Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

Статья 12. Маркировка алкогольной и спиртосодержащей продукции

(в ред. Федерального закона от 30.11.2024 N 433-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.09.2025 п. 1 ст. 12 излагается в новой редакции (ФЗ от 21.04.2025 N 92-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов ЕАЭС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящей статьи, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками. Пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха, спиртосодержащая непищевая продукция подлежат обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2023 N 108-ФЗ, от 30.11.2024 N 433-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральным законом может быть предусмотрено проведение эксперимента, предусматривающего применение в течение определенного периода времени специального регулирования в отношении маркировки федеральными специальными марками ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции, с определением круга лиц, на которых распространяется это специальное регулирование, а также особенностей его применения. Положение о проведении такого эксперимента, а также территории, на которых проводится эксперимент, утверждаются Правительством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 125-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.03.2022 N 74-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Федеральная специальная марка является документом, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 1 настоящей статьи, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в указанной системе.

3. Федеральная специальная марка содержит двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный организацией - изготовителем федеральной специальной марки и содержащий идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы в кодированном виде.

Идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы представляет собой уникальное сочетание букв и цифр, позволяющее идентифицировать федеральную специальную марку и маркируемую ею алкогольную продукцию, а также получить иную информацию, зафиксированную в единой государственной автоматизированной информационной системе.

4. Требования к образцам федеральных специальных марок, порядок изготовления федеральных специальных марок, порядок приобретения федеральных специальных марок, порядок уничтожения федеральных специальных марок, порядок маркировки федеральными специальными марками алкогольной продукции и цена федеральных специальных марок, а также порядок маркировки средствами идентификации пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции устанавливаются Правительством Российской Федерации. Образцы, перечень реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок утверждаются федеральным органом по контролю и надзору.

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2023 N 108-ФЗ, от 30.11.2024 N 433-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность считывания двухмерного штрихового кода, содержащего идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.09.2025 п. 4 ст. 12 дополняется абз. 3 (ФЗ от 21.04.2025 N 92-ФЗ). См. будущую редакцию.

5. Для приобретения федеральных специальных марок организация, осуществляющая производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, в том числе сельскохозяйственный товаропроизводитель, или организация, осуществляющая закупку алкогольной продукции для ввоза в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов ЕАЭС, направляет в форме электронного документа с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы в федеральный орган по контролю и надзору заявление о выдаче федеральных специальных марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона или статьей 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", содержания этилового спирта в алкогольной продукции, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества запрашиваемых марок.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы второй - четвертый утратили силу с 1 марта 2025 года. - Федеральный закон от 08.08.2024 N 316-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявления о выдаче федеральных специальных марок подаются отдельно на алкогольную продукцию, произведенную на территории Российской Федерации, отдельно на алкогольную продукцию, ввозимую в Российскую Федерацию из государств, не являющихся членами ЕАЭС, и отдельно на алкогольную продукцию, ввозимую в Российскую Федерацию из государств - членов ЕАЭС.

Федеральные специальные марки изготавливаются за счет денежных средств заявителей, перечисленных ими на условиях предварительной оплаты исходя из цены марки и в размере, кратном запрашиваемому количеству марок, на расчетный счет организации - изготовителя федеральных специальных марок.

При подаче заявления о выдаче федеральных специальных марок не допускается требовать от заявителя представление иных документов.

6. Федеральные специальные марки выдаются федеральным органом по контролю и надзору.

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 2 п. 6 ст. 12 в ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областях применяется с особенностями, установленными ст. 29 данного документа.

Федеральные специальные марки выдаются производителям алкогольной продукции при наличии у них в собственности на дату выдачи таких марок сырья для производства алкогольной продукции, сведения об объеме которого зафиксированы в единой государственной автоматизированной информационной системе и объем которого соответствует количеству запрашиваемых федеральных специальных марок.

Федеральные специальные марки выдаются сельскохозяйственным товаропроизводителям при соблюдении ими требований, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона, в количестве, позволяющем маркировать винодельческую продукцию, объем которой не превышает объем, установленный абзацем вторым пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Федеральные специальные марки, содержащие эмблему (знак) "Вино России", указанную в пункте 5 части 10 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", выдаются производителям вина, крепленого вина, игристого вина при наличии подтверждения Федеральной саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов России права заявителей на получение ими таких федеральных специальных марок и на получение заявленного количества таких марок, определяемого на основании предоставляемых Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России ее членами сведений об объемах винограда, выращенного на территории Российской Федерации и использованного для производства указанной продукции. Запрос в Федеральную саморегулируемую организацию виноградарей и виноделов России о наличии такого подтверждения направляется федеральным органом по контролю и надзору в форме электронного документа с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы в день регистрации заявления о выдаче федеральных специальных марок.

