2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

2.1. Для успешного внедрения нормативов и повышения производительности труда требуется строгое распределение работ по патентным исследованиям между структурными подразделениями, четкое взаимодействие между подразделениями и исполнителями, оптимальное разделение и кооперация труда специалистов.

2.2. С целью совершенствования организации труда предприятия должны располагать необходимыми методическими и инструктивными материалами, наглядными пособиями с приложением схем, образцов выполнения графиков и т.п., иллюстрирующих отдельные передовые приемы, методы, порядок выполнения работ, оформления документации.

2.3. Специалисты, занятые в проведении патентных исследований, должны руководствоваться постановлениями, инструкциями, нормативно-методическими документами Госкомизобретений, приказами и инструкциями министерства (ведомства), приказами и распоряжениями руководителей предприятий (организаций), указаниями вышестоящих организаций по вопросам патентных исследований, изобретательской и патентно-лицензионной деятельности.

2.4. Настоящий сборник ориентирован на комплекс организационно-технических условий, которые обеспечивают возможность нормальной работы в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами.

2.5. Для создания благоприятных условий труда патентных подразделений рекомендуются помещения прямоугольной формы, которые позволяют рациональнее использовать площадь.

2.5.1. Наиболее удобны для планировки рабочих мест служебные помещения с соотношением сторон 1:1,5 и более, но не свыше 1:2. В помещении следует размещать 4 - 6 специалистов (учитывая постоянную работу с посетителями).

2.5.2. При планировке служебного помещения рабочие места следует располагать так, чтобы источник освещения рабочей зоны находился слева. При одностороннем освещении ширина помещения не должна превышать 7 м, при двустороннем - 15 м.

2.5.3. При расположении мебели и средств технического оснащения рекомендуется оставлять проходы следующих размеров (минимальные) из расчета на одного человека:

между перегородками - 65 см;

между столами - 55 см.

2.5.4. Планировка рабочего места должна обеспечить эффективную работу с документами, возможность приема посетителей для проведения консультаций и оказания методической помощи.

2.5.5. Стеллажи, шкафы, сейфы для хранения документации и канцелярских принадлежностей и шкафы для одежды устанавливают так, чтобы они не мешали свободному проходу к рабочим местам, средствам оргтехники и не закрывали источников освещения.

2.6. Для повышения производительности труда необходимо создать на рабочих местах рациональную освещенность. Наиболее эффективно комбинированное освещение (общее и местное).

2.7. Рациональная организация рабочего места предусматривает создание специалисту максимальных удобств.

2.7.1. Рабочее место должно быть оснащено мебелью простой конструкции с приспособлениями, создающими удобства в работе и учитывающими эргономические требования.

2.7.2. На рабочем столе размещают картотеки, связанные с оперативной работой исполнителя, перекидной календарь и средства оргтехники (рис. 1).