Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

Медицинское обеспечение ночных полетов

93. Начальник медицинской службы авиационной части при организации медицинского обеспечения ночных полетов:

разъясняет летному составу физиологические механизмы ночного зрения (снижение остроты зрения и контрастной чувствительности, нарушение функции цветоразличения и оценки пространственного положения внекабинных объектов, значение скорости адаптации к темноте, зависимость ночного зрения от яркости и цвета освещения кабины самолета);

знакомит летный состав с факторами, понижающими ночное зрение и способствующими возникновению зрительных и вестибулярных иллюзий (утомление, гипоксия); указывает возможные причины возникновения иллюзий во время ночных полетов (неправильный световой режим в кабине, отражение звезд в водной поверхности моря, которое может привести к возникновению иллюзий перевернутого полета, рассогласованное восприятие отдельных огней светотехнического оборудования аэродрома и других источников света, вызывающее иллюзорное ощущение их самостоятельного движения в поле зрения летчика);

обучает летный состав специальным приемам, позволяющим предупредить снижение ночного зрения, в том числе при внезапном воздействии ярких источников света (переход на полет по приборам, создание максимальной освещенности и яркости шкал приборов индикаторов, применение светофильтров, наклон головы или прикрытие глаз ладонью, переход на визуальный полет только при восстановлении исходного уровня зрения);

наблюдает за работой летного состава в условиях пониженной освещенности в целях оценки состояния ночного зрения;

контролирует состояние ночного зрения у летного состава перед выполнением ночных полетов с помощью приборов (адаптометра, никтоскопа и др.) при их наличии в авиационной части.

94. При медицинском обеспечении ночных полетов начальник медицинской службы авиационной части дает соответствующие рекомендации командованию по организации режима освещения на аэродроме:

в помещениях для работ и отдыха летного состава непосредственно перед полетами и между ними не должно быть открытых источников яркого света (все осветительные приборы должны иметь светонепроницаемые колпаки, направляющие свет только на рабочие места);

по возможности помещения целесообразно освещать красным светом, что способствует сокращению времени темновой адаптации;

для работы с картой, чтения и выполнения других зрительных операций на столах должно быть предусмотрено местное освещение белым светом, обеспечивающим освещенность около 30 - 40 лк. Освещенность стен и пола должна быть в пределах 5 - 15 лк, яркие источники света на аэродроме должны быть расположены таким образом, чтобы их прямые лучи не попадали в поле зрения летчика;

организация движения транспорта на аэродроме должна исключать попадание прямого света в глаза летчиков на стоянках, рулежных дорожках и взлетно-посадочной полосе;

для предупреждения ослепления летчиков автомобили, передвигающиеся по аэродрому, должны быть оборудованы фарами со специальными защитными устройствами.

95. Понижение ночного зрения (время темновой адаптации более 60 секунд, остроты зрения ниже 0,3 при освещенности адаптирующего поля 0,008 лк) служит основанием для отстранения летного состава от ночных полетов с последующим обследованием у офтальмолога в целях выяснения и устранения причин этого нарушения.

96. Одним из наиболее сложных видов ночных полетов являются полеты в очках ночного видения, сопровождающиеся высоким зрительным и нервно-эмоциональным напряжением, что приводит к развитию у летного состава, регулярно выполняющего полеты в очках ночного видения, общего и зрительного утомления.

97. Для профилактики развития и снижения выраженности общего и зрительного утомления при медицинском обеспечении полетов в очках ночного видения начальник медицинской службы:

проводит с летным составом занятия по особенностям функционирования органа зрения в очках ночного видения, определению начальных признаков зрительного утомления и обучению специальным приемам по предупреждению и снижению его выраженности;

уточняет наличие полетных заданий, связанных с использованием очков ночного видения;

обеспечивает участие медицинского персонала в индивидуальной регулировке и настройке очков ночного видения;

проводит межполетные и послеполетные осмотры летного состава, выполняющего полеты в очках ночного видения.