼────────────────────────┼───────┤
│Б.6 │Итоговая государственная │ 12 │ │ОК-1 │
│ │аттестация │ │ │ОК-2 │
│ │ │ │ │ОК-3 │
│ │ │ │ │ОК-4 │
│ │ │ │ │ОК-5 │
│ │ │ │ │ОК-6 │
│ │ │ │ │ОК-10 │
│ │ │ │ │ОК-11 │
│ │ │ │ │ОК-12 │
│ │ │ │ │ОК-13 │
│ │ │ │ │ОК-14 │
│ │ │ │ │ОК-15 │
│ │ │ │ │ПК-1 │
│ │ │ │ │ПК-2 │
│ │ │ │ │ПК-3 │
│ │ │ │ │ПК-5 │
│ │ │ │ │ПК-6 │
│ │ │ │ │ПК-8 │
│ │ │ │ │ПК-9 │
│ │ │ │ │ПК-10 │
│ │ │ │ │ПК-11 │
│ │ │ │ │ПК-14 │
│ │ │ │ │ПК-15 │
│ │ │ │ │ПК-18 │
│ │ │ │ │ПК-19 │
│ │ │ │ │ПК-20 │
│ │ │ │ │ПК-21 │
│ │ │ │ │ПК-22 │
├────┼───────────────────────────┼───────┼────────────────────────┼───────┤
│ │Общая трудоемкость основной│ 240 │ │ │
│ │образовательной программы │ │ │ │
└────┴───────────────────────────┴───────┴────────────────────────┴───────┘
--------------------------------
<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875