Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 и период 2011 и 2012 годов.

Прогноз показателей денежной программы на 2009 - 2011 годы (млрд. рублей)

Прогноз показателей денежной программы на 2009 - 2011 годы

(млрд. рублей) <1>

--------------------------------

<1> Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2008 года.

┌──────────────────────┬─────────────┬───────────────────────────────┬───────────────────────────────┬───────────────────────────────┐

│ │ 1.01.2009 │ 2009 г. │ 2010 г. │ 2011 г. │

│ │ (оценка) ├───────┬───────┬───────┬───────┼───────┬───────┬───────┬───────┼───────┬───────┬───────┬───────┤

│ │ │ I │ II │ III │ IV │ I │ II │ III │ IV │ I │ II │ III │ IV │

│ │ │вариант│вариант│вариант│вариант│вариант│вариант│вариант│вариант│вариант│вариант│вариант│вариант│

├──────────────────────┼─────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Денежная база (узкое │ 5 365│ 6 102│ 6 205│ 6 282│ 6 564│ 6 805│ 7 039│ 7 247│ 7 888│ 7 438│ 7 828│ 8 199│ 9 226│

│определение) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ - наличные деньги в │ 5 257│ 5 730│ 5 826│ 5 898│ 6 163│ 6 367│ 6 586│ 6 780│ 7 380│ 6 931│ 7 295│ 7 640│ 8 597│

│ обращении (вне Банка │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ России) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ - обязательные │ 108│ 373│ 379│ 383│ 401│ 438│ 453│ 467│ 508│ 507│ 534│ 559│ 629│

│ резервы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Чистые международные │ 13 434│ 13 336│ 14 880│ 15 140│ 16 394│ 12 987│ 15 670│ 16 652│ 20 648│ 12 121│ 15 309│ 17 086│ 23 392│

│резервы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│- в млрд. долларов США│ 547│ 543│ 606│ 617│ 668│ 529│ 638│ 678│ 841│ 494│ 624│ 696│ 953│

├──────────────────────┼─────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Чистые внутренние │ -8 069│ -7 234│ -8 675│ -8 858│ -9 831│ -6 182│ -8 631│ -9 405│-12 760│ -4 683│ -7 481│ -8 888│-14 166│

│активы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ Чистый кредит │ -8 283│ -8 837│-10 239│-10 432│-11 014│ -9 394│-11 511│-12 039│-13 851│-10 227│-12 863│-13 757│-16 673│

│ расширенному │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ правительству │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ - чистый кредит │ -7 683│ -8 237│ -9 639│ -9 832│-10 414│ -8 794│-10 912│-11 439│-13 251│ -9 627│-12 264│-13 157│-16 073│

│ федеральному │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ правительству │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ - остатки средств │ -600│ -600│ -600│ -600│ -600│ -600│ -600│ -600│ -600│ -600│ -600│ -600│ -600│

│ консолидированных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ бюджетов субъектов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ Российской Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ и государственных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ внебюджетных фондов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ на счетах в Банке │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ России │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Чистый кредит банкам │ 679│ 1 481│ 1 313│ 1 306│ 831│ 3 847│ 3 246│ 2 915│ 1 024│ 7 350│ 6 856│ 6 149│ 3 265│

├──────────────────────┼─────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ - валовой кредит │ 1 599│ 2 334│ 2 179│ 2 182│ 1 742│ 4 603│ 4 024│ 3 713│ 1 884│ 8 004│ 7 538│ 6 859│ 4 052│

│ банкам │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ - корреспондентские │ -920│ -853│ -866│ -875│ -910│ -756│ -778│ -798│ -860│ -654│ -683│ -710│ -787│

│ счета кредитных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ организаций, депозиты│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ банков в Банке России│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ и другие инструменты │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ абсорбирования │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ свободной банковской │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ ликвидности │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Прочие чистые │ -465│ 122│ 252│ 267│ 352│ -635│ -365│ -280│ 67│ -1 806│ -1 473│ -1 280│ -758│

│неклассифицированные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│активы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

└──────────────────────┴─────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘

В условиях этого варианта в 2010 году предусматривается рост ЧМР на 0,79 трлн. рублей, в 2011 году - снижение на 0,36 трлн. рублей. Чистые внутренние активы увеличиваются при этом на 0,04 и 1,15 трлн. рублей соответственно. В 2010 году для обеспечения такой динамики Банку России необходимо будет повысить объем чистого кредита банкам на 1,9 трлн. рублей, а в 2011 году - на 3,6 трлн. рублей.

По третьему варианту денежной программы в 2009 году прогнозируется прирост ЧМР на 1,7 трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы, соответствующей целевому ориентиру по инфляции, это потребует снижения ЧВА на 0,79 трлн. рублей. В структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству снизится на 2,1 трлн. рублей, а чистый кредит банкам возрастет на 0,63 трлн. рублей.

В 2010 году по данному сценарию предусматриваются увеличение ЧМР на 1,5 трлн. рублей и снижение ЧВА на 0,55 трлн. рублей. В условиях снижения чистого кредита расширенному правительству на 1,6 трлн. рублей Банку России потребуется обеспечить увеличение чистого кредита банкам на 1,6 трлн. рублей. В 2011 году третий вариант программы предусматривает рост ЧМР на 0,43 млрд. рублей, что является недостаточным для обеспечения запланированных темпов прироста денежной базы и требует увеличения ЧВА на 0,52 трлн. рублей. Чистый кредит банкам в этой ситуации возрастет на 3,23 трлн. рублей.

Согласно четвертому варианту денежной программы прирост ЧМР может составить в 2009 году почти 3 трлн. рублей, в 2010 году - 4,25 трлн. рублей, в 2011 году - 2,74 млрд. рублей. Исходя из оценки денежной базы при этом потребуется снижение ЧВА на 1,8; 2,9 и 1,4 трлн. рублей соответственно. Чистый кредит расширенному правительству в этом варианте снижается в 2009 году на 2,7 трлн. рублей, а в 2010 и 2011 годах - на 2,8 трлн. рублей. При этом в 2009 году возникает необходимость обеспечить увеличение чистого кредита банкам на 0,15 трлн. рублей, в 2010 году - на 0,19 трлн. рублей, а в 2011 году - на 2,2 трлн. рублей.

Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

Банк России учитывает опыт 2008 года, показавший, что в условиях мирового финансового кризиса переход к формированию денежного предложения преимущественно за счет ЧВА (в том числе увеличения валового кредита банкам) может пойти более быстрыми темпами, чем предусматривается в представленных вариантах денежной программы, и готов во взаимодействии с Правительством Российской Федерации принять необходимые меры для поддержания финансовой стабильности.