1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Отраслевых правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте устройств сигнализации, централизации и блокировки на федеральном железнодорожном транспорте ПОТ РО-13153-ЦШ-877-02, утвержденных МПС России 19 февраля 2002 г., Инструкции по обеспечению безопасности роспуска составов и маневровых передвижений на механизированных и автоматизированных сортировочных горках при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту горочных устройств N ЦШ-651, утвержденной МПС России 4 марта 1999 г., Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки механизированных и автоматизированных сортировочных горок N ЦШ-762, утвержденной МПС России 15 июня 2000 г., Инструкции по охране труда для электромеханика и электромонтера устройств сигнализации, централизации и блокировки в ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 31 января 2007 г. N 136р, и других нормативных документов по охране труда, и устанавливает основные требования охраны труда для слесаря механосборочных работ (далее - слесарь), занятого техническим обслуживанием и ремонтом вагонных горочных замедлителей сортировочных горок железных дорог.

На основе настоящей Инструкции в дистанциях сигнализации, централизации и блокировки (далее - СЦБ) железных дорог должна быть разработана и утверждена Инструкция по охране труда для слесаря механосборочных работ при обслуживании и ремонте вагонных горочных замедлителей (далее - вагонных замедлителей) с учетом местных условий и специфики выполняемых работ.

1.2. К самостоятельной работе по техническому обслуживанию и ремонту вагонных замедлителей допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие обучение по специальности и охране труда, обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, инструктаж по пожарной безопасности, стажировку и проверку знаний по охране труда и электробезопасности с присвоением соответствующей группы по электробезопасности.

1.3. Не позднее одного месяца после приема на работу слесарь должен пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

В процессе работы слесарь должен проходить в установленном порядке периодические медицинские осмотры, повторные инструктажи не реже одного раза в три месяца, а также внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, обучение по охране труда, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда и электробезопасности и обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

1.4. Слесарь, выполняющий работы, связанные с использованием грузоподъемных машин, управляемых с пола, строповкой агрегатов, узлов и деталей оборудования и подвешиванием их на крюк грузоподъемного крана (далее - слесарь, выполняющий обязанности стропальщика), дополнительно к требованиям пункта 1.2 настоящей Инструкции должен быть обучен смежной профессии стропальщика, иметь удостоверение на право пользования грузоподъемными машинами и строповку грузов, и не реже одного раза в год проходить повторную проверку знаний.

Слесарь, выполняющий работы с использованием электрических грузоподъемных машин, должен иметь группу по электробезопасности не ниже II.

1.5. К обслуживанию сосудов, работающих под давлением, допускаются работники, дополнительно к требованиям пункта 1.2 настоящей Инструкции обученные по соответствующей программе, аттестованные и имеющие удостоверения установленного образца на право обслуживания сосудов, работающих под давлением.

1.6. При нахождении на железнодорожных путях (далее - пути) слесарь должен соблюдать следующие требования безопасности:

к месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";

при переходе путей на территории железнодорожных станций пользоваться тоннелями, пешеходными мостами и настилами;

проходить вдоль путей по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы, вагоны и другой подвижной состав;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущихся на опасном расстоянии локомотивов или вагонов;

переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь переходными площадками вагонов и предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. При сходе с вагона располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней и подножек, а также в отсутствии движущихся по смежному пути локомотивов и вагонов;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м;

обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

1.7. При нахождении на железнодорожных путях запрещается: становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

наступать на концы железобетонных шпал;

подниматься в вагон, локомотив, дрезину, мотовоз, автомотрису и сходить с них во время движения;

находиться на подножках, лестницах и других наружных частях вагона, локомотива, дрезины, мотовоза, автомотрисы при их движении;

переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить пути в пределах расположения вагонных замедлителей механизированных и автоматизированных сортировочных горок;

переходить или перебегать через пути перед движущимся поездом, подвижным составом;

пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под вагонами инструмент, приборы и материалы;

находиться в междупутье при безостановочном движении поездов по смежным путям;

находиться на территории железнодорожной станции, механизированных и автоматизированных сортировочных горок, дистанции сигнализации, централизации и блокировки в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава или специального самоходного подвижного состава.

