Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Введение

Федеральная программа развития экспорта (именуемая в дальнейшем - Программа) разработана в развитие Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 16 февраля 1995 г., Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. N 439, Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1204 "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров".

Вопросы укрепления экспортного потенциала России являются исключительно важными и актуальными на современном этапе экономических преобразований. Значимость экспорта как фактора поддержания производства и источника валюты для удовлетворения первоочередных нужд народного хозяйства существенно возросла к середине 90-х годов. В настоящее время экспорт превратился в крупнейшую отрасль экономики, через которую реализуется около пятой части валового внутреннего продукта страны.

Поэтому закономерно, что развитие российского экспорта, особенно продукции обрабатывающей промышленности, может и должно стать важным элементом структурной перестройки и технологической модернизации национального хозяйства страны.

Необходимость разработки целенаправленной государственной политики содействия экспорту усиливается на фоне неуклонного снижения доли готовых изделий, прежде всего машинотехнической продукции, в структуре российского экспорта и в связи с появлением новых факторов, способных оказать сдерживающее влияние на его развитие, а именно:

с введением "валютного коридора" объективно сузились возможности влияния "курсового" фактора на продвижение российского экспорта;

появились весомые признаки исчерпания экстенсивных факторов роста российского экспорта за счет увеличения физических объемов вывоза топливно-сырьевых товаров;

в экономике страны наметилось прекращение спада производства, что в перспективе может способствовать росту внутреннего спроса на топливно-сырьевые ресурсы и, следовательно, сокращению их экспорта;

в последнее время отмечается резкое усиление международной конкуренции на фоне растущей государственной поддержки экспорта за рубежом и активного, зачастую на дискриминационной основе, применения защитных мер в интересах национальных фирм, что значительно осложняет для российских предприятий выход на внешние рынки.

Стратегической целью Программы является совершенствование структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества. Совершенствование экспортной деятельности распространяется не только на предприятия - экспортеры, но и на технологически связанные производства, охватывая по мере вовлечения в экспорт новых фирм значительную часть народно-хозяйственного комплекса России.

Достижение поставленной цели предполагает активное участие государства в развитии российского экспорта, тесную координацию и сложение усилий всех заинтересованных сторон в этом направлении, формирование долгосрочных партнерских отношений властных структур и деловых кругов в обеспечении торгово-экономических интересов России за рубежом.

Основное содержание и направленность Программы состоят в обосновании и последующей реализации комплекса экономических, организационно-правовых и специальных мер стимулирования экспорта (см. Приложение N 1).

Предлагаемые меры представляют собой синтез традиционных и новых подходов, сформулированных в последние годы на основе тщательного анализа итогов и проблем развития отечественного внешнеэкономического комплекса. Будучи изложены в едином документе и дополняя друг друга, указанные меры могут стать действенным механизмом повышения эффективности экспортной деятельности.

Масштабность и сложность проблемы определили целесообразность установления периода действия Программы до 2005 года и выделения в ней промежуточных этапов.