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2022 N 557-ФЗ)

7. Срок выдачи федеральных специальных марок или принятия решения об отказе в выдаче федеральных специальных марок не может превышать двадцать девять рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче федеральных специальных марок (далее в настоящей статье - заявление), за исключением случая, если рассмотрение заявления было приостановлено.

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 2 п. 7 ст. 12 в ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областях применяется с особенностями, установленными ст. 29 данного документа.

В случае отсутствия у производителя алкогольной продукции на двадцать девятый рабочий день со дня регистрации заявления в собственности сырья для производства алкогольной продукции, сведения об объеме которого зафиксированы в единой государственной автоматизированной информационной системе и объем которого соответствует количеству запрашиваемых федеральных специальных марок, срок предоставления государственной услуги приостанавливается, но не более чем на двадцать один рабочий день.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 557-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Срок проверки заявления не может превышать семь рабочих дней со дня регистрации заявления, за исключением случая, если проверка заявления была приостановлена.

В случае наличия оснований, указанных в пункте 9 настоящей статьи, федеральный орган по контролю и надзору в течение семи рабочих дней со дня регистрации заявления направляет заявителю сообщение в форме электронного документа с требованием об устранении одного или нескольких оснований для возврата заявления в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи и о приостановлении проверки заявления на срок не более чем десять рабочих дней.

В течение десяти рабочих дней со дня отправки сообщения, указанного в абзаце втором настоящего пункта, заявитель представляет в федеральный орган по контролю и надзору заявление в форме электронного документа с исправленными сведениями.

В случае, если заявителем в течение десяти рабочих дней не устранены основания для возврата заявления, указанные в пункте 9 настоящей статьи, заявление возвращается заявителю в форме электронного документа.

В случае выявления отсутствия у заявителя лицензии на соответствующий вид деятельности, приостановления действия лицензии, аннулирования лицензии либо прекращения ее действия федеральный орган по контролю и надзору в течение семи рабочих дней со дня регистрации заявления принимает решение об отказе в выдаче федеральных специальных марок.

9. Основанием для возврата заявления является:

КонсультантПлюс: примечание.

Пп. 1 п. 9 ст. 12 в ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областях применяется с особенностями, установленными ст. 29 данного документа.

1) наличие у заявителя, осуществляющего производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, в том числе сельскохозяйственного товаропроизводителя, или заявителя, осуществляющего закупку алкогольной продукции для ввоза в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов ЕАЭС, на 1-е число месяца, в котором в лицензирующий орган поступило заявление, отрицательного сальдо единого налогового счета заявителя в части задолженности по налогам, сборам и страховым взносам в размере, превышающем 3000 рублей, а также наличие у заявителя, осуществляющего закупку алкогольной продукции для ввоза в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов ЕАЭС, задолженности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и процентов, не погашенных в срок, указанный в абзаце четвертом пункта 8 настоящей статьи;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 316-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) наличие у заявителя на день подачи заявления не уплаченных в установленный срок административных штрафов, назначенных за совершение административных правонарушений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в случае, если такие штрафы не были уплачены в срок, указанный в абзаце третьем пункта 8 настоящей статьи;

3) неперечисление (перечисление в неполном объеме) заявителем денежных средств за изготовление федеральных специальных марок в случае, если данное нарушение не было устранено в срок, указанный в абзаце третьем пункта 8 настоящей статьи;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.09.2025 пп. 4 п. 9 ст. 12 излагается в новой редакции (ФЗ от 21.04.2025 N 92-ФЗ). См. будущую редакцию.

КонсультантПлюс: примечание.

Пп. 4 п. 9 ст. 12 в ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областях применяется с особенностями, установленными ст. 29 данного документа.

4) отсутствие в единой государственной автоматизированной информационной системе на день подачи заявления и невнесение в данную систему в срок, указанный в абзаце третьем пункта 8 настоящей статьи, сведений:

об уничтожении федеральных специальных марок, не нанесенных на алкогольную продукцию в течение девяти месяцев со дня их получения заявителем, - для алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации;

об уничтожении федеральных специальных марок, полученных для маркировки алкогольной продукции, которая не была ввезена в Российскую Федерацию в течение девяти месяцев со дня их получения заявителем, - для алкогольной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию;

5) частичное или полное отсутствие в заявлении сведений, указанных в пункте 5 настоящей статьи, либо их недостоверность в случае, если нарушения не устранены в срок, указанный в абзаце третьем пункта 8 настоящей статьи.

10. Основанием для отказа в выдаче федеральных специальных марок является:

1) утратил силу с 1 марта 2025 года. - Федеральный закон от 08.08.2024 N 316-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) отсутствие уплаты (неполная уплата) государственной пошлины за выдачу федеральных специальных марок;

КонсультантПлюс: примечание.