1.8. Выходя на путь из помещения, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

1.9. После выхода из помещений в ночное время необходимо остановиться и выждать некоторое время пока, глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов.

1.10. Слесарь должен:

знать инструкции по эксплуатации приспособлений, пневмо-, электроинструмента и механизмов, используемых им при техническом обслуживании и ремонте вагонных горочных замедлителей;

знать технологический процесс ремонта вагонных горочных замедлителей в объеме выполняемых им работ;

знать порядок ограждения подвижного состава, опасных мест и мест производства работ на железнодорожных путях и вагонных горочных замедлителях;

применять безопасные приемы выполнения работ и технологические операции, предусмотренные технологическим процессом;

знать и соблюдать требования охраны труда, электробезопасности, производственной санитарии, пожарной и промышленной безопасности;

знать сигналы оповещения о пожаре, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими;

знать действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;

знать место расположения аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае;

выполнять только входящую в его должностные обязанности работу или порученную руководителем работ;

во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, а также сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава, составителями поездов, водителями транспортных средств и машинистами (крановщиками) грузоподъемных кранов;

содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

Слесарь, выполняющий обязанности стропальщика, кроме этого должен:

знать установленный порядок обмена сигналами с крановщиком (водителем дрезины) при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;

знать безопасные способы строповки и зацепки деталей и узлов вагонных горочных замедлителей (далее - груз);

знать нормы браковки канатов, крюка, грузозахватных приспособлений и тары;

знать порядок безопасного перемещения грузов грузоподъемными машинами (кранами);

иметь понятие об устройстве используемых в работе грузоподъемных машин и знать их грузоподъемность;

уметь подбирать необходимые для работы стропы (по грузоподъемности, числу ветвей, длине и углу наклона ветвей стропа к вертикали) и другие грузозахватные приспособления в зависимости от массы и характера перемещаемого груза;

знать порядок безопасной работы грузоподъемных кранов (грузоподъемных машин) вблизи электрифицированных путей и линий электропередач.

1.11. Во время работы на слесаря могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

физические факторы:

движущийся подвижной состав;

движущиеся машины и механизмы;

подвижные части производственного оборудования;

неогражденные вращающиеся элементы оборудования;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;

повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенный уровень вибрации инструмента;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности оборудования;

перемещаемое грузоподъемными машинами и кранами оборудование;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

недостаточная освещенность рабочей зоны;

статическая нагрузка;

химические факторы при работе с химикатами (растворителями, очистителями и другими материалами);

психофизиологические факторы:

нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях.

К работам на высоте относятся работы, при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов высотой 1,3 м и более от поверхности земли, пола, платформы, площадки, над которыми производятся работы. При невозможности ограждения таких перепадов работы должны выполняться работниками с применением предохранительного пояса.

Статическая нагрузка на руки при работе ручным пневмо- и электроинструментом зависит от массы и формы пневмо- и электроинструмента, гибкости и массы шлангов, проводов, длительности непрерывной работы.

1.12. Слесарь должен быть обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты:

костюмом лавсано-вискозным или костюмом хлопчатобумажным (или костюмом хлопчатобумажным с водоотталкивающей пропиткой - слесарь, выполняющий обязанности стропальщика);

полуплащом из прорезиненной ткани;

ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве (или ботинками кожаными с металлическим носком - слесарь, выполняющий обязанности стропальщика);

наколенниками брезентовыми на вате (дежурными);

рукавицами комбинированными;

жилетом сигнальным со световозвращающими накладками;

головным убором летним;

каской защитной;

очками защитными;

поясом предохранительным (дежурным);

перчатками диэлектрическими (дежурными).

