Документ не применяется. Подробнее см. Справку

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 декабря 2004 г. N 03-05-02-04/72

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.09.2004 N 05-1-08/448 по вопросу налогообложения единым социальным налогом выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности, и во изменение разъяснения Министерства финансов Российской Федерации от 31.05.2004 N 04-04-04/63 сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов.

Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Таким образом, нахождение экипажа на судне в заграничном плавании во время его эксплуатации не является командировкой и, соответственно, выплата иностранной валюты взамен суточных не является возмещением командировочных расходов.

Понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Выплаты в иностранной валюте взамен суточных, производимые членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности, не соответствуют вышеуказанному определению компенсации, так как дополнительных расходов, связанных с нахождением судна в заграничном плавании, в частности, расходов на питание, члены экипажа судна не несут.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минтранса РФ от 03.11.2009 N 197 внесены изменения в Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30.09.2002 N 122 в соответствии с которым порядок обеспечения питанием не распространяет свое действие на экипажи речных судов рыбопромыслового флота.

Так, согласно Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 30.09.2002 N 122 экипажи морских судов независимо от видов флота обеспечиваются судовладельцем бесплатным рационом питания. Рацион питания предоставляется членам экипажей, находящихся на судах в период их эксплуатации, включая ходовое время и время стоянки в порту, а также во время ремонтных работ, осуществляемых членами экипажа судна.

Из вышеизложенного следует, что выплаты в иностранной валюте взамен суточных, выданные членам экипажа судов, являются по существу надбавкой (доплатой) к заработной плате за особые условия труда.

Таким образом, к вышеуказанным выплатам не применяется подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса и, следовательно, данные выплаты подлежат налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Одновременно сообщаем, что аналогичный подход применяется при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

С.Д.ШАТАЛОВ