Раздел 3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

3.1. Основные задачи макроэкономической политики в среднесрочной перспективе

Главной задачей макроэкономической политики на среднесрочную перспективу является создание благоприятных экономических условий, способствующих росту деловой активности всех экономических агентов, формированию на этой основе потенциала экономического роста и улучшению качества жизни населения страны. Возможности для реализации этой задачи могут сформироваться прежде всего на основе финансовой стабилизации.

Темпы инфляции во второй половине 1995 года должны быть снижены до 1 - 2 процентов в месяц с их удержанием в последующие годы в пределах 15 - 20 процентов в год.

Анализ итогов трех лет проведения реформ показывает, что, с одной стороны, борьба с инфляцией наталкивается на серьезные трудности объективного характера, а с другой - непоследовательность в достижении финансовой стабилизации обусловливает затягивание кризиса, препятствует решению большинства созидательных задач в российской экономике. В этом смысле 1994 год оказался годом и реальных надежд, и упущенных возможностей.

Масштабы субсидирования, препятствующие структурным изменениям, все еще оставались существенными. Субсидии посредством льготного кредитования заменялись налоговыми отсрочками и созданием множества внебюджетных фондов, существовавших за счет уменьшения выплат в бюджет. Одновременно в расходах бюджетов всех уровней оставались значительные субсидии на отдельные виды услуг и товаров.

Хотя значительная часть государственных расходов, включая внебюджетные фонды, была переведена в бюджет, общий дефицит по всему кругу государственных расходов в 1994 году остался на уровне 1993 года.

Усилилась долларизация экономики. В России в обращении находится более 15 млрд. долларов США, или свыше 50 трлн. рублей по курсу на конец 1994 года, что сопоставимо с суммарной величиной наличной денежной массы и рублевых сбережений населения. Поддержка курса рубля с помощью интервенций на валютном рынке вызвала значительное сокращение валютных резервов государства. Существенная часть "инфляционного налога" 1994 года по существу не использовалась внутри страны, а перераспределялась в пользу тех стран, чьи валюты приобретались в России для спасения накоплений от инфляции.

Таким образом, инфляционная поддержка производства не принесла положительных плодов ни производителям, ни населению, ни государству.

Главным недостатком бюджета 1994 года было завышение его доходов, основанное на заниженном прогнозе масштабов спада производства и ожидании более высоких темпов инфляции. На исполнение бюджета повлиял также рост недоимки в результате кризиса неплатежей и сокрытия доходов. В итоге фактическое исполнение федерального бюджета составило всего лишь около 70 процентов от намеченного, что вызвало значительный рост задолженности бюджета.

Учитывая эти уроки, для достижения финансовой стабилизации в 1995 году предполагается:

а) существенно сократить субсидии в экономике;

б) увеличить реальные доходы бюджета;

в) коренным образом изменить механизмы финансирования бюджетного дефицита, предусмотрев:

доведение уровня финансирования государственных расходов за счет выпуска государственных ценных бумаг и их размещения на открытом рынке до 1,5 - 2 процентов от объема валового внутреннего продукта, ожидаемого в 1995 году;

привлечение кредитов международных финансовых организаций;

г) усилить роль Центрального банка Российской Федерации в кредитно - денежном регулировании, в том числе за счет перехода на рефинансирование коммерческих банков через кредитные аукционы, ломбардные кредиты и операции по переучету векселей, активизации операций с ценными бумагами на открытом рынке с целью управления денежным предложением в экономике, совершенствования регулирования валютного курса;

д) осуществить программу реализации государственных ценных бумаг населению и мелким инвесторам.

Меры по сокращению необоснованных субсидий в экономике включают в себя:

отказ от предоставления в 1995 году бюджетных ссуд отраслям хозяйства по ставке ниже рыночной (или ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации), а также от субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставляемым из других источников, сверх объемов, предусмотренных в принятом бюджете;

существенное ограничение практики отсрочки процентных платежей по ранее выданным кредитам, а также списания задолженности;

прекращение централизованного распределения кредитов.

Результатом такой политики будет быстрое уменьшение темпов прироста инфляции. Во втором полугодии среднемесячные темпы инфляции не должны превысить 1 - 2 процентов в месяц.

По сравнению с 1994 годом интенсивность спада промышленного производства и валового внутреннего продукта в 1995 году ожидается в три раза меньшей, причем во втором полугодии производство валового внутреннего продукта стабилизируется.

Начиная со II квартала 1995 года реальные процентные ставки по депозитам станут вновь положительными, повысится склонность к сбережениям. В результате в 1995 году ожидается еще два важнейших положительных сдвига в финансово - экономической ситуации:

остановка процесса долларизации экономики, снижение спроса на иностранную валюту и, следовательно, стабилизация номинального обменного курса рубля;

рост накоплений и возрастание потенциала частных инвестиций в национальную экономику.

В последующие годы появится возможность воспользоваться результатами снижения инфляции, в частности, за счет удешевления кредитов и сокращения неплатежей, что должно привести к улучшению сбора налогов, а также росту инвестиций. Одновременно обострятся проблемы, связанные с обслуживанием внутреннего и внешнего долга.

Маневр, предлагаемый к осуществлению в 1995 году и заключающийся в привлечении на финансирование дефицита бюджета внешних и внутренних займов, предъявляет достаточно жесткие требования к макроэкономической динамике и бюджету за пределами этого года.

Последовательно осуществляя институциональные и структурные реформы, Россия сможет получить в текущем году финансовые кредиты Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития в размере 8 млрд. долларов США, а также привлечь связанные кредиты по двусторонним соглашениям с правительствами зарубежных государств.

В 1996 - 1997 годах в целом сохраняются хорошие перспективы для внешних заимствований, но их использование будет ограничиваться из-за превышения расходов по обслуживанию внешнего долга над возможными поступлениями внешних займов. В этот период по сравнению с 1995 годом расходы на уплату процентов по обслуживанию государственного долга будут возрастать. Жесткие рамки использования внешних заимствований определяются прежде всего накопленной до 1992 года внешней задолженностью бывшего СССР.

Для удержания темпов инфляции на низком уровне должна быть обеспечена преемственность финансово - экономической политики, начатой в 1995 году. Поэтому в 1996 - 1997 годах в целях улучшения сбалансированности бюджета и мобилизации неинфляционных источников финансирования бюджетного дефицита, дальнейшего оздоровления финансовой системы в целом предстоит решить следующие задачи:

повысить реальные налоговые поступления в бюджет на основе улучшения сбора налогов, а также стабилизации производства и возобновления экономического роста;

увеличить поступление средств от приватизации;

развивать масштабную программу привлечения средств частных инвесторов для покрытия государственных расходов;

стабилизировать национальную валюту;

поддерживать положительное сальдо торгового баланса и прекратить утечку капиталов;

достичь соглашения с кредиторами о долгосрочной реструктуризации внешнего долга при приемлемой нагрузке на бюджет.

3.2. Бюджет и налоговая реформа

Прогнозные расчеты на среднесрочную перспективу показывают, что основные показатели федерального бюджета будут характеризоваться следующими ориентировочными значениями.