4. Требования к качеству проведения мероприятий

В целях обеспечения качества проведения мероприятий в Счетной палате должны выполняться следующие требования по каждому компоненту системы управления качеством мероприятий.

4.1. Оценка рисков качества мероприятия.

Требования к организации и проведению оценки рисков качества мероприятия приведены в разделе 5 Стандарта.

4.2. Высшее управление и руководство.

4.2.1. Члены Коллегии Счетной палаты обеспечивают создание условий для формирования и непрерывного развития культуры качества мероприятий, в том числе организуют следующие процессы:

создание и актуализацию методологической базы в области управления качеством мероприятий;

развитие трудовых, технологических и интеллектуальных ресурсов, необходимых для обеспечения качества проведения мероприятий;

оценку системы управления качеством мероприятий.

Члены Коллегии Счетной палаты демонстрируют приверженность качеству, содействуют применению риск-ориентированного подхода к управлению качеством мероприятий, доводят до сведения сотрудников Счетной палаты понимание важности требований к качеству мероприятий и выявлению инцидентов качества.

4.2.2. Руководители мероприятий, директора департаментов или лица, их замещающие, члены Коллегии Счетной палаты:

внедряют на каждом руководящем уровне культуру качества мероприятий посредством транслирования сотрудникам Счетной палаты важности обеспечения качества мероприятий;

демонстрируют своим примером приверженность качеству посредством организации и проведения внутреннего контроля за процессом планирования, проведения и завершения мероприятия;

несут ответственность за качество мероприятий и подписывают соответствующее письмо-подтверждение на заключительном этапе мероприятия по форме, предусмотренной приложением N 1 к Стандарту;

планируют и распределяют трудовые ресурсы таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень качества проведения мероприятия;

принимают оперативные меры для устранения факторов, которые могут оказывать негативное влияние на качество проведения мероприятия.

4.3. Этические требования.

4.3.1. Требования профессиональной этики и служебного поведения установлены в соответствующих внутренних нормативных документах Счетной палаты, включая Кодекс этики Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, а также Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации.

4.3.2. В целях соблюдения этических требований в Счетной палате Департамент по развитию человеческого капитала обеспечивает разработку, доведение до сведения сотрудников Счетной палаты и организационное сопровождение практического соблюдения внутренних нормативных документов Счетной палаты в области профессиональной этики и служебного поведения, в том числе связанных с соблюдением принципа независимости.

4.3.3. Руководитель мероприятия информирует участников мероприятия об обязательности соблюдения этических требований, включая принципы независимости, до привлечения указанных лиц к участию в мероприятии.

4.4. Планирование работы.

4.4.1. Мероприятия проводятся в соответствии с годовым планом работы Счетной палаты, формируемым с учетом положений Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации". Основание для проведения мероприятия указывается в плане работы Счетной палаты на очередной год в соответствии с требованиями стандарта организации деятельности Счетной палаты Российской Федерации СОД 6 "Планирование работы Счетной палаты Российской Федерации".

4.4.2. На подготовительном этапе руководитель мероприятия проверяет актуальность определенных на этапе планирования трудовых ресурсов, выявляет потребность в привлечении внешних экспертов для проведения мероприятия.

4.5. Проведение мероприятий.

4.5.1. Участники мероприятия должны понимать обязанности и задачи, закрепленные за ними в рамках мероприятия, обладать необходимыми знаниями для выполнения поставленных задач, применять профессиональное суждение и придерживаться принципа профессионального скептицизма при проведении контрольных и аналитических процедур.

4.5.2. Руководитель мероприятия, начальник инспекции, директор департамента и члены Коллегии Счетной палаты обеспечивают соблюдение требований и процедур, предусмотренных стандартами внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты, включая требования и процедуры Стандарта.

Минимальный уровень участия указанных должностных лиц на каждом этапе проведения мероприятия составляет:

руководителя мероприятия - не менее 30 процентов трудозатрат в период проведения мероприятия;

директора департамента - не менее 5 процентов трудозатрат в период проведения мероприятия в рамках предварительного аудита формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также последующего контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, 10 процентов трудозатрат - в период проведения прочих мероприятий;

члена Коллегии Счетной палаты - не менее 3 процентов трудозатрат в период проведения мероприятия.

По решению руководителя аппарата Счетной палаты минимальный уровень участия может быть изменен с учетом специфики мероприятия и иных обстоятельств.

4.5.3. Директор департамента или лицо, его замещающее, рассматривает спорные вопросы и разногласия, возникающие как между участниками мероприятия, так и со стороны объекта аудита (контроля). При невозможности разрешения спорных вопросов и урегулирования разногласий директором департамента данные вопросы выносятся на уровень члена Коллегии Счетной палаты, ответственного за проведение мероприятия.

