Решение ВАС РФ от 29.09.2008 N 5483/08 <О признании частично недействующими распоряжения Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 06.11.2001 N 1031-р и примечания, изложенного в приложении N 1 к распоряжению, как не соответствующих статье 150 Налогового кодекса РФ, статьям 5, 6 Таможенного кодекса РФ и Постановлению Правительства РФ от 21.12.2000 N 998>

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 сентября 2008 г. N 5483/08

Полный текст решения изготовлен 15.10.2008

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Чистякова А.И., судей Пановой И.В., Финогенова В.И. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Малтри" о признании недействующими: второго абзаца подпункта "а" пункта 1 распоряжения Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 06.11.2001 N 1031-р "Об освобождении от обложения НДС" (далее - распоряжение) в части необходимости направления в таможенный орган, производящий таможенное оформление, решения ГТК России об освобождении от взимания налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, принятого на основании подтверждения Министерства труда и социального развития Российской Федерации целевого назначения этой категории товаров, а также примечания, изложенного в приложении 1 к оспариваемому распоряжению, после перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Малтри":

Арчугова Е.А. - юрисконсульт;

Малой А.Я. - менеджер ВЭД;

от Федеральной таможенной службы:

Александров А.В. - должностное лицо главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Федеральной таможенной службы;

Турбенева Г.Н. - начальник отдела судебной защиты, должностное лицо правового управления.

В заседании присутствовал представитель Министерства юстиции Российской Федерации:

Бережная Н.В. - специалист отдела регистрации ведомственных нормативных актов в финансовой и экономической сферах департамента государственной политики в финансовой и экономической сферах департамента законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов Министерства юстиции Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле,

суд установил следующее:

С целью контроля за соблюдением положений статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998 "Об утверждении перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" Государственным таможенным комитетом Российской Федерации издано распоряжение от 06.11.2001 N 1031-р "Об освобождении от обложения НДС", зарегистрированное в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.12.2001, N 3082, опубликованное в "Российской газете" N 247, 20.12.2001 (далее - распоряжение).

Второй абзац подпункта "а" пункта 1 распоряжения содержит правовое положение, обязывающее начальников таможен не взимать налог на добавленную стоимость при таможенном оформлении ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, перечень которых приведен в приложении 2 к распоряжению, при наличии соответствующего решения ГТК России, направленного в таможенный орган, производящий таможенное оформление, принятого на основании подтверждения Министерства труда и социального развития Российской Федерации их целевого назначения.

Согласно примечанию, изложенному в приложении 1 к распоряжению, после перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость указанных в перечне товаров предоставляется при условии представления в таможенный орган, производящий таможенное оформление, подтверждения Министерства труда и социального развития Российской Федерации их целевого использования.

Таким образом указанные правовые нормы устанавливают в качестве условия предоставления освобождения от налогообложения ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, перечень которых приведен в приложении 1 к распоряжению, представление в таможенный орган подтверждения Министерства труда и социального развития Российской Федерации их целевого назначения; а в отношении товаров, указанных в приложении 2 к распоряжению, - решения ГТК России, принятого на основании такого подтверждения.

Применение норм распоряжения к правоотношениям с участием заявителя подтверждается распоряжениями Федеральной таможенной службы от 02.04.2008 N 85-р и N 86-р "Об освобождении от НДС товаров, ввозимых ООО "Малтри".

Оспаривая данные правовые положения, заявитель ссылается на то, что нормативно-правовое определение условий освобождения от налогообложения не относится к компетенции и полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, сформулированные в распоряжении правовые нормы не соответствуют статье 150 Налогового кодекса Российской Федерации, изменяют основания, условия, последовательность и порядок действий участников отношений, регулируемых таможенным законодательством, создают не основанные на законе препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности заявителя.

Федеральная таможенная служба возражает против заявленного требования, полагая, что оспариваемое распоряжение не нарушает прав и законных интересов заявителя, соответствует нормам налогового и таможенного законодательства, полномочие на его издание основано на положениях статьи 63 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Обсудив доводы и правовые позиции лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из пункта 1 статьи 5 Таможенного кодекса Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе издавать в пределах своей компетенции правовые акты в области таможенного дела в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации ввоз на территорию Российской Федерации технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, освобождаются от налогообложения по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998. При этом названные правовые акты не содержат положений, устанавливающих необходимость подтверждения каким-либо государственным органом целевого назначения ввозимых по этому перечню товаров, в качестве обязательного условия освобождения от налогообложения, равно как и положений, предоставляющих федеральному таможенному органу полномочие на установление такого условия.

