В документ внесены Изменения N 2 и N 3 РД 31.15.01-89. Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ).

6.1. Пожарная профилактика

6.1.1. На судах и в портах при перегрузке опасных грузов, а также на судах при их перевозке должны быть разработаны и выполнены организационно-технические мероприятия, направленные на:

обеспечение безопасности людей;

предотвращение пожара;

ограничение распространения пожара при его возникновении;

ликвидацию пожара.

6.1.2. Организационно-технические мероприятия должны быть разработаны на основании настоящих Правил и с учетом требований:

для судов - РД 31.60.14-81. Наставление по борьбе за живучесть судов Министерства морского флота Союза ССР (НБЖС);

для портов - Общих правил морских торговых и рыбных портов, Типовых правил пожарной безопасности для промышленных предприятий (утвержденных ГУПО МВД), обязательных постановлений по портам.

6.1.3. Организационно-технические мероприятия по пожарной профилактике устанавливаются:

на судах - приказами капитана, расписанием по тревогам и оперативными планами по борьбе с пожаром, откорректированными с учетом свойств конкретных опасных грузов и условий предстоящего рейса;

в портах - инструкциями по пожарной безопасности и противопожарному режиму для складов и причалов порта, согласованными с ПТС ВОХР и утвержденными начальником порта.

6.1.4. Ответственность за разработку организационно-технических мероприятий по пожарной профилактике возлагается:

на судах - на капитанов судов;

в портах - на начальников производственных перегрузочных комплексов и отделов технологии портов.

6.1.5. Ответственность за соблюдение противопожарного режима возлагается:

на судах - на капитанов судов;

в портах - на начальников портов и погрузочно-разгрузочных комплексов.

Контроль за соблюдением противопожарного режима в портах и на судах осуществляется ПТС ВОХР.

6.1.6. Ввоз в порт и грузовые операции с пожароопасными грузами должны производиться только с разрешения начальника порта, согласованного с ПТС ВОХР.

6.1.7. Перед ввозом в порт пожароопасных грузов для краткосрочного хранения работниками ПТС ВОХР должны быть проверены техническое состояние, исправность и готовность к действию пожарной сигнализации и (или) средств связи складов, установок пожаротушения, а также наличие требуемых огнетушащих средств, обеспечение необходимых безопасных расстояний (противопожарных разрывов) от жилых и производственных зданий и сооружений и соблюдение условий разделения несовместимых грузов на складах, в которых будут помещены опасные грузы.

6.1.8. Аварийная бригада и работники порта, участвующие в проведении грузовых операций с пожароопасными грузами, должны быть проинструктированы об опасных свойствах этих грузов и противопожарному режиму при работе с ними.

Аварийная бригада порта должна в необходимых случаях детально отработать действия по ликвидации пожара и вопросы взаимодействия с соответствующими службами порта и экипажами судов.

6.1.9. Перед началом грузовых операций с пожароопасными грузами администрация судна должна объявить приказом по судну организационно-технические мероприятия, предусматривающие:

согласование и в необходимых случаях отработку взаимодействия с соответствующими службами порта в случае возникновения пожара;

проверку наличия и отработку с аварийной партией порядка использования водопожарного соединения международного образца;

разработку Карты корректировки оперативного плана по борьбе с пожаром;

установление границ опасной зоны на судне и режимные меры безопасности в ее пределах;

установление мест курения;

назначение лиц, ответственных за соблюдение и контроль противопожарного режима.

6.1.10. Перед погрузкой на судно грузов класса 1, подклассов 2.3, 2.4, 3.1, 3.2, 4.3, легковоспламеняющихся жидкостей других классов должен быть произведен расчет систем пожаротушения с учетом обеспечения подачи огнетушащих средств в необходимом количестве и с требуемой интенсивностью. В соответствии с расчетом при необходимости судно должно быть снабжено дополнительными огнетушащими средствами и (или) устройствами для их подачи либо количество пожароопасных грузов на судне (или в одном грузовом помещении) должно быть уменьшено.

