Рекомендации педагогическим работникам
Информацию необходимо представить в том виде, в каком ее мог бы получить слабовидящий обучающийся: крупный шрифт (16 - 18 пунктов), дискета (чтобы прочитать с помощью компьютера со звуковой программой), аудиокассета. Следует предоставить возможность слабовидящим использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры во время занятий. При лекционной форме занятий обучающемуся с плохим зрением следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Не следует забывать, что все записанное на доске должно быть озвучено.
Если вы собираетесь читать вслух, сначала предупредите об этом. Не заменяйте чтение пересказом.
Избегайте расплывчатых определений и описаний, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: "стакан находится где-то там на столе, это поблизости от вас...". Старайтесь быть точными: "Стакан посередине стола", "Стул справа от вас".
Во время проведения занятий всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих, вновь пришедших в помещение. Всегда комментируйте свои жесты и надписи на доске. Передавайте словами то, что часто выражается мимикой и жестами, - не забывайте, что привычный жест "там..." незрячий человек не поймет. При общении с группой слабовидящих обучающихся не забудьте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. Не заставляйте собеседника говорить в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.
Когда вы предлагаете слабовидящему обучающемуся сесть, не усаживайте его, а направьте его руку на спинку стула или подлокотник. При знакомстве слабовидящего с незнакомым предметом не водите его руку по поверхности предмета, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слабовидящего к предмету и брать его рукой этот предмет, лучше подать ему этот предмет или подвести к нему.
Необходимо знать, когда в учреждение профессионального образования приходит обучающийся со слабым зрением, что он будет испытывать затруднения в ориентации в пространстве. Для комфортного пребывания в учреждении ему надо помочь именно в этом плане. В начале учебного года его надо провести по зданию учреждения, чтобы он запомнил месторасположение кабинетов и помещений, которыми он будет пользоваться, - аудиторий, раздевалки, столовой и др. Если по каким-либо причинам месторасположение этих помещений изменится, надо будет еще несколько раз пройти по новому маршруту. Находясь в новом для слабовидящего обучающегося помещении, опишите коротко, где вы находитесь. Например: "В центре аудитории, примерно в шести шагах от вас, справа и слева - ряды столов, доска - впереди". Или: "Слева от двери, как заходишь, - шкаф". Укажите ему "опасные" для здоровья предметы.
Заметив, что слабовидящий сбился с маршрута или впереди него есть препятствие, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь. Если не успеваете подойти, громко предупредите об опасности. При спуске или подъеме по ступенькам ведите слабовидящего боком к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875