4.5.4. Мероприятие является проведенным качественно, если выполнены следующие критерии:

соблюдены все требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты, а также правила и процедуры, предусмотренные иными внутренними нормативными и методическими документами Счетной палаты, по планированию, подготовке, проведению мероприятий и оформлению его результатов в установленные сроки;

оценены риски качества мероприятия и приняты ответные меры в отношении каждого выявленного риска качества мероприятия;

полностью выполнена утвержденная программа проведения мероприятия;

выполнены все процедуры, предусмотренные рабочим планом проведения мероприятия, включая процедуры в ответ на аудиторские риски (гипотезы), определенные на подготовительном этапе и выявленные в ходе проведения мероприятия;

оформлена и проверена рабочая документация по всем процедурам, выполненным в ответ на высокие аудиторские риски (гипотезы);

акты и другие документы, оформленные в ходе мероприятия, основаны на достаточных и надлежащих доказательствах, включая первичные и иные документы, подтверждающие результаты выполненных процедур и выявленные факты нарушений и недостатков;

в отчете о результатах мероприятия раскрыты цели и вопросы мероприятия, содержание и выводы являются сбалансированными, обоснованными и содержательными, соответствующими требованиям стандартов внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты, изложение текста документа является понятным и логичным;

требования, изложенные в документах, оформленных в ходе и по результатам мероприятий, обоснованны и реализуемы, факты изложены корректно, предложения (рекомендации) являются конкретными и направлены на устранение причин выявленных нарушений и недостатков, документы оформлены в соответствии с установленными формой и требованиями;

отсутствуют неурегулированные разногласия по результатам проведения внешнего текущего и последующего контроля качества.

4.6. Ресурсы.

4.6.1. Директора департаментов, осуществляющих контрольную и экспертно-аналитическую деятельность, обеспечивают планирование и оптимальное использование трудовых ресурсов, в частности:

учитывают при подготовке предложений о назначении руководителя мероприятия и формировании состава участников мероприятия их профессиональные способности, знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения качества мероприятия, а также риски возникновения конфликта интересов;

определяют требования, предъявляемые к экспертам, в случае их привлечения к проведению мероприятия, а также рассматривают результаты их работы на предмет возможности использования при проведении мероприятия.

4.6.2. Департамент по развитию человеческого капитала обеспечивает:

подбор, обучение и сохранение персонала, обладающего компетенциями и возможностями для выполнения мероприятий с высоким уровнем качества;

создание условий для профессионального развития сотрудников Счетной палаты и поддержания их профессионального уровня, необходимого для исполнения должностных обязанностей;

регулярную оценку компетенций сотрудников Счетной палаты, направленную на системное изучение профессиональных и личностных качеств сотрудников Счетной палаты, их знаний, умений и навыков, а также определение областей развития компетенций.

4.6.3. Департамент цифровой трансформации обеспечивает сотрудников Счетной палаты необходимыми технологическими ресурсами, включая:

компьютерную технику и вычислительные мощности, необходимые для своевременного выполнения процедур, предусмотренных программой и рабочим планом проведения мероприятия, в соответствии с действующими в Счетной палате нормативами;

доступ к программному обеспечению, информационным системам и ресурсам, необходимым для проведения мероприятия, в соответствии с положениями об информационных системах и соглашениями об информационном взаимодействии с операторами информационных систем.

4.6.4. Департамент исследований и методологии обеспечивает разработку, внедрение, актуализацию и использование интеллектуальных ресурсов, включающих стандарты внешнего государственного аудита (контроля) и иные внутренние нормативные и методические документы Счетной палаты, регулирующие порядок проведения подготовительного, основного и заключительного этапов мероприятий.

4.6.5. Департамент финансового аудита обеспечивает разработку, внедрение, актуализацию и применение внутренних нормативных и методических документов Счетной палаты, регулирующих функционирование системы управления качеством мероприятий.

4.7. Информация и коммуникации.

4.7.1. Департамент цифровой трансформации осуществляет организацию разработки, внедрения и обслуживания информационных систем, используемых при проведении мероприятий, а также при проверке качества мероприятий.

4.7.2. Руководитель мероприятия обеспечивает размещение в соответствующих информационных системах рабочей документации и иных документов, формируемых на всех этапах проведения мероприятия, не позднее утверждения отчета о результатах мероприятия, итоговых документов и несет ответственность за полноту размещения такой документации.

4.7.3. Департамент по развитию человеческого капитала обеспечивает формирование организационной культуры обмена опытом между департаментами в части наиболее эффективных (результативных) практик проведения мероприятий, своевременное информирование обо всех изменениях в законодательстве Российской Федерации, а также проведение внутренних обучающих мероприятий, включая тренинги, посвященные методологическим вопросам проведения мероприятия.

4.8. Процесс мониторинга и устранения недостатков.

Требования к проведению мониторинга качества мероприятия, включая выявление и устранение недостатков, изложены в разделе 7 Стандарта.