IV. Дистанционное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях профессионального образования
IV. Дистанционное образование лиц
с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях
профессионального образования
В процессе становления системы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья выявилась необходимость разработки и использования новых и освоения известных интенсивных технологий обучения.
Под специальными образовательными и реабилитационными технологиями понимают особую совокупность организационных структур и мероприятий, системных средств и методов, общих и частных методик, оптимальным образом обеспечивающих:
- реализацию и усвоение образовательных программ в объеме и качестве, предусмотренных государственными образовательными стандартами;
- реабилитацию личности в конкретной интегрированной среде обучения;
- создание системы мер, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья.
Современная отечественная и зарубежная методология образования применительно к лицам с ограниченными возможностями здоровья строится на принятии в качестве определяющего того факта, что основными ограничениями для этой категории граждан являются коммуникация и доступ к информации. Очевидно, что эти проблемы приобретают решающее значение в условиях интегрированного обучения и профессиональной деятельности на рынке труда. В этой связи существенную роль в создании безбарьерной образовательной среды призваны выполнять интенсивные технологии обучения (далее - ИТО). К разряду ИТО, нашедших свое применение в заданной области, можно отнести:
- технологии проблемной ориентации;
- технологии "гувернерского" обучения;
- технологии графического, матричного и стенографического сжатия информации (опорный конспект);
- технологии тотальной индивидуализации и др.
К этой группе, прежде всего, относятся высокие интеллектуальные технологии обучения (далее - ВИТО), из которых наиболее перспективными в условиях рассматриваемой проблемы являются:
- технологии дифференциации содержания обучения;
- технологии, которые повышают соотношение формализованных и неформализованных знаний, используют дедуктивные, традуктивные и системно-структурные методы подачи и изложения материала, ориентированные на психофизиологические особенности контингента обучающихся;
- мультимедийные технологии, реализуемые на основе специально структурированных баз данных, электронных пособий и учебников и адаптированного программно-аппаратного обеспечения и периферии;
- мультимедийные технологии в живом контакте педагога и обучающегося (голос, жест, тактильное общение).
В этой связи возникает необходимость понимания разработчиками новых информационных компьютерных технологий обязательности их универсальности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Пренебрежение их специальными потребностями может привести к технологической дискриминации и, как следствие, - к ограничению в образовательной и профессиональной дееспособности этой категории граждан, особенно в условиях глобализации образования и интеллектуальной деятельности.
Наибольшие надежды в сфере образования связываются с глобальной визуализацией учебного материала, применением интерактивных методов наложения текста на учебный видеоматериал, использованием систем распознавания речи, разработкой и внедрением систем текстового сопровождения речи преподавателя в реальном масштабе времени, интерактивными мультимедийными презентациями и максимальным озвучиванием образовательного процесса.
В развивающемся информационном мире появляются новые ориентиры для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: персонализация образования, интеграция педагогических и информационных технологий, переход к открытому содержанию образования в связи с развитием интернет-технологий и сетевых ресурсов. Задача состоит в том, чтобы из каждой географической точки, где организован процесс преподавания или получения знаний лицами с ограниченными возможностями здоровья, дистанционно (с помощью телекоммуникаций) обеспечить доступ к информационным ресурсам, расположенным в любой другой географической точке мира. Использование дистанционного образования позволит решить проблемы, возникающие перед людьми с ограниченными возможностями здоровья. При изучении материала в электронном виде появляется возможность несколько раз повторять основные положения, широко использовать иллюстрированный материал.
При организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо учесть следующие основные моменты:
- необходимым условием развития дистанционного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья является разработка основ дистанционной педагогики, проведение исследований в области философии, методологии и психологии интернет-образования, следует также учесть нарушение коммуникативных возможностей;
- необходима разработка принципов конструирования учебного плана, учебных программ и электронных учебников нового типа, предусматривающих различные формы сочетания очного и дистанционного обучения. При создании электронных учебников надо учесть тот факт, что визуальная информация не должна содержать лишнего. Необходимо, чтобы электронный учебник обеспечивал изучение нового не через изучение написанной теории, а посредством выполнения обучающимся специальным образом упорядоченных заданий, выполняя которые он совершает "открытие" нового. Электронный учебник должен быть максимально личностным, адаптивным, постоянно обновляемым, предполагающим обратную связь с преподавателем, рефлексию. Одним из вариантов конструирования учебника является линейно-концентрическая модель, проявляющаяся в линейной последовательности изучения модулей и концентричности их внутренней организации;
- главным условием развития теории дистанционного обучения является организация и анализ деятельности преподавателей-практиков;
- взамен дискретного "выставления отметки" в дистанционном обучении предлагается развивать и совершенствовать непрерывное оценивание. Оценка должна носить характер помощи и стимулировать развитие навыков самооценки. Совокупность полученных за семестр оценок может определять количество материала, выносимое на экзамен;
- особой задачей должна стать забота об обеспечении свободного выбора выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучающимися и преподавателями. Для обеспечения индивидуальной траектории обучающихся при проектировании дистанционных курсов предлагается использование модулей двух видов: инвариантных - обязательных для изучения всеми обучающимися и вариативных, содержание которых изучается в зависимости от желания обучающегося и его личностных возможностей. Индивидуальная траектория обеспечивается мониторингом - непрерывным процессом анализа информации обратной связи и синтезом (на основе этого анализа) новых ситуаций, воздействий, ответом на запросы развивающейся личности.
Департамента государственной
политики и нормативно-правового
регулирования в сфере образования
Н.М.РОЗИНА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875