<Письмо> ФНС России от 19.12.2025 N СД-4-11/11436@ <О предоставлении налогоплательщикам - физическим лицам налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан>

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 19 декабря 2025 г. N СД-4-11/11436@

Федеральная налоговая служба по вопросу предоставления налогоплательщикам - физическим лицам налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее.

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.11.2025 N 418-ФЗ "О внесении изменений в статью 126.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 102 и 126.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 418-ФЗ), подпункт 2 пункта 1 статьи 219.2 Кодекса излагается в новой редакции, согласно которой при определении размера налоговых баз налогоплательщик имеет право на получение налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде сберегательных взносов по договору (договорам) долгосрочных сбережений, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супруга (супруги), родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушек, бабушек и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), и сберегательных взносов, уплаченных работодателем в пользу своего работника, являющегося одновременно вкладчиком по соответствующему договору долгосрочных сбережений и участником такого договора (далее - налоговый вычет в сумме взносов по договорам долгосрочных сбережений), при условии, что минимальный срок, который определяется с даты заключения соответствующего договора долгосрочных сбережений до даты обращения участника такого договора за назначением выплат по такому договору после наступления оснований для их назначения, составляет не менее десяти лет. При этом в указанный минимальный срок договора долгосрочных сбережений, заключенного с переводом денежных (выкупных) сумм, засчитывается срок действия договора долгосрочных сбережений, прекращенного с таким переводом.

В соответствии с положениями частей 1 и 7 статьи 6 Федерального закона N 418-ФЗ, данная норма подпункта 2 пункта 1 статьи 219.2 Кодекса (в редакции Федерального закона N 418-ФЗ) вступает в силу с момента официального опубликования Федерального закона N 418-ФЗ (с 17.11.2025) и распространяется на правоотношения по предоставлению налогового вычета за налоговые периоды начиная с 2025 года.

Кроме того, согласно статье 5 Федерального закона N 418-ФЗ при предоставлении налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.2 Кодекса, за 2024 год налогоплательщику, у которого право на получение выплат по соответствующему договору долгосрочных сбережений возникает на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 36.40 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", условие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.2 Кодекса, о том, что основания для назначения выплат по такому договору должны наступать не ранее чем через десять лет с даты его заключения, считается выполненным, если минимальный срок, определяемый с даты заключения соответствующего договора долгосрочных сбережений до даты обращения участника соответствующего договора за назначением выплат по соответствующему договору после наступления оснований для их назначения, составляет не менее пяти лет. Указанная норма также вступила в силу с момента официального опубликования Федерального закона N 418-ФЗ (с 17.11.2025).

Таким образом, ключевым изменением, вносимым Федеральным законом N 418-ФЗ в данной части, является пересмотр одного из условий предоставления налогового вычета в сумме взносов по договорам долгосрочных сбережений. Если ранее право на вычет зависело от возраста участника договора (основания для выплат должны были наступать не ранее достижения определенного возраста), то с 17.11.2025 решающим условием становится соблюдение минимального срока с даты заключения договора до даты обращения за назначением выплат (10 лет, а в переходных случаях для 2024 года - 5 лет). Таким образом, возраст участника договора более не является определяющим критерием для целей применения налогового вычета в сумме взносов по договорам долгосрочных сбережений. Важное значение имеет именно факт и дата обращения за назначением выплат.

Таким образом, право на получение налогового вычета в сумме взносов по договорам долгосрочных сбережений возникает у налогоплательщика при соблюдении условий, установленных положениями статьи 219.2 Кодекса, в том числе:

1. С даты заключения договора долгосрочных сбережений до даты обращения участника за назначением выплат по этому договору прошло не менее минимального срока, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.2 Кодекса (с учетом переходных положений пункта 4 статьи 219.2 Кодекса);

2. Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 219.2 Кодекса в течение срока действия такого договора долгосрочных сбережений налогоплательщик не имел одновременно более двух других договоров долгосрочных сбережений (а в редакции Федерального закона N 418-ФЗ, действующей с 1 сентября 2026 года, налогоплательщик не являлся участником одновременно более трех договоров долгосрочных сбережений), за исключением случаев прекращения договора долгосрочных сбережений с переводом денежных (выкупных) сумм в другой негосударственный пенсионный фонд.

