<Письмо> Банка России от 03.02.1995 N 211/15-2-3 <О правовой силе нормативных актов Минфина РФ и Госналогслужбы РФ, не прошедших государственную регистрацию>

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 февраля 1995 г. N 211/15-2-3

Банк России крайне обеспокоен складывающейся практикой ведомственного нормотворчества. Речь идет о совместных телеграммах Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 18.11.94 / 21.11.94 N 04-01-21 и N НП-6-01/445 и от 30.01.95 N 04-01-21 и N НП-6-01/46, причем последняя телеграмма вышла уже после принятия соответствующего решения Комитетом по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по данному вопросу (от 24.12.94).

В целях поддержания стабильности и устойчивого функционирования банковской системы и экономики России, защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков, особенно в условиях возможного банкротства ряда кредитных учреждений, коммерческие банки обязаны создавать резерв на возможные потери по ссудам и резерв под обесценение ценных бумаг.

В соответствии с п. 50 Положения "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, суммы отчислений в указанные резервы должны включаться в себестоимость оказываемых услуг, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, в порядке, установленном ЦБ РФ, и не указывается, что этот порядок должен быть согласован с Минфином России и Росгосналогслужбой.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 08.05.1992 N 305 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом ЦБ РФ от 01.10.97 N 02-429 утверждена Инструкция "О составлении финансовой отчетности" (новая редакция Инструкции ЦБ РФ от 24.08.93 N 17), которая применяется начиная с отчетности на 1 февраля 1998 года.

С 1 апреля 2004 года перечень, формы и порядок составления и представления кредитными организациями форм отчетности в Банк России установлен Указанием ЦБ РФ от 16.01.2004 N 1376-У.

Одновременно сообщаем, что порядок формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам изложен во Временной инструкции Банка России по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками N 17 от 24.08.93 и дополнениях к ней, в телеграмме от 30.06.94 N 146-94 и письме от 20.12.94 N 130а. Порядок создания резервов под обесценение ценных бумаг установлен в письме Банка России от 08.12.94 N 127. При этом нормативные акты Центрального банка Российской Федерации не подлежат государственной регистрации согласно п. 1 Разъяснений "О применении Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов" от 31.05.93, подготовленных в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.92 N 305.

Однако на практике при формировании резерва банки столкнулись с противодействием финансовых и налоговых органов. Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации направили подведомственным им учреждениям телеграммы от 18.11.94 / 21.11.94 N 04-01-21 и N НП-6-01/445 и от 30.01.95 N 04-01-21 и N НП-6-01/46, которые противоречат и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490 и не зарегистрированы в установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации, соответственно юридической силы не имеют и применяться не могут.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1994 г. N АЧ-П13-39697 Минфин России, Госналогслужба России и Минюст России совместно с Банком России должны были рассмотреть и урегулировать указанный вопрос.

Однако до настоящего времени вопрос о правомерности создания банками резерва на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг остается открытым. По сообщениям Главных управлений (Национальных банков) Банка России и коммерческих банков налоговые органы на местах не учитывают отчисления в этот резерв при расчете налога на прибыль банков, взыскивают начисленные суммы как сокрытые доходы, применяют штрафные санкции.

Таким образом, банки лишаются возможности формировать указанные резервы, и тем самым создаются неблагоприятные условия для развития и поддержания стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации предлагают пути решения возникшей проблемы, о чем свидетельствуют четыре варианта телеграмм, которые, по их мнению, необходимо направить на места. Однако Банк России считает, что содержание указанных телеграмм также противоречит действующему законодательству и только вызовет дополнительные трудности у коммерческих банков по завершению финансового 1994 года, составлению бухгалтерской отчетности и во взаимоотношениях с налоговыми органами.

В связи с изложенным и в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.01.93 N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" просим дать указания Министерству финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службе Российской Федерации отменить действие совместных телеграмм как актов, не прошедших государственную регистрацию, которые не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний и не являющихся основаниями при разрешении споров, с момента их выхода.

Заместитель Председателя

Банка России

А.А.ХАНДРУЕВ