6.11. Требования безопасности при выполнении окрасочных работ

6.11.1. Все производственные процессы, связанные с окраской вагонов и их деталей, должны выполняться с соблюдением Межотраслевых правил по охране труда при окрасочных работах, Правил техники безопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов и участков предприятий железнодорожного транспорта, Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации и ГОСТ 12.3.005.

6.11.2. Окраска вагонов должна производиться на специализированных участках, а в случае их отсутствия окрасочные работы могут выполняться на позициях вагоноремонтного участка, оборудованного приточно-вытяжной вентиляцией и противопожарными устройствами, или на открытом воздухе при температуре не ниже плюс 5 градусов Цельсия.

6.11.3. Окраску вагонов на вагоноремонтном участке следует выполнять в период, когда другие работы на участке не производятся. По окончании окраски необходимо проветрить помещение.

6.11.4. Окраска распылителем должна производиться в малярном участке или отделении, изолированных от соседних помещений сплошными несгораемыми перегородками и оборудованных вентиляцией, обеспечивающей на рабочих местах допустимые концентрации паров растворителей и красочной пыли в воздухе, а при отсутствии малярного участка - на открытом воздухе.

6.11.5. Очистку кузова вагонов ручным механизированным инструментом следует производить в местах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией.

6.11.6. Для очистки и окраски вагонов должны применяться специальные подмости (площадки) передвижного или стационарного типа. Подмости (площадки) должны быть жесткими, устойчивыми, иметь с внешней стороны поручни, лестницу и приспособления для подвешивания сосудов с краской. Применение в качестве подмостей (площадок) стремянок с укрепленными на них досками, служащими как настил, запрещается.

Нанесение трафаретов на кузов вагона допускается производить с приставных лестниц.

6.11.7. При отсутствии специальных подмостей (площадок) очистку и окраску крыши и верхней части кузова вагона работникам допускается производить с использованием предохранительных поясов и страховочных канатов, которые должны крепиться к тросу, специально протянутому над рабочим местом, или к ограждению передвижной площадки.

6.11.8. При окраске распылителем применять материалы, содержащие в качестве пигмента свинцовые соединения, разрешается только в том случае, если вентиляционные установки удаляют содержание свинца в воздухе в зоне рабочих мест до предельно допустимой концентрации 0,01 мг/куб. м.

Окрасочные работы следует производить с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания.

6.11.9. Окраска внутренней поверхности вагона должна производиться с использованием установки приточной-вытяжной вентиляции окрашиваемого вагона.

6.11.10. Естественная сушка вагонов, окрашенных нитроэмалями, перхлорвиниловыми эмалями и другими быстросохнущими материалами, должна проводиться в камерах либо отдельных помещениях, где нет рабочих мест. Помещения должны быть оборудованы вытяжной вентиляцией и оснащены средствами пожарной автоматики. Сушильные камеры (участки) площадью до 500 кв. м должны оснащаться пожарной сигнализацией, при площади 500 кв. м и более - автоматическими средствами пожаротушения.

6.11.11. Все операции, связанные с подготовкой смеси растворителей, приготовлением составов лаков и красок, а также разбавлением их растворителями, должны выполняться в специальном помещении.

6.11.12. Подготовка сухих красок должна производиться в специальном месте, оборудованном вытяжным зонтом таким образом, чтобы можно было удалять образующиеся при этой операции пыль и вредные пары непосредственно от места их образования.

6.11.13. Разведение сухих красок олифой, хранение красок, переработанных на краскотерочной машине, а также других разведенных красок, масел, скипидара должно производиться в металлических банках с плотно закрываемыми крышками в закрытых шкафах с вытяжкой.

6.11.14. Запас красок, масел, лаков, скипидара в помещении для приготовления красок должен быть не более суточной потребности.

6.11.15. При окраске вагонов не допускается:

приготавливать нитрокраску, нитролаки на участках, где производится ремонт вагонов (для этой цели должно быть выделено отдельное помещение, отвечающее требованиям пожарной безопасности);

работать при выключенной или неисправной вентиляции и неисправном электроосвещении;

обжигать старую краску, сушить и подогревать загустевшие краски открытым огнем.

6.11.16. На участках, где производится окраска вагонов, запрещается применение открытого огня.

6.11.17. Распылители, шланги, рукоятки кистей, шпателей, ножей и другого малярного инструмента следует в конце смены очищать и промывать от остатков лакокрасочных материалов и сдавать в кладовую или иное специально оборудованное место.