ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ
Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития должны строиться по типовым проектам или проектам реконструкции и иметь обязательный для каждого профиля состав и площади помещений (приложения 2, 3, 4, 5).
Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий должны учитывать климатические условия районов строительства и особенности функционального назначения зданий.
Требования и рекомендации, изложенные в настоящих указаниях, не распространяются на проектирование и строительство специальных дошкольных учреждений в климатических подрайонах IА, IБ, IГ.
Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития должны быть не более 2-х этажей, а учреждения для детей с нарушениями зрения - одноэтажными; высота надземных этажей зданий принимается 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа).
Функциональное назначение специальных дошкольных учреждений, специфика воспитания детей с различными дефектами развития, особый режим занятий, отдыха и проведения лечебно-профилактических мероприятий определяют более сложный состав помещений и требования к их взаимосвязи.
Во всех дошкольных учреждениях для детей с нарушением физического и умственного развития групповые ячейки должны быть изолированы друг от друга; помещения групповой ячейки должны иметь внутреннюю удобную связь между собой, с медицинскими, административно-хозяйственными и общими для всех детей помещениями.
Медицинские помещения, комнаты для сна и занятий детей следует изолировать от кухни и постирочной во избежание отрицательного влияния шума, высоких температур и влажности воздуха.
Приемную для родителей (вестибюль) следует размещать на первом этаже вблизи кабинета заведующей и медицинских помещений.
Каждая групповая ячейка дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения должна иметь отдельный вход; во всех остальных учреждениях: в групповые ячейки яслей - отдельный вход, в дошкольные группы допускается общий вход не более чем на две, в двухэтажных зданиях - на три групповые ячейки.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха (слабослышащих) должны предусматриваться:
- класс для занятий с основным освещением слева и дополнительным верхним подсветом сзади (на высоте не ниже 1,5 м от пола), в связи с необходимостью размещения детей полукругом за столом педагога и обязательного освещения его лица;
- соединение двухстворчатой дверью класса для занятий с групповой;
- изоляция труб и металлических деталей в помещениях, где находятся дети;
- смежное расположение спальных, при соблюдении необходимой изоляции групповых ячеек; туалетной - с групповой и спальней;
- в кабинете радиотехника - изолированное помещение для аудиологических исследований с ограждением, обеспечивающим абсолютный уровень проникающих шумов и вибрации не более 50 дб;
- размещение помещений кухни и постирочной, имеющих электрооборудование, изолировано и вдали от класса для занятий и комнаты для музыкальных и гимнастических занятий.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией):
- кабинет врача-окулиста и плеопто-ортоптическая комната должны иметь длину не менее 6 м; последняя должна располагаться изолированно от кухни и постирочной, имеющих электрооборудование;
- в плеопто-ортоптической комнате следует выделить темное помещение (с окраской стен в темно-зеленый цвет) площадью 6 м2 для работы на большом безрефлексном офтальмоскопе;
- комнату для музыкальных и гимнастических занятий необходимо располагать не смежно с классом;
- ограждение поверхности основных помещений групповой ячейки и оборудование должны быть окрашены матовыми красками светлых тонов, коэффициент отражения которых не должен быть ниже следующих величин: потолка - 70%, стен - 50 - 60%, пола - 25 - 30%, столов - 45%.
В групповых ячейках в стенах между групповой и спальней, между групповой и туалетной допускается проектирование остекленной двери и остекленного оконного проема.
Кроме этого, в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения (только слабовидящих) должны соблюдаться следующие требования:
- створки дверей из помещений должны открываться легко, не представляя препятствий для детей;
- следует избегать устройства внешних углов, а имеющиеся - должны быть закруглены (радиус 0,05 м);
- окраска дверей, дверных наличников, выступающих частей здания, границ ступенек, мебели и оборудования должна контрастировать с фоном стен.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых):
- логопедическая комната должна быть связана, как правило, с групповой или раздевальной; а туалетные в групповых ячейках - с групповой и спальней;
- в дверных проемах из групповых в спальные комнаты должны предусматриваться уплотнители притворов;
- в помещениях, где находятся дети, выступающие углы должны быть закруглены (радиус 0,05 м);
- в комнатах для музыкальных и гимнастических занятий и коррегирующей гимнастики полы следует делать дощатыми или покрывать линолеумом двух (трех) цветов, образующих геометрический рисунок (прямоугольник или квадрат, в зависимости от площади помещений) для облегчения построения детей;
- лестница должна иметь ограждения высотой до 1,8 м или сплошное ограждение сеткой;
- при ванной комнате должно быть расположено помещение для отдыха детей после мытья и водных процедур.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в лестничный клетках поручни для детей должны предусматриваться с обеих сторон лестницы.
В зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития, не имеющих кабинета врача-окулиста, должна быть медицинская комната длиной не менее 6 м.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875