6.1.11. Запрещается загрузка в одно грузовое помещение судна разных опасных грузов, не имеющих хотя бы одного одинакового рекомендованного огнетушащего средства, которым располагает судно.

6.1.12. При грузовых операциях и перевозке пожароопасных грузов должны быть приняты меры по устранению источников зажигания, указанных для грузов отдельных классов в разд. 5, 11 - 19.

6.1.13. При грузовых операциях и перевозках опасных грузов отдельных классов должны выполняться также специальные требования пожарной безопасности, установленные в разд. 4, 5, 11 - 19.

6.1.14. При грузовых операциях с пожароопасными грузами (кроме грузов в закрытых контейнерах, закрытых транспортных средствах и лихтерах) искрогасители выхлопных труб ДВС и котлов должны быть в действии. При отсутствии искрогасителей погрузка в грузовые помещения, находящиеся в зоне досягаемости искр (см. разд. 3), должна производиться с соблюдением дополнительных мер безопасности под постоянным наблюдением специально выделенной вахты.

6.1.15. Размещение пожароопасных грузов на судах, складах и причалах порта должно производиться таким образом, чтобы обеспечивался доступ к грузу, установкам и средствам пожаротушения, а также не загромождались пути эвакуации людей.

6.1.16. До начала грузовых операций с пожароопасными грузами на судне должны быть установлены знаки безопасности N 1.2, 1.3. 2.1 и 4.3 по ОСТ 31.0013. Для портовых сооружений должны быть установлены знаки безопасности N 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и 4.3 по ГОСТ 12.4.026.

6.1.17. Кроме знаков безопасности, предусмотренных в п. 6.1.16, должны быть установлены плакаты безопасности с надписью:

"ВНИМАНИЕ! ВЗРЫВООПАСНО!" - при переработке опасных грузов подклассов 1.1 - 1.3, 2.3, 2.4 и 5.2;

"ВНИМАНИЕ! СИЛЬНЫЙ ОКИСЛИТЕЛЬ!" (или "ОКИСЛИТЕЛЬ") - при грузовых операциях с грузами класса 5, а также с грузами других классов (2.1, 6.1, 8.1, 8.3), обладающих свойствами окислителей.

Плакаты изготавливаются в виде щитов размером 600 x 400 мм с четкими буквами на светлом фоне.

Плакаты устанавливаются на видных местах у границ опасной зоны, а также у трапа (аппарели) судна, у входа в грузовое помещение.

В темное время суток знаки безопасности и плакаты должны быть освещены либо надписи должны быть нанесены фосфоресцирующей краской.

6.1.18. Во время грузовых операций с пожароопасными грузами в районе грузовых люков или аппарели судна должны быть установлены щиты с предупредительными надписями на английском языке о запрещении курения.

Рядом с предупредительной надписью должен быть установлен запрещающий знак безопасности N 1.2 по ОСТ 31.0013.

6.1.19. Администрацией судна должны быть приняты меры по исключению случайного применения огнетушащих средств, запрещенных для перевозимых на судне опасных грузов. С этой целью на пусковой арматуре противопожарных систем с запрещенными огнетушащими средствами должны быть вывешены таблички с надписями, запрещающими их применение, в необходимых случаях на фланцах или пожарных рожках должны быть установлены заглушки. Ручные огнетушители, с запрещенными огнетушащими средствами, установленные вблизи опасных грузов, должны быть заменены на порошковые, углекислотные или хладоновые.

6.1.20. Во время грузовых работ с пожароопасными грузами по судовой радиотрансляции не менее 2 раз в день должна передаваться выдержка из приказа по судну о необходимости соблюдения противопожарного режима.

6.1.21. При грузовых операциях и на переходе с пожароопасными грузами запрещается курение и применение открытого огня в грузовых помещениях и смежных с ними отсеках.