Оценка показателей денежной программы на 2008 год (млрд. рублей)
Оценка показателей денежной программы на 2008 год
(млрд. рублей) <1>
--------------------------------
<1> Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2008 года.
┌───────────────────────────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┬────────────┐
│ │ 1.01.2008│ 1.10.2008│ 1.01.2009│ 1.01.2009│ Прирост │
│ ├──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤за 2008 год │
│ │ факт │ факт │ программа│ оценка │ │
│ │ │ │ <1> │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┤
│Денежная база (узкое │ 4 269,1│ 4 377,8│ 5 022│ 5 365│ 1 096│
│определение) │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┤
│- наличные деньги в обращении │ 4 118,6│ 4 285,3│ 4 768│ 5 257│ 1 138│
│(вне Банка России) │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┤
│- обязательные резервы │ 150,5│ 92,4│ 254│ 108│ -43│
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┤
│Чистые международные резервы │ 11 693,6│ 13 802,8│ 11 942│ 13 434│ 1 740│
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┤
│- в млрд. долларов США │ 476,4│ 562,3│ 486│ 547│ 71│
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┤
│Чистые внутренние активы │ -7 424,5│ -9 425,0│ -6 919│ -8 069│ -645│
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┤
│Чистый кредит расширенному │ -5 613,0│ -8 052,7│ -5 721│ -8 283│ -2 670│
│правительству │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┤
│- чистый кредит федеральному │ -5 085,1│ -7 015,5│ -5 351│ -7 683│ -2 598│
│правительству │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┤
│- остатки средств │ -528,0│ -1 037,3│ -370│ -600│ -72│
│консолидированных бюджетов │ │ │ │ │ │
│субъектов Российской Федерации │ │ │ │ │ │
│и государственных внебюджетных │ │ │ │ │ │
│фондов на счетах в Банке России│ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┤
│Чистый кредит банкам │ -1 124,0│ -663,1│ -711│ 679│ 1 803│
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┤
│- валовой кредит банкам │ 49,3│ 217,1│ 5│ 1 599│ 1 549│
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┤
│- корреспондентские счета │ -1 173,3│ -880,2│ -716│ -920│ 253│
│кредитных организаций, депозиты│ │ │ │ │ │
│банков в Банке России и другие │ │ │ │ │ │
│инструменты абсорбирования │ │ │ │ │ │
│свободной банковской │ │ │ │ │ │
│ликвидности │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┤
│Прочие чистые │ -687,5│ -709,2│ -487│ -465│ 222│
│неклассифицированные активы │ │ │ │ │ │
└───────────────────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┴────────────┘
--------------------------------
<1> Вариант 3, представленный в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год", пересчитанный по официальному курсу рубля на начало 2008 года.
Одним из потенциальных факторов повышения спроса на дополнительную ликвидность со стороны кредитных организаций являлось изменение в 2008 году порядка уплаты налога на добавленную стоимость (НДС): с февраля он стал не ежемесячным, а ежеквартальным налогом, уплачиваемым в первый месяц квартала, следующего за отчетным. Однако в апреле и июле к моменту его уплаты кредитные организации располагали достаточным объемом средств для расчетов с бюджетом. Поэтому указанное изменение в дни уплаты НДС не привело к существенному повышению процентных ставок межбанковского кредитного рынка и объема операций Банка России по рефинансированию кредитных организаций, хотя к концу указанных месяцев спрос на ликвидность возрос и Банк России активизировал применение инструментов предоставления денежных средств. В октябре 2008 года было принято решение об изменении схемы уплаты НДС, позволяющее налогоплательщикам вместо единовременного платежа за истекший квартал осуществлять платежи ежемесячно равными долями, что позволит сгладить сезонность в уплате данного налога и будет способствовать снижению волатильности совокупных банковских резервов в период уплаты НДС.