Абзацем семнадцатым пункта 1 статьи 213.1 Кодекса (в редакции Федерального закона N 418-ФЗ) с 01.09.2026 вводится новая обязанность негосударственных пенсионных фондов сообщать в налоговые органы о факте и дате обращения участника договора долгосрочных сбережений за назначением выплат по такому договору в течение трех дней со дня наступления соответствующего события.

В настоящее время в соответствии с приказом ФНС России от 31.10.2024 N ЕД-7-11/985@ "Об утверждении формы сообщения о фактах заключения договоров негосударственного пенсионного обеспечения, договоров долгосрочных сбережений, их расторжения с указанием суммы взносов, уплаченных по расторгнутым договорам, а также о фактах назначения выплат по таким договорам, порядка ее заполнения и формата представления указанного сообщения в электронной форме" (далее - Приказ N ЕД-7-11/985@) негосударственные пенсионные фонды в соответствии с положениями пункта 15.1 статьи 226.1 Кодекса представляют в налоговые органы сведения о фактах заключения договоров негосударственного пенсионного обеспечения (договоров долгосрочных сбережений), их расторжения с указанием суммы взносов, уплаченных по расторгнутым договорам, а также о фактах назначения выплат по таким договорам.

Таким образом, до внесения изменений в Приказ N ЕД-7-11/985@ либо издания нового приказа в обеспечение положений абзаца семнадцатого пункта 1 статьи 213.1 Кодекса (в редакции Федерального закона N 418-ФЗ) налоговые органы располагают сведениями о фактах назначения выплат по договорам долгосрочных сбережений, соответственно, наличие такой информации свидетельствует о несоблюдении условий предоставления налогового вычета в сумме взносов по соответствующему договору долгосрочных сбережений.

Отмечается, что в рамках упрощенного порядка предоставления налогового вычета в сумме взносов по договорам долгосрочных сбережений в соответствии со статьей 221.1 Кодекса, исключен автоматизированный контроль на возраст участника по договорам долгосрочных сбережений в отношении поступающих после 03.12.2025 в налоговые органы от негосударственных пенсионных фондов сведений в сумме уплаченных сберегательных взносов по договорам долгосрочных сбережений в электронной форме (КНД 1184070), а также при проведении камеральной налоговой проверки заявления о получении инвестиционного налогового вычета и налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке (КНД 1150145), в котором заявлен соответствующий вид налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан.

Учитывая изложенное, в случае предоставления налогоплательщиками налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), в том числе, уточненных, а также заявлений о получении вычета на долгосрочные сбережения в упрощенном порядке после вступления в силу Федерального закона N 418-ФЗ в рассматриваемой части, предоставление налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.2 Кодекса, за 2024 год правомерно при соблюдении условий, установленных статьей 219.2 Кодекса, а также отсутствии в налоговых органах сведений от негосударственных пенсионных фондов о фактах назначения выплат по договорам долгосрочных сбережений, представленных в соответствии с Приказом N ЕД-7-11/985@.

Обращается внимание, что в связи с обратной силой Федерального закона N 418-ФЗ в части применения рассматриваемой нормы подпункта 2 пункта 1 статьи 219.2 Кодекса, фактически распространяющей новые правила на правоотношения, возникшие с 2024 года, при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ и заявлений в упрощенном порядке, представленных за 2024 год до 17.11.2025 (по которым камеральная налоговая проверка еще не завершена, либо после проведения расчета по заявлению в упрощенном порядке формируется подтверждение), не следует отказывать в праве на налоговый вычет в сумме взносов по договорам долгосрочных сбережений по основанию несоответствия возраста участника договора прежней редакции нормы. Решение должно приниматься исходя из нового критерия - минимального срока до обращения за выплатами (5 лет для 2024 года) и отсутствия сведений о таком обращении.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.С.САТИН