Пп. 3 п. 10 ст. 12 в ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областях применяется с особенностями, установленными ст. 29 данного документа.

3) несоответствие количества запрашиваемых федеральных специальных марок, указанных в заявлении, с учетом их остатка максимально возможному годовому объему производства соответствующей продукции исходя из установленной мощности основного технологического оборудования - для производителей алкогольной продукции;

КонсультантПлюс: примечание.

Пп. 4 п. 10 ст. 12 в ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областях применяется с особенностями, установленными ст. 29 данного документа.

4) отсутствие у заявителя по истечении пятидесяти рабочих дней со дня поступления заявления в федеральный орган по контролю и надзору в собственности сырья для производства алкогольной продукции, сведения об объеме которого зафиксированы в единой государственной автоматизированной информационной системе и объем которого соответствует количеству запрашиваемых федеральных специальных марок, - для производителей алкогольной продукции;

5) отсутствие у заявителя лицензии на соответствующий вид лицензируемой деятельности, приостановление действия лицензии, аннулирование лицензии или прекращение срока ее действия либо отсутствие временного разрешения, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2024 N 433-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Пп. 6 п. 10 ст. 12 в ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областях применяется с особенностями, установленными ст. 29 данного документа.

6) наличие в федеральном органе по контролю и надзору сведений об аннулировании производителем алкогольной продукции извещения об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза в период со дня подачи заявления до дня обращения в указанный орган за получением федеральных специальных марок. В этом случае изготовленные в соответствии с заявлением федеральные специальные марки подлежат возврату федеральным органом по контролю и надзору организации - изготовителю федеральных специальных марок (далее - организация-изготовитель);

7) утратил силу с 1 марта 2025 года. - Федеральный закон от 08.08.2024 N 316-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

8) отсутствие подтверждения Федеральной саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов России права на получение федеральных специальных марок, содержащих эмблему (знак) "Вино России", указанную в пункте 5 части 10 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", и на получение заявленного количества таких марок - для производителей вина, крепленого вина, игристого вина, подавших заявление о выдаче федеральных специальных марок, содержащих эмблему (знак) "Вино России".

(пп. 8 введен Федеральным законом от 28.12.2022 N 557-ФЗ)

11. Срок хранения изготовленных федеральных специальных марок на складе федерального органа по контролю и надзору не может превышать пятьдесят рабочих дней со дня регистрации заявления.

12. В случае возврата заявления по одному или нескольким основаниям, указанным в пункте 9 настоящей статьи, а также по основанию, указанному в абзаце пятом пункта 8 настоящей статьи, организация-изготовитель возвращает заявителю денежные средства, уплаченные за изготовление федеральных специальных марок, в течение трех рабочих дней со дня принятия федеральным органом по контролю и надзору решения о возврате заявления.

13. В случае отказа в выдаче федеральных специальных марок в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи изготовленные федеральные специальные марки подлежат возврату федеральным органом по контролю и надзору организации-изготовителю.

В случае отказа от приобретения ранее оплаченных, но невыданных федеральных специальных марок, в том числе в случае отказа в выдаче федеральных специальных марок в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи, организация-изготовитель в течение трех рабочих дней со дня принятия федеральным органом по контролю и надзору решения об отказе в выдаче федеральных специальных марок возвращает заявителю денежные средства за невыданные федеральные специальные марки за вычетом расходов на их доставку в федеральный орган по контролю и надзору и обратно.

14. Указанные в подпункте 1 пункта 9 и подпунктах 1, 6 и 7 пункта 10 настоящей статьи сведения представляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, или федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, по межведомственному запросу федерального органа по контролю и надзору.

Указанные в подпункте 2 пункта 9 и подпункте 2 пункта 10 настоящей статьи сведения федеральный орган по контролю и надзору получает с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Указанные в подпункте 3 пункта 9 настоящей статьи сведения федеральный орган по контролю и надзору получает от организации-изготовителя. Организация-изготовитель представляет федеральному органу по контролю и надзору сведения в течение трех рабочих дней со дня поступления на счет денежных средств за изготовление федеральных специальных марок.

Указанные в подпункте 3 пункта 10 настоящей статьи сведения федеральный орган по контролю и надзору получает с использованием информации, содержащейся в едином государственном реестре мощностей основного технологического оборудования.

Указанные в абзаце пятом пункта 8 и подпункте 5 пункта 10 настоящей статьи сведения федеральный орган по контролю и надзору получает с использованием информации, содержащейся в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Указанные в подпункте 4 пункта 9 и подпункте 4 пункта 10 настоящей статьи сведения федеральный орган по контролю и надзору получает с использованием информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе.

