3. Содержание и структура системы управления качеством мероприятий

3. Содержание и структура системы управления

качеством мероприятий

3.1. Целью системы управления качеством мероприятий является обеспечение выполнения сотрудниками Счетной палаты своих обязанностей в рамках планирования и проведения мероприятий в соответствии с требованиями Регламента Счетной палаты, стандартов, иных внутренних нормативных и методических документов Счетной палаты и подготовки отчетов о результатах мероприятий, итоговых документов надлежащего характера.

Организация, внедрение и функционирование системы управления качеством обеспечивает планирование и проведение мероприятий, направленные на повышение эффективности и результативности, включая достижение высокого качества результатов мероприятий.

3.2. Задачами системы управления качеством мероприятий являются:

установление требований к качеству и формирование процедур по управлению качеством при планировании, проведении мероприятий и оформлении их результатов;

обеспечение выполнения установленных требований и процедур по управлению качеством при планировании, проведении мероприятий и оформлении их результатов;

выявление фактов несоблюдения установленных требований и процедур по управлению качеством, устранение их последствий и принятие мер по их недопущению в дальнейшем;

разработка и реализация мер, направленных на повышение качества проводимых мероприятий.

3.3. Участниками системы управления качеством мероприятий являются должностные лица, осуществляющие:

3.3.1. Операционное управление качеством мероприятий, направленное на подготовку, организацию, координацию и контроль выполнения запланированных процедур в рамках мероприятия:

руководители мероприятий;

руководители групп инспекторов.

3.3.2. Стратегическое управление качеством мероприятий при планировании и проведении мероприятия, предусматривающее принятие стратегических решений, а также рассмотрение комплексных вопросов и анализ рисков, возникающих в рамках мероприятия:

руководители мероприятий;

начальники инспекций;

директора департаментов, осуществляющих контрольную и экспертно-аналитическую деятельность.

3.3.3. Рассмотрение результатов проведенного мероприятия, вносимых на рассмотрение Коллегии Счетной палаты:

члены Коллегии Счетной палаты;

заместители руководителя аппарата Счетной палаты (в рамках их компетенции).

3.3.4. Планирование работы (пункт 6.1 Стандарта).

3.3.5. Проверку соблюдения требований, предусмотренных системой управления качеством мероприятий:

рабочая группа по подготовке плана работы Счетной палаты на очередной год;

экспертная группа по оценке качества отчетов о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

независимые контролеры;

должностные лица, осуществляющие мониторинг качества мероприятий.

Руководители структурных подразделений аппарата Счетной палаты, осуществляющих правовое, информационное, организационное, методологическое и иное обеспечение деятельности Счетной палаты, и Секретариат Председателя Счетной палаты принимают участие в пределах своей компетенции в создании необходимых условий для проведения мероприятий или обеспечения качества мероприятий.

Независимые контролеры назначаются Председателем Счетной палаты.

Независимый контролер должен соответствовать следующим требованиям:

не являться участником мероприятия, в отношении которого осуществляется контроль качества;

занимать должность не ниже начальника инспекции;

обладать профессиональными знаниями в предметной области и необходимым опытом, позволяющим объективно оценить значимые суждения, которые сделаны участниками мероприятия, и выводы, к которым участники мероприятия пришли при подготовке отчета о результатах мероприятия;

иметь оформленный в установленном порядке допуск к государственной тайне по соответствующей форме, если в рамках контроля качества мероприятий планируется работа со сведениями, составляющими государственную тайну;

обладать достаточным количеством времени для проведения проверки качества с учетом ожидаемых сроков мероприятия.

Независимый контролер обязан отказаться от проведения контроля качества, уведомив об этом Председателя Счетной палаты, если имеются угрозы его объективности, к которым относятся:

угроза самоконтроля;

угроза личной заинтересованности;

угроза давления.

Независимый контролер несет ответственность за выражение мнения о качестве мероприятия и не принимает решений за участников мероприятия. Независимый контролер не вправе разглашать третьим лицам информацию, полученную в ходе проведения контроля качества мероприятий, обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую ему известной при проведении контроля качества мероприятий.

3.4. Система управления качеством мероприятий состоит из следующих двух уровней.

3.4.1. Уровень 1. Текущий контроль.

Текущий контроль качества мероприятия проводится на этапе планирования мероприятия в рамках планирования работы Счетной палаты на очередной календарный год и до окончания мероприятия на каждом его этапе и включает следующие два подуровня.

3.4.1.1. Подуровень 1.1: внутренний текущий контроль, в рамках которого управление качеством осуществляется руководителем мероприятия, начальником инспекции и директором соответствующего департамента или лицом, его замещающим. Внутренний контроль качества мероприятия направлен на выявление инцидентов качества, а также на выявление и оперативное устранение факторов и обстоятельств, которые могут оказывать негативное влияние на своевременность и качество проведения мероприятия или препятствовать выполнению его программы и рабочего плана, а также достижению результатов мероприятия.

В случае участия в проведении мероприятия двух и более департаментов организация внутреннего контроля качества мероприятия осуществляется каждым из участвующих департаментов в пределах своей компетенции.

3.4.1.2. Подуровень 1.2: внешний текущий контроль, который проводится сотрудниками Счетной палаты, не участвующими в мероприятии, и включает:

проверку качества незавершенных мероприятий структурными подразделениями аппарата Счетной палаты в соответствии с пунктом 6.4.2.1 Стандарта;

выборочную проверку качества незавершенных мероприятий независимыми контролерами. Перечень мероприятий, подлежащих проверке качества независимыми контролерами, определяется Председателем Счетной палаты с учетом результатов оценки рисков качества мероприятия, приведенных в разделе 5 Стандарта.

Внешний текущий контроль качества мероприятия проводится в целях независимой оценки значимых суждений, сформированных руководителем и участниками мероприятия, и выводов, сделанных на их основании.

При возникновении потребности в принятии единой позиции относительно результатов внешнего текущего контроля качества мероприятия и необходимости устранения разногласий конечное решение принимает Председатель Счетной палаты.

3.4.2. Уровень 2. Последующий контроль.

Последующий контроль представляет собой проверку качества завершенных мероприятий, выполняемую независимыми контролерами по поручению Председателя Счетной палаты или руководителя аппарата Счетной палаты. Последующий контроль качества мероприятия является обязательной процедурой системы управления качеством мероприятий и проводится с целью проверки соблюдения требований к качеству мероприятий, выявления инцидентов качества, факторов и условий, которые привели к инцидентам качества, а также разработки рекомендаций по их предупреждению.

Особенности проведения текущего и последующего контроля в разрезе этапов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий приведены в разделе 6 Стандарта.

Сроки и процедура проведения контроля качества мероприятий устанавливаются методическими указаниями Счетной палаты, утвержденными Коллегией Счетной палаты.

3.5. Система управления качеством мероприятий включает следующие взаимосвязанные компоненты, по которым устанавливаются требования к качеству проводимых мероприятий:

1) оценка рисков качества мероприятий;

2) высшее управление и руководство;

3) этические требования;

4) планирование работы;

5) проведение мероприятий;

6) ресурсы;

7) информация и коммуникации;

8) процесс мониторинга и устранения недостатков.