II. Основные положения формирования тарифов

5. Расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования (ГРО) получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для:

а) возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с транспортировкой газа;

б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности (до разработки методики определения размера стоимости основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в транспортировке газа, учитывается размер чистой прибыли в регулируемом виде деятельности, необходимый для покрытия согласованных расходов субъектов регулирования (ГРО);

в) учета в структуре тарифов всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Регулирование тарифов основывается на раздельном учете расходов по регулируемому виду деятельности в соответствии с нормативными актами в сфере бухгалтерского учета.

7. В целях настоящих Методических указаний также применяются следующие правила учета доходов и расходов субъекта регулирования (ГРО):

а) доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО), возникающие вследствие осуществления регулируемого вида деятельности (в случае возможности такого выделения), учитываются в расчете тарифов полностью;

б) доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО), возникающие вследствие осуществления других видов деятельности (в случае возможности такого выделения), в расчете тарифов не учитываются;

в) иные доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО) учитываются в расчете тарифов пропорционально доле выручки по регулируемому виду деятельности в общей сумме выручки субъекта регулирования (ГРО);

г) аналогичные подходы, изложенные в данном пункте, используются также при формировании чистой прибыли с учетом положений пункта 5;

д) в случае оказания субъектом регулирования (ГРО) услуг сторонним организациям по техническому обслуживанию и эксплуатации газораспределительных сетей, отнесение расходов по обычным видам деятельности, аналогичных осуществляемым в рамках указанных сервисных договоров, на регулируемый вид деятельности осуществляется исходя из общей суммы указанных расходов, за исключением расходов, которые организация не несет при эксплуатации газораспределительных сетей, принадлежащих сторонним организациям (амортизация, страхование, аренда и тому подобное), пересчитанной на коэффициент отношения протяженности газораспределительных сетей, принадлежащих субъекту регулирования (ГРО) на праве собственности или на иных законных основаниях, к общей протяженности обслуживаемых субъектом регулирования (ГРО) газораспределительных сетей.

8. При проведении расчета тарифов не учитываются объемы газа, используемого впоследствии на собственные и технологические нужды (кроме объема газа, используемого на альтернативные коммерческие цели - в случае реализации продукции, полученной вследствие его использования в качестве топлива и (или) сырья), а также на технологические потери. При поставке газа на указанные цели тарифы не применяются.

9. Фактические и плановые расходы субъекта регулирования (ГРО) подлежат анализу с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период регулирования.

При расчете тарифов применяются:

- цены (тарифы), регулируемые государством;

- цены (тарифы, стоимость услуг), установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведенных субъектом регулирования конкурсов (тендеров);

- прогнозные рыночные цены (тарифы, стоимость услуг), определяемые на основании прогнозного уровня инфляции на расчетный период действия тарифов;

- действующие нормативы численности, использования материалов и проведения различных видов эксплуатационных работ, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов при проведении расчетов используются экспертные оценки.

10. Полученная субъектом регулирования (ГРО) экономия расходов по регулируемому виду деятельности в результате внедрения передовых методов организации труда, энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также других мероприятий по сокращению расходов в случае представления в ФСТ России обоснования по проведенным мероприятиям не учитывается при расчете тарифов в течение периода с начала формирования экономии расходов до истечения 3 лет после окончания срока окупаемости указанных мероприятий.

11. При проведении расчета тарифов учитывается обоснованный незапланированный убыток прошлых лет (незапланированная прибыль, кроме случаев, указанных в пункте 10 настоящих Методических указаний), полученный субъектом регулирования (ГРО) от регулируемого вида деятельности. При этом в целях обеспечения среднесрочной сбалансированности динамики изменения тарифов возможно покрытие незапланированного убытка прошлых лет (учета незапланированной прибыли) в течение нескольких лет.

(п. 11 в ред. Приказа ФСТ России от 27.10.2011 N 253-э/3)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. На услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО до сетей конечного потребителя (здесь и далее под ними понимаются юридические и физические лица, использующие газ в качестве топлива и (или) сырья) устанавливается тариф на транспортировку до конечных потребителей (далее - тариф на транспортировку).