Указанное в абзаце четвертом пункта 6 настоящей статьи подтверждение (неподтверждение) федеральный орган по контролю и надзору получает от Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России. Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России направляет федеральному органу по контролю и надзору в форме электронного документа с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы указанное подтверждение (неподтверждение) в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2022 N 557-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.09.2025 в абз. 1 п. 15 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 21.04.2025 N 92-ФЗ). См. будущую редакцию.

15. Федеральные специальные марки должны быть нанесены на алкогольную продукцию, произведенную на территории Российской Федерации, в течение девяти месяцев со дня их получения заявителем. Не могут быть нанесены на алкогольную продукцию федеральные специальные марки, содержащие эмблему (знак) "Вино России", в случае, если получатель таких федеральных специальных марок лишен Федеральной саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов России права использования эмблемы (знака) "Вино России". Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России направляет в федеральный орган по контролю и надзору информацию в форме электронного документа с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы о лишении или возобновлении права использования эмблемы (знака) "Вино России" в день принятия соответствующего решения.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 557-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.09.2025 абз. 2 п. 15 ст. 12 излагается в новой редакции (ФЗ от 21.04.2025 N 92-ФЗ). См. будущую редакцию.

Алкогольная продукция, которая произведена за пределами территории Российской Федерации и на которую получены федеральные специальные марки, должна быть ввезена в Российскую Федерацию в течение девяти месяцев со дня их получения заявителем.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.09.2025 абз. 3 п. 15 ст. 12 утрачивает силу (ФЗ от 21.04.2025 N 92-ФЗ).

Федеральные специальные марки, не нанесенные на алкогольную продукцию, которая произведена на территории Российской Федерации, и федеральные специальные марки, полученные на алкогольную продукцию, не ввезенную в Российскую Федерацию в установленный срок, подлежат уничтожению заявителем, в том числе в случае аннулирования лицензии либо прекращения срока действия лицензии на соответствующий вид лицензируемой деятельности.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.09.2025 ст. 12 дополняется п. 15.1 (ФЗ от 21.04.2025 N 92-ФЗ). См. будущую редакцию.

16. За правильность нанесения федеральных специальных марок на алкогольную продукцию несут ответственность организации, осуществляющие производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, и организации, осуществляющие закупку алкогольной продукции для ввоза в Российскую Федерацию.

За подлинность федеральных специальных марок, а также за соответствие информации, содержащейся на федеральных специальных марках, информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе, об алкогольной продукции, маркированной данными федеральными специальными марками, несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, закупку для ввоза в Российскую Федерацию, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Оборот российской винодельческой продукции защищенных наименований, винодельческой продукции, составляющей коллекцию винодельческой продукции, которые маркированы федеральными специальными марками и требования к которым действовали на дату их нанесения на потребительскую тару, допускается до окончания срока годности такой продукции.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Проверка подлинности федеральных специальных марок осуществляется организациями - покупателями алкогольной продукции, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам федерального органа по контролю и надзору.

Проверка подлинности федеральных специальных марок осуществляется органами государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, правоохранительными органами визуально, с использованием соответствующих приборов, а также с использованием доступа к информационным ресурсам федерального органа по контролю и надзору.

19. Не маркируются в установленном настоящим Федеральным законом порядке федеральными специальными марками:

1) алкогольная продукция, ввозимая в Российскую Федерацию:

в качестве припасов в соответствии с установленным правом ЕАЭС;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.09.2025 в абз. 3 пп. 1 п. 19 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 21.04.2025 N 92-ФЗ). См. будущую редакцию.

при помещении ее под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

при помещении ее под таможенную процедуру беспошлинной торговли при наличии на этикетках, контрэтикетках алкогольной продукции надписи на русском языке "Только для продажи в магазине беспошлинной торговли" или надписи аналогичного содержания на английском языке;

2) алкогольная продукция, вывозимая из Российской Федерации с применением в отношении ее таможенной процедуры экспорта;

3) пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха;

4) алкогольная продукция, помещенная под таможенную процедуру беспошлинной торговли, при наличии на этикетках, контрэтикетках алкогольной продукции надписи на русском языке "Только для продажи в магазине беспошлинной торговли" или надписи аналогичного содержания на английском языке:

при перемещении ее из магазина беспошлинной торговли, расположенного в регионе деятельности одного таможенного органа, в магазин беспошлинной торговли, расположенный в регионе деятельности другого таможенного органа;

при выпуске ее для использования в качестве припасов, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 20 ст. 12 не распространяется на алкогольную продукцию, произведенную на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей до 28.12.2022. О маркировке указанной продукции см. ст. 4 ФЗ от 28.12.2022 N 557-ФЗ.

20. Маркировка алкогольной продукции не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками не допускается.

Алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации или ввезенная в Российскую Федерацию с нарушением требований, установленных настоящей статьей, признается алкогольной продукцией без маркировки.