<Письмо> Банка России от 19.09.2007 N 04-31-1/4000 "О применении абзаца 5 пп. 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в отношении некредитных организаций"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 сентября 2007 г. N 04-31-1/4000

О ПРИМЕНЕНИИ АБЗАЦА 5 ПП. 4 ПУНКТА 1

СТАТЬИ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ

ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ

ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" В ОТНОШЕНИИ

НЕКРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Центральный банк Российской Федерации рассмотрел обращение, касающееся применения абзаца 5 пп. 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и сообщает следующее.

Информационное письмо от 15.06.2004 N 6 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" было подготовлено до принятия Федерального закона от 27.07.2006 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Пункт 4 указанного Информационного письма разъясняет применение абзаца 5 пп. 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в редакции, которая действовала в 2004 году и не учитывала изменения, внесенные в дальнейшем Федеральным законом от 27.07.2006 N 147-ФЗ.

Таким образом, Информационное письмо от 15.06.2004 N 6 не разъясняет порядок применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организациями, не являющимися кредитными и осуществляющими прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.

Учитывая изложенное, не можем согласиться с выводом о том, что Информационным письмом от 15.06.2004 N 6 "Банк России вывел из-под действия Закона N 115-ФЗ как раз тех нарушителей закона, деятельность которых связана с повышенным риском легализации доходов, полученных преступным путем, и может быть квалифицирована как незаконная банковская деятельность".

Статья 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 147-ФЗ) относит к числу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.

В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией, вправе осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России, банковские операции, указанные в пункте 9 части первой статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в части принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги при одновременном соблюдении указанных в данной статье условий.

Указанные операции отнесены абзацем 5 пп. 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к операциям, подлежащим обязательному контролю, если сумма, на которую такая операция совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.

Следовательно, с момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 147-ФЗ организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности, обязаны направлять сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган.

Банк России не наделен полномочиями по контролю за исполнением Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организациями, не являющимися кредитными организациями, осуществляющими прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности, и, следовательно, не разъясняет применение норм Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" для случаев выполнения требований данного Закона указанными организациями.

Г.Г.МЕЛИКЬЯН