В зависимости от объемов потребления газа конечными потребителями размер тарифа на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей согласно приложению N 1 к настоящим Методическим указаниям.

В случае если в предыдущем периоде регулирования размер тарифа на транспортировку конкретной организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, был продифференцирован по группам с использованием коэффициентов удельной сложности обслуживания системы газораспределения, отличных от приведенных в приложении N 1 к настоящим Методическим указаниям, размер тарифа на транспортировку в текущем периоде регулирования дифференцируется для указанной организации по группам, приведенным в приложении N 1 к настоящим Методическим указаниям, с применением коэффициентов удельной сложности обслуживания системы газораспределения, уровень которых определяется ФСТ России в диапазоне между значениями коэффициентов приложения N 1 к настоящим Методическим указаниям и принятых в предыдущем периоде регулирования.

С учетом возможных ограничений по изменению (формированию) конечных цен на газ, структуры потребления газа населением, возможного изменения налогового окружения и других факторов ФСТ России в возможно короткий срок приводит дифференциацию размера тарифа на транспортировку в соответствие с коэффициентами, приведенными в приложении N 1 к настоящим Методическим указаниям.

13. Исключен. - Приказ ФСТ России от 27.10.2011 N 253-э/3.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, для целей расчета и применения тарифов осуществляется исходя из годового объема транспортировки газа на текущий год данному конечному потребителю по всем договорам транспортировки, предусматривающим оказание услуг по транспортировке газа до сетей конечного потребителя через газораспределительные сети данной ГРО (договоры транспортировки, поставки газа, а также 3-сторонние договоры), отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям (местам соединения сетей конечных потребителей с газораспределительными сетями). При этом первоначальное отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, для целей применения тарифов осуществляется исходя из:

- годового договорного объема транспортировки газа данному конечному потребителю на текущий год по отдельным точкам подключения сетей конечного потребителя к газораспределительным сетям по всем договорам, предусматривающим оказание услуг по транспортировке газа до сетей конечного потребителя через газораспределительные сети данной ГРО, с учетом заключенных до начала поставки газа в текущем году дополнительных соглашений, либо в пересчете на год, в случае если договор (дополнительное соглашение к договору) заключается вследствие ввода в эксплуатацию нового газоиспользующего оборудования (далее - новый конечный потребитель) на неполный год;

(в ред. Приказов ФСТ России от 27.10.2011 N 253-э/3, от 21.12.2012 N 428-э/5)

(см. текст в предыдущей редакции)

- фактического объема транспортировки газа в предыдущем году (в случае, если договор поставки заключен на неполный год и (или) в договоре отсутствует разбивка объемов по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям) по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям, либо в пересчете на год в случае отсутствия данных по потреблению за полный год.

Пересчет объема газа на год осуществляется путем деления договорного объема транспортировки газа на количество полных месяцев действия договора и умножения полученной величины на 12. При этом полным месяцем считается месяц, в котором договор действует более 15 календарных дней. В случае, если объем газа, полученный в результате пересчета, превышает объем, указанный в разрешении на использование топлива, то он принимается на уровне, указанном в разрешении на использование топлива.

(в ред. Приказа ФСТ России от 21.12.2012 N 428-э/5)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если договор заключается с новым конечным потребителем на неполный год не для проведения ремонтов, аварийных работ, пусконаладочных работ, осуществления переноса газопроводов, врезки, продувки и заполнения вновь построенных новых газопроводов и иных аналогичных работ, не предполагающих систематического проведения (далее - разовые работы) и одновременно заключается договор транспортировки газа на следующий полный календарный год, то в текущем году отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, осуществляется исходя из годового договорного объема транспортировки газа данному конечному потребителю по всем договорам, заключенным на следующий полный календарный год, по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям.

