XVI. Требования к обеспечению радиационной безопасности при ремонте и модернизации атомного судна

XVI. Требования к обеспечению радиационной безопасности

при ремонте и модернизации атомного судна

16.1. Заводской ремонт и модернизация атомного судна осуществляются в соответствии с проектом, согласованным с органами госсанэпиднадзора.

Проект должен включать вопросы обеспечения РБ и содержать:

- оценку радионуклидного состава и общей активности, содержащейся в основных водах оборудования ЯЭУ, трубопроводах, конструктивных элементах, цистернах ЖРО и др.;

- оценку радиационной обстановки на атомном судне перед началом работ по демонтажу оборудования реакторного отсека;

- оценку ожидаемой коллективной дозы, которая может быть получена персоналом при проведении основных этапов работ;

- контрольные величины выбросов радиоактивных веществ в окружающую среду при производстве работ;

- ожидаемые объемы ТРО и ЖРО и схему обращения с ними;

- перечень демонтируемого оборудования и приборов, подлежащих дальнейшему использованию;

- анализ радиационных аварий, имевших место на атомном судне, последствия которых могут повлиять на радиационную обстановку и технологию работ;

- перечень возможных радиационных аварий в период проведения работ и транспортных операций и их возможные последствия;

- мероприятия по радиационной безопасности с учетом последовательности основных этапов работ и технологических операций;

- применение автоматизированных и дистанционно управляемых механизмов, а также переносных защитных экранов на участках с повышенными уровнями внешнего гамма-излучения;

- технологию дезактивации и эффективность дезактивационных работ в зависимости от их характера и объема;

- применение специальных механизмов, приспособлений, инструментов для демонтажа радиоактивного оборудования, а также защитных контейнеров для транспортировки высокоактивных демонтированных конструкций и оборудования;

- средства и способы транспортировки крупногабаритного активного оборудования к месту его длительного хранения или захоронения;

- средства общей и местной вентиляции, которые должны иметь противоаэрозольные фильтры, обеспечивающие защиту окружающей среды от химических и радиоактивных загрязнений;

- средства и методы радиационного контроля на разных этапах производства работ;

- перечень низкоактивного оборудования, подлежащего дезактивации и дальнейшему использованию;

- инструкцию по обеспечению радиационной безопасности при проведении работ;

- предложения по организационным мероприятиям, направленным на ограничение облучения персонала;

- план мероприятий по ликвидации последствий возможных аварий.

16.2. С прибытием атомного судна в специализированную организацию для ремонта или модернизации заказчик должен представить главному строителю предприятия полную информацию:

- о состоянии радиационной обстановки;

- о параметрах, характеризующих состояние активной зоны реакторов, теплоносителя, паро-производящей установки, наличии на борту ОТВС, ТРО, ЖРО;

- об аварийных ситуациях в период эксплуатации.

Отдел ядерной и радиационной безопасности (далее - ОЯРБ) предприятия совместно со специалистами атомного судна проводит контрольное радиационное обследование с составлением Акта контрольного радиационного обследования судна. После утверждения Акта руководителем предприятия ответственность за обеспечение РБ возлагается на главного строителя, а радиационный контроль - на ОЯРБ предприятия.

16.3. Работы по ремонту и модернизации атомного судна могут проводиться на плаву, в доке, на открытом стапеле.

После постановки атомного судна в док или на стапель измеряются уровни гамма-излучения на корпусе и, в случае необходимости, устанавливаются защитные экраны и ограждающие парапеты.

16.4. Перед началом заводского ремонта или модернизации по штатной схеме производится выгрузка ОТВС из реакторов атомного судна. В исключительном случае (при осложнении выгрузки) для ее проведения могут быть привлечены сторонние организации.

16.5. Помещения атомного судна, входящие на время ремонта (модернизации) в КЗ, изолируются от смежных помещений, а проходы между ними закрываются и опломбируются.

Предусматривается съемное ограждение участков открытых палуб атомного судна, включаемых в КЗ при проведении работ по ремонту и модернизации и выгрузке ядерного топлива. На этих участках не допускается расположение палубных механизмов, спасательных средств и применение деревянных настилов.

16.6. Проход (выход) персонала в (из) КЗ осуществляется через санпропускник. Проход работающих в помещения судна, не входящие в КЗ, осуществляется, минуя санпропускник. При этом проходы в КЗ и в другие помещения не должны пересекаться. Как правило, используется санпропускник завода или плавучего контрольно-дозиметрического поста.

16.7. Демонтажные работы, по возможности, начинаются с оборудования, за счет которого в помещении создаются высокие уровни гамма-излучения. На оборудование, не подлежащее демонтажу, но создающее высокие уровни гамма-излучения, устанавливается дополнительная биологическая защита на время работ вблизи него.

16.8. Демонтированное и не подлежащее дальнейшему использованию загрязненное радиоактивными веществами оборудование укладывается в стандартные контейнеры и направляется на участки переработки и временного хранения РАО.