Предусмотренное пунктом 2 статьи 63 Таможенного кодекса Российской Федерации полномочие федерального органа по определению перечня документов и сведений, требований к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления, предполагает его реализацию применительно к конкретным таможенным процедурам и режимам, в том числе и по связанным с ними вопросам налогообложения, только в соответствии с условиями и порядком налогообложения, установленными законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 6 Таможенного кодекса Российской Федерации положения правовых актов федерального органа, уполномоченного в области таможенного дела, не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации.

Правовое положение, содержащееся во втором абзаце подпункта "а" пункта 1 распоряжения, устанавливающее условием предоставления освобождения от налогообложения наличие соответствующего решения ГТК России, направленного в таможенный орган, производящий таможенное оформление, принятого на основании подтверждения Министерства труда и социального развития Российской Федерации целевого назначения товаров, по существу вводят в процедуру таможенного оформления дополнительные операции (действия), не предусмотренные таможенным законодательством, и тем самым изменяют регламентированные Таможенным кодексом Российской Федерации последовательность и порядок действий участников таможенных правоотношений, а также ограничивают полномочия таможенных органов (таможен) по принятию решений о предоставлении налоговых преференций при таможенном оформлении.

При этом обязанность, условия и порядок, в том числе и срок, предоставления Министерством труда и социального развития Российской Федерации подтверждения целевого назначения товаров не имеют нормативно-правовой регламентации, равно как и оспариваемое распоряжение не содержит порядка и сроков принятия соответствующего решения ГТК России.

Кроме того, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, указанное в распоряжении в качестве органа, подтверждающего целевое назначение товаров, упразднено Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, осуществлявшее по согласованию с ГТК России такое подтверждение после упразднения названного министерства, упразднено Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 и его функции переданы Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое письмом от 11.09.2008 N 6859-МТ сообщило руководителю Федеральной таможенной службы об отсутствии порядка организации работы по подтверждению целевого назначения товаров, а также полномочий по принятию соответствующего нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Таможенного кодекса Российской Федерации положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершить при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Согласно подпунктам 1, 2, 3 пункта 3 статьи 6 Таможенного кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт в области таможенного дела признается не соответствующим этому Кодексу, если такой акт:

- издан органом, не имеющим в соответствии с Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

- отменяет или ограничивает права лиц в отношении товаров и транспортных средств либо полномочия таможенных органов, установленные Кодексом;

- изменяет установленные Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых таможенным законодательством Российской Федерации, иных лиц, обязанности которых установлены Кодексом.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение не соответствует статье 150 Налогового кодекса Российской Федерации, статьям 5, 6 Таможенного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998. Применение оспариваемого распоряжения создает необоснованные и непредусмотренные законодательством препятствия для реализации заявителем права на освобождение от налогообложения.

Вместе с тем данный вывод суда не может применяться в качестве акта судебного толкования, освобождающего декларанта от соблюдения предусмотренной пунктом 3 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации обязанности представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствие товара и таможенного режима условиям освобождения от налогообложения, установленным законодательством.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 2000 рублей подлежит возмещению за счет Федеральной таможенной службы.

Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

второй абзац подпункта "а" пункта 1 распоряжения Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 06.11.2001 N 1031-р "Об освобождении от обложения НДС" в части необходимости представления в таможенный орган, производящий таможенное оформление, подтверждения целевого назначения льготной категории товаров, освобожденной от взимания налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, в форме решения ГТК России, принятого на основании подтверждения Министерства труда и социального развития Российской Федерации, и примечание, изложенное в приложении N 1 после перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, признать недействующими, как не соответствующих статье 150 Налогового кодекса Российской Федерации, статьям 5, 6 Таможенного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998 "Об утверждении перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость".

Взыскать с Федеральной таможенной службы в пользу общества с ограниченной ответственностью "Малтри" судебные расходы в сумме 2000 рублей.

Выдать исполнительный лист на взыскание суммы судебных расходов.

Председательствующий судья

А.И.ЧИСТЯКОВ

Судьи

И.В.ПАНОВА

В.И.ФИНОГЕНОВ