(в ред. Приказа ФСТ России от 27.10.2011 N 253-э/3)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если договор заключается с новым конечным потребителем на неполный год для проведения разовых работ, пересчет объема газа на год не осуществляется.

В случае если фактический объем транспортировки газа конечному потребителю по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям за текущий календарный год выходит за объемные пределы группы, к которой он был первоначально отнесен, то проводится корректировка его отнесения к группе и тарифов в соответствии с правилами, приведенными в пункте 45 настоящих Методических указаний.

(в ред. Приказов ФСТ России от 27.10.2011 N 253-э/3, от 21.12.2012 N 428-э/5)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если газ транспортируется через несколько точек подключения и схема расположения приборов учета расхода газа не позволяет однозначно определить, через какую точку подключения он поставлен, то такая совокупность точек подключения для целей отнесения конечных потребителей к группам рассматривается в качестве одной точки и конечный потребитель относится к группе исходя из суммарного объема транспортировки газа через указанные точки подключения.

Если через одну точку подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям газ транспортируется одному конечному потребителю одновременно на введенное в рассматриваемом году в эксплуатацию газоиспользующее оборудование и на газоиспользующее оборудование, эксплуатируемое как минимум полный календарный год, и объем транспортировки газа на введенное в рассматриваемом году в эксплуатацию газоиспользующее оборудование может быть выделен из общего объема транспортировки, то в целях отнесения такого конечного потребителя к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, используется суммарный объем транспортировки газа, определенный на основании приведенных выше в данном пункте методов. Если же указанный объем не может быть выделен из общего объема транспортировки газа, то в целях отнесения такого конечного потребителя к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, используется суммарный объем транспортировки газа без проведения перерасчета объема транспортировки газа для введенного в рассматриваемом году в эксплуатацию газоиспользующего оборудования на полный год.

(абзац введен Приказом ФСТ России от 27.10.2011 N 253-э/3)

14. В случае если после изменения принципов отнесения к группам конечные потребители переходят (полностью или частично) в группу с более высоким коэффициентом сложности обслуживания системы газораспределения и при распространении на них действия тарифов, устанавливаемых для указанной группы, рост тарифов и конечных цен на газ превышает возможные ограничения по их изменению (формированию), то тарифы на транспортировку для указанных конечных потребителей (далее - тариф на транспортировку для переходящих потребителей) устанавливаются дифференцированно. При этом ФСТ России с учетом возможных ограничений по изменению (формированию) тарифов на транспортировку и конечных цен на газ в возможно короткий срок осуществляет доведение тарифов на транспортировку для переходящих потребителей до уровня тарифов, установленных для группы с более высоким коэффициентом сложности обслуживания системы газораспределения, при условии сохранения заданного размера выручки по регулируемому виду деятельности.

В случае объединения нескольких ГРО, следствием чего является сохранение или снижение тарифов на транспортировку для конечных потребителей, которым ранее оказывались услуги по транспортировке газа одной или несколькими ГРО из объединяющихся, что создает возможность доведения тарифов на транспортировку для переходящих потребителей до уровня тарифов, установленных для группы с более высоким коэффициентом сложности обслуживания системы газораспределения по данному ГРО без превышения возможных ограничений по изменению (формированию) тарифов на транспортировку и конечных цен на газ, то тарифы на транспортировку для переходящих потребителей устанавливаются только для тех конечных потребителей, для которых тарифы на транспортировку вследствие объединения ГРО увеличиваются.

15. В случае проведения структурных преобразований ГРО на территории какого-либо субъекта Российской Федерации, приводящих к изменению их количества и (или) зон их обслуживания, что приводит при установлении территориально не дифференцированных тарифов на услуги какой-либо ГРО к дополнительному росту конечных цен на газ более чем на 3% для каких-либо конечных потребителей и (или) к невозможности соблюдения ограничений по росту стоимости жилищно-коммунальных услуг, тарифы на транспортировку для данной ГРО устанавливаются дифференцированно по существовавшим на момент проведения структурных преобразований зонам обслуживания ГРО, сети которых были переданы на законных основаниях рассматриваемому ГРО, при условии обеспечения расчетного объема выручки регулируемой организации. Впоследствии проводится поэтапное выравнивание тарифов с учетом соблюдения ограничений по росту стоимости жилищно-коммунальных услуг.

