Правительством РФ 20 мая 2010 года одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Налогообложение операций с ценными бумагами

3. В современных условиях возрастает потребность в совершении операций по предоставлению займов ценными бумагами. Законодательство о налогах и сборах не устанавливает особенностей налогообложения налогом на прибыль организаций таких операций, что создает для налогоплательщиков значительные риски. В связи с этим требуется установить Кодексом правила налогообложения налогом на прибыль организаций таких операций, в том числе:

- правила определения налоговой базы при совершении договоров займа, в том числе по займам, срок возврата по которым не определен или определен моментом востребования;

- правила налогообложения дивидендов, процентов и иного распределения по ценным бумагам, полученных заемщиком, в том числе в случаях, когда одной из сторон сделки является нерезидент.

4. В рамках применения налога на прибыль организаций выявляются неурегулированные ситуации, в частности, с операциями РЕПО, в т.ч. с иностранными участниками, доверительным управлением в случае, когда за пределами России находится хотя бы одно из трех лиц (учредитель, бенефициар, доверительный управляющий).

Если сделка РЕПО заключается между иностранной организацией (продавец по первой части РЕПО) и российской организацией (покупатель по первой части РЕПО) и в период, когда акции находятся у российской организации, происходит выплата дивидендов, следует предусмотреть норму, согласно которой российская организация обязывается удержать налог на дивиденды, не удержанный у источника выплаты дивидендов налоговым агентом или удержанный не в полной сумме.

В случае, когда доверительным управляющим является российское лицо, а бенефициаром - иностранное, полагаем целесообразным предусмотреть обязанность доверительного управляющего, который может быть сам зарегистрирован в реестре акционеров в качестве номинального владельца акций, представлять сведения о стране налогового резидентства бенефициара.

В этом случае эмитент акций сможет при выплате дивидендов доверительному управляющему удерживать налог по ставке, соответствующей соглашению об избежании двойного налогообложения со страной резидентства бенефициара, при условии предоставления ему последним подтверждения своего постоянного местонахождения в этой стране.

5. В настоящее время операциями РЕПО Кодекс признает только операции с эмиссионными ценными бумагами. Следует предусмотреть норму, в соответствии с которой сделками РЕПО будут признаваться также операции с эмиссионными ценными бумагами иностранных эмитентов, соответствующих совокупности признаков эмиссионной ценной бумаги, указанной в статье 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Это позволит создать дополнительный инструмент привлечения финансирования из-за рубежа.

6. Следует законодательно закрепить возможность прекращения обязательств по операциям РЕПО зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств без переквалификации сделок. При этом однородными будут признаются требования по поставке ценных бумаг одного выпуска или требования по оплате денежных средств в той же валюте.

7. Принимая во внимание нестабильность на финансовых рынках, требуют уточнения установленные статьей 280 Кодекса правила определения рыночных цен ценных бумаг для налога на прибыль организаций.

В частности, необходимо сократить срок, в течение которого цена на ценную бумагу, сложившаяся на торгах в прошлом, считается рыночной, с 12 месяцев до 90 дней. Аналогичный срок используется для определения рыночных цен на ценные бумаги в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере финансовых рынков.

Представляется необходимым создать условия для справедливой оценки ценных бумаг, не обращающихся на организованных рынках, для целей налогообложения налогом на прибыль организаций. Следует отказаться от определения рыночной цены ценных бумаг по цене аналогичных бумаг, поскольку применение критерия аналогичности на рынке ценных бумаг невозможно (в силу уникальности каждой ценной бумаги) и создает высокие риски признания такой цены необоснованной. Необходимо рассмотреть вопрос о возможности применения методики, установленной федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков, для определения рыночной стоимости ценных бумаг.

8. В рамках системы мер, направленных на создание стимулов к появлению в России регионального финансового центра, будут установлены особенности порядка налогообложения прибыли клиринговых организаций при осуществлении централизованного клиринга как составной части организованных биржевых торгов.

9. Также предполагается рассмотреть целесообразность уточнения правил текущей переоценки отдельных видов финансовых инструментов срочных сделок (опционов) в целях налога на прибыль организаций для профессиональных участников фондового рынка.

10. В рамках разработки концепции создания в Российской Федерации мирового финансового центра в 2009 - 2010 годах будут дополнительно рассмотрены вопросы, связанные с налогообложением доходов "стратегических" акционеров.

В частности, предполагается снять ограничение в 500 млн. рублей, необходимое для применения нулевой ставки налога на прибыль организаций при налогообложении дивидендов, получаемых российскими "стратегическими" акционерами, то есть лицами, владеющими более 50 процентами акций организации, выплачивающей дивиденды.

11. Предполагается уточнить порядок определения налоговой базы налоговым агентом по доходам от долевого участия для организаций, получающих доходы от долевого участия в российских организациях. В частности, предполагается установить, что при определении налоговой базы для таких организаций не учитываются доходы, указанные в пунктах 1 и 3 статьи 275 Кодекса, а при определении суммы налога учитывается общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей дивидендов, а не только налогоплательщиков - получателей дивидендов, как это предусмотрено в настоящее время.

12. Действующее законодательство предусматривает, что при реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:

1) по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

2) по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);

3) по стоимости единицы.

В то же время метод оценки ценных бумаг по стоимости последних приобретений (ЛИФО) в международной практике практически не применяется. В бухгалтерском учете от этого метода уже отказались в рамках его реформирования и приближения к МСФО.

Необходимо отказаться от этого метода для целей налогообложения прибыли как при оценке ценных бумаг, так и при оценке материально-производственных запасов.

Вышеназванные меры в части совершенствования правового регулирования налогообложения финансовых инструментов срочных сделок возможно реализовать в 2009 году в рамках рассмотрения проекта Федерального закона "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу распоряжением от 10 марта 2009 г. N 281-р, а также ряда проектов федеральных законов, внесенных депутатами Государственной Думой, на которые Правительством Российской Федерации были даны положительные заключения.