Изменение условий реализации денежно-кредитной политики в 2008 году по сравнению с предусмотренными в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год", в том числе изменение динамики ряда макроэкономических и денежно-кредитных показателей, определяют необходимость уточнения основных параметров денежной программы на 2008 год.
С учетом ожидаемых в 2008 году темпов роста ВВП, показателей платежного баланса и укрепления национальной валюты темп прироста денежного агрегата М2 может составить около 28%, что находится в рамках диапазона, предусмотренного в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год". Оценка денежной базы в узком определении на 1.01.2009 может быть повышена до 5350 - 5400 млрд. рублей. Увеличение сальдо по счету текущих операций платежного баланса с учетом прогнозируемого повышения среднегодовой цены на нефть сорта "Юралс" в 2008 году с 62 до 101,5 доллара США за баррель и других параметров обусловливает соответствующее повышение оценки чистых международных резервов и снижение объема чистых внутренних активов в денежной программе на конец 2008 года. Указанные параметры оказывают влияние на динамику бюджетных доходов, являющихся источником формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, что определило необходимость уточнения динамики чистого кредита расширенному правительству до конца 2008 года. Также были уточнены другие показатели денежной программы (включая чистый кредит банкам и прочие чистые неклассифицированные активы) с учетом принятых Правительством Российской Федерации и Банком России мер по поддержке финансового сектора.
В сложившихся условиях Банк России проводил денежно-кредитную политику с учетом необходимости снижения инфляции, превысившей целевое значение, и поддержания уровня ликвидности банковского сектора, достаточного для обеспечения его устойчивого функционирования и развития.
В период с января по июль 2008 года Банк России для сдерживания роста денежного предложения и снижения инфляционных ожиданий четыре раза повышал процентные ставки по своим операциям. Кроме того, Банк России принял ряд решений по повышению обязательных резервных требований, депонируемых кредитными организациями на счетах в Банке России.
Начиная с 15 января 2008 года нормативы обязательных резервов применялись в размере, действовавшем до их временного снижения с 11.10.2007: по обязательствам перед банками-нерезидентами - 4,5%; по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - 4%; по иным обязательствам - 4,5%. В 2008 году Банк России трижды принимал решение о повышении нормативов обязательных резервов (с 1 марта, с 1 июля и с 1 сентября) и о повышении коэффициента усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов для кредитных организаций, не являющихся расчетными небанковскими кредитными организациями и РЦ ОРЦБ <1> (по состоянию на 1 сентября 2008 года - 0,55).
--------------------------------
<1> Для расчетных небанковских кредитных организаций и РЦ ОРЦБ применяется максимальный коэффициент усреднения, равный 1,0.
Существенное ухудшение с августа 2008 года ситуации на мировых финансовых рынках обусловило масштабный отток капитала из России, как и из других стран с развивающимися рынками. Значительная переоценка рисков участниками как на международных, так и на внутреннем финансовых рынках стала причиной ужесточения условий заимствований для российских кредитных и нефинансовых организаций, а также ухудшения функционирования финансового и фондового рынков страны. Затруднение привлечения средств на рынке межбанковских кредитов (в том числе формирование цепочек неплатежей по операциям междилерского РЕПО) в совокупности с критическим ухудшением ситуации на рынке ценных бумаг (резкое снижение котировок акций и облигаций российских эмитентов и основных фондовых индексов, приостановка торгов на российских биржах) нарушило нормальное функционирование рыночного механизма перераспределения ликвидности, следствием чего стали формирование дефицита банковской ликвидности и резкое повышение спроса кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банка России.
Указанные факторы определили необходимость для Банка России повысить приоритет выполнения цели по поддержанию финансовой стабильности. Поэтому в сентябре - октябре был реализован комплекс мер денежно-кредитной политики, направленных на сглаживание для российских кредитных организаций негативных последствий кризисного состояния международных финансовых рынков, в первую очередь на расширение их возможностей по получению ликвидности от Банка России.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875