(пункт в ред. Приказа ФСТ России от 27.10.2011 N 253-э/3)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Для случая объединения нескольких ГРО, для которых до 1 января 2009 года применялись различные принципы отнесения конечных потребителей к группам (отнесение исходя из общего объема потребления газа или объема газа, определенного по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям), по которым дифференцируется тариф на транспортировку, тарифы на транспортировку для переходящих потребителей устанавливаются только для тех конечных потребителей, которые до 1 января 2009 года относились к группам исходя из общего объема потребления газа.

17. В случае если объем инвестиций в развитие (модернизацию) газораспределительных сетей, через которые осуществляется транспортировка газа для конечных потребителей, относящихся к группам с объемными пределами формирования свыше 100 млн. м3 в год, составляет более 50% от общей инвестиционной программы ГРО по регулируемому виду деятельности (за исключением программы газификации, финансируемой за счет специальных надбавок к тарифам на транспортировку), то при установлении тарифов для указанных конечных потребителей учитываются указанные инвестиционные расходы при условии сохранения заданного размера выручки по регулируемому виду деятельности.

19. Исключен. - Приказ ФСТ России от 27.10.2011 N 253-э/3.

(см. текст в предыдущей редакции)

18. На транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям

данной ГРО и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не

входящих в зону обслуживания данной ГРО (далее - транспортировка газа в

транзитном потоке), устанавливается отдельный тариф Т (далее -

тр.

транзитный тариф).

19. В случае, если ГРО осуществляет транспортировку газа на территории нескольких субъектов Российской Федерации, допускается установление дифференцированных по различным субъектам Российской Федерации тарифов, с учетом определяемых раздельно по каждому субъекту Российской Федерации показателей ГРО по регулируемому виду деятельности при сохранении общего объема выручки по регулируемому виду деятельности.

(в ред. Приказа ФСТ России от 27.10.2011 N 253-э/3)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. В случае, если ГРО осуществляет транспортировку газа на территории одного субъекта Российской Федерации по нескольким технологически обособленным системам газораспределения, допускается установление дифференцированных по различным указанным системам (одной или нескольким) тарифов, с учетом определяемых раздельно по каждой системе показателей ГРО по регулируемому виду деятельности при сохранении общего объема выручки по регулируемому виду деятельности.

(в ред. Приказа ФСТ России от 27.10.2011 N 253-э/3)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. В случае введения в эксплуатацию новых газораспределительных сетей при их технологической обособленности от действующей инфраструктуры тарифы на транспортировку могут устанавливаться дифференцированно для действующей инфраструктуры и вводимых в эксплуатацию газораспределительных сетей исходя из экономически обоснованного уровня.

22. Тарифы на транспортировку по новым газораспределительным сетям могут рассчитываться исходя из условий обеспечения согласованного с ФСТ России срока окупаемости инвестиционного проекта строительства газораспределительных сетей и уровня доходности на вложенный капитал, единых для всех субъектов регулирования. При расчете тарифов на транспортировку с учетом изложенных условий учитываются, в том числе, прогнозный уровень загрузки газораспределительных сетей, степень технологического обособления новых объектов от действующей инфраструктуры, а также подтвержденный платежеспособный спрос. При этом после окончания срока окупаемости инвестиционного проекта расчет тарифов производится в общем порядке.

23. Тарифы, рассчитываемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, устанавливаются в рублях и копейках за транспортировку 1000 м3 газа без учета налога на добавленную стоимость.

23.1. При проведении расчета тарифов учитываются выпадающие доходы газораспределительной организации от технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в порядке, предусмотренном Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021.

(п. 23.1 введен Приказом ФСТ России от 31.10.2014 N 242-э/4)