Зимой слесарь должен быть обеспечен дополнительно:

полушубком во II, III, IV и особом климатических поясах;

курткой на утепляющей прокладке во II, III, IV и особом климатических поясах;

брюками на утепляющей прокладке во II, III, IV и особом климатических поясах;

теплозащитным костюмом "Гудок" в I климатическом поясе;

шапкой-ушанкой со звукопроводными вставками;

валенками;

галошами на валенки.

При необходимости, по условиям выполнения отдельных работ, слесарь должен обеспечиваться очками со светофильтрами, виброзащитными рукавицами, респиратором и другими средствами индивидуальной защиты.

1.13. Личную одежду и обувь слесарь должен хранить отдельно от спецодежды и спецобуви в предназначенных для этого шкафах гардеробной.

1.14. Слесарь должен следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафы для хранения личной одежды и спецодежды в чистоте и порядке.

1.15. При получении средств индивидуальной защиты слесарь должен пройти инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих средств, а также тренировку по их применению.

1.16. Слесарь должен выполнять следующие основные требования пожарной безопасности:

курить в отведенных и приспособленных для этих целей местах;

не загромождать проходы и доступы к противопожарному оборудованию и первичным средствам пожаротушения;

не использовать поврежденные розетки, рубильники и другие электроустановочные изделия;

не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара, и нестандартными (самодельными) электронагревательными приборами;

не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;

не применять для освещения открытый огонь (факелы, свечи, керосиновые лампы).

1.17. Слесарю запрещается:

находиться и работать под поднятым и перемещаемым грузом;

прикасаться к движущимся, вращающимся частям машин и оборудования, работать у движущихся или вращающихся их частей, не огражденных предохранительными сетками или щитами;

выполнять работы, на которые у него нет разрешения руководителя работ;

находиться во время движения на платформе дрезины, мотовоза, в кузове автомобиля и других транспортных средств при перевозке в них узлов и деталей вагонного горочного замедлителя, катушек с кабелем, релейных шкафов, дроссель-трансформаторов и других тяжеловесных грузов.

1.18. Запрещается прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются или не касаются они земли или заземленных конструкций. При обнаружении оборванного провода контактной подвески, а также свисающих с него посторонних предметов необходимо принять меры к ограждению этого опасного места и сообщить об этом руководителю работ, дежурному по станции или на ближайший дежурный пункт района контактной сети, района электроснабжения или диспетчеру дистанции сигнализации, централизации и блокировки.

До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, для предотвращения попадания под шаговое напряжение следует выходить из опасной зоны мелкими (не более 0,1 м) шагами, передвигая ступни ног по земле.

1.19. Слесарь должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха.

Для предотвращения охлаждения и обморожения при работе на открытом воздухе в зимнее время при низких температурах слесарь должен пользоваться технологическими перерывами в работе для обогрева.

1.20. Слесарь должны знать и соблюдать правила личной гигиены при выполнении работы.

1.21. Для защиты открытых кожных покровов рук слесарь, использующий при работе растворители, масла и другие нефтепродукты, должен применять защитные пасты, кремы и мази, разрешенные к применению в установленном порядке. Пасты, кремы и мази следует наносить на предварительно вымытые и сухие руки дважды в течение рабочей смены (перед работой и после обеденного перерыва) и соответственно дважды смывать с рук (перед обеденным перерывом и после окончания работы) теплой водой с мылом.

При возникновении раздражения кожи необходимо обратиться в медпункт для оказания помощи.

1.22. Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование. Хранить и принимать пищу на рабочих местах не допускается.

Воду пить следует только кипяченую, хранящуюся в специальных закрытых бачках фонтанного типа, защищенных от попадания пыли и других вредных веществ, или бутилированную.

1.23. Запрещается находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.24. В случае получения травмы или заболевания слесарь должен прекратить работу, поставить в известность об этом своего непосредственного руководителя и обратиться за помощью в медпункт или ближайшую медицинскую организацию.

В случае получения травмы другим работником слесарь должен прекратить работу, принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему и немедленно известить о несчастном случае своего непосредственного руководителя или начальника (диспетчера) дистанции сигнализации, централизации и блокировки.

1.25. Слесарь, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.