Предисловие к русскому переводу

В последние годы в мировой банковской практике все большее внимание уделяется вопросам управления комплаенс-рисками. В Методологии основополагающих принципов эффективного банковского надзора (Октябрь, 2006) включен новый обязательный критерий 6 соблюдения принципа 17, согласно которому орган банковского надзора должен следить за наличием в банках постоянной комплаенс-функции, которая помогает исполнительным органам эффективно управлять комплаенс-рисками.

В пункте 2.2.3 Положения Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" <*> (далее - Положение N 242-П) используется термин "ответственный сотрудник по правовым вопросам". Следует отметить, что понятия "ответственный сотрудник по правовым вопросам", "(руководитель) служащий комплаенс-функции", комплаенс-служащий, специалист по комплаенсу, "(главный) комплаенс-риск менеджер" являются синонимами. В связи с этим по тексту перевода встречается использование указанных терминов в качестве взаимозаменяемых.

--------------------------------

<*> Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года, N 5489; 22 декабря 2004 года, N 6222 ("Вестник Банка России" от 4 февраля 2004 года N 7; от 31 декабря 2004 года N 74).

Необходимо также обратить внимание, что, хотя руководитель (служащий) комплаенс-функции относится к числу субъектов системы внутреннего контроля, его деятельность не ограничивается осуществлением контрольных функций. Руководитель (служащий) комплаенс-функции может иметь полномочия по изменению (включая повышение) уровня принимаемых кредитной организацией комплаенс-рисков.

Как и любая деятельность кредитной организации, связанная с принятием рисков, комплаенс-функция должна подвергаться внутреннему аудиту, что делает очевидным необходимость обеспечения независимости службы внутреннего аудита (или службы внутреннего контроля согласно терминологии Положения N 242-П) от комплаенс-функции.