Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 274-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Пятигорские электрические сети" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 февраля 2007 г. N 274-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЖАЛОБЫ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ПЯТИГОРСКИЕ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ

УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.М. Данилова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы ОАО "Пятигорские электрические сети",

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ОАО "Пятигорские электрические сети" оспаривает конституционность статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" в части, предусматривающей, что с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, и устанавливающей, что в целях обеспечения реализации указанных требований с 1 апреля 2006 года не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.

Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю письмом от 27 января 2006 года уведомило ОАО "Пятигорские электрические сети" о том, что в соответствии со статьей 6 названного Федерального закона с 1 апреля 2006 года юридическим лицам запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и что ОАО "Пятигорские электрические сети" необходимо в установленный срок произвести разделение видов деятельности по передаче и сбыту электрической энергии, а в случае невыполнения указанных требований к нему будут применены меры антимонопольного реагирования по принудительному разделению в соответствии со статьей 19 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Заявитель полагает, что в результате разделения ОАО "Пятигорские электрические сети" будут существенно ограничены имущественные права его акционеров, снизится доходность и ликвидность принадлежащих акционерам акций, которые они получат после разделения, будет создана среда для недобросовестной конкуренции, что может повлечь ликвидацию обществ, созданных после разделения ОАО "Пятигорские электрические сети", и просит признать оспариваемые законоположения противоречащими статьям 8 (часть 1), 15 (часть 1), 34 (часть 2), 35 (части 2 и 3), 55 (часть 2) и 76 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

2. В условиях современного развития российской экономики, перехода на рыночные принципы функционирования проведение реформ в различных социально и стратегически важных отраслях народного хозяйства (электроэнергетика, железнодорожный транспорт и др.) является неизбежным процессом, сопутствующим экономическому развитию страны.

Моментом начала реформы электроэнергетики можно считать дату принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 года N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации", которым были одобрены Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации, базирующиеся на таких принципах, как демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг, обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований, и в качестве одной из основных задач определившие сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики, включающей магистральные сети и диспетчерское управление.

Данным документом для участников рынка, которые до своего реформирования осуществляют одновременно деятельность в естественно-монопольных и конкурентных сферах, устанавливается обязательность введения раздельного финансового учета по видам деятельности. При этом отмечается, что в целях создания равных конкурентных условий деятельность по передаче и распределению электроэнергии будет отделена от других видов деятельности путем образования отдельного юридического лица и что реформирование акционерных обществ энергетики и электрификации будет направлено на повышение прозрачности и эффективности их деятельности, условием чего является разделенный финансовый учет деятельности по производству и сбыту электрической энергии и по создаваемым дочерним сетевым компаниям, в собственность которых передаются сетевые активы (линии электропередачи, подстанции и т.п.); разделение деятельности явится одним из факторов формирования условий для равного доступа к сетевой инфраструктуре в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, указывается на необходимость защиты прав инвесторов, кредиторов и акционеров при реформировании электроэнергетики Российской Федерации, в частности на то, что должны обеспечиваться право собственности акционеров на принадлежащие им акции, право акционеров на участие в обсуждении и принятии решений, связанных с проведением структурных преобразований, которые затрагивают или могут затронуть их охраняемые законом права, право каждого акционера на доступ к информации, связанной с проведением структурных преобразований, которые затрагивают или могут затронуть его охраняемые законом права. При этом подчеркивается, что при осуществлении реформирования открытых акционерных обществ энергетики и электрификации необходимо следовать принципу сохранения структуры акционерного капитала и размеров пакетов акций каждого акционера в создаваемых акционерных обществах, в которые передаются пакеты акций и (или) иное имущество реорганизуемых обществ.

Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации предусматривают три этапа проведения реформы системы электроэнергетики, по результатам которой "будет закончено формирование конкурентных оптового и розничных рынков электроэнергии, достигнут высокий уровень конкуренции в секторах производства и сбыта электроэнергии, государство перестанет выполнять не свойственные ему функции хозяйственного управления конкурентными секторами энергетики".

3. Доводы, приведенные ОАО "Пятигорские электрические сети" в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что нарушение конституционных прав и свобод связывается им с возможными неблагоприятными экономическими последствиями разделения энергетических компаний, т.е. поставленный заявителем вопрос требует оценки экономической целесообразности проведения реформы электроэнергетики Российской Федерации.

Между тем в соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права (часть третья) и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (часть четвертая), в данном случае - касающихся определения наличия или отсутствия в отраслях электроэнергетики конкурентной среды в сфере производства, сбыта электроэнергии и оказания услуг, а также того, обеспечивается ли всем производителям и потребителям электроэнергии равный доступ к инфраструктуре рынка и др.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Пятигорские электрические сети", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения признаются допустимыми.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