1. Основные процессы транспортной отрасли и оценка ее текущего состояния
В Российской Федерации цифровизация транспортной отрасли является одной из ключевых задач как минимум на период до 2030 года, при этом внедрение цифровых технологий должно распространяться на все виды транспорта в целях установления возможности переориентирования потоков грузов с одного вида транспорта на другой.
Транспортный комплекс обеспечивает географическую связанность территорий страны и экономическую связанность всех отраслей экономики.
Транспортная отрасль и логистика в целом демонстрируют высокие темпы цифровой трансформации. Применяются различные новые бизнесмодели, в сфере пассажирских перевозок работают платформы-агрегаторы (в грузовых перевозках только развиваются), а в сферах пассажирских перевозок и почты широко используются цифровые каналы взаимодействия с потребителями. При этом в цифровой инфраструктуре транспортной отрасли отмечаются высокий уровень проникновения широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" и мобильной связи, а также высокий уровень развития центров хранения и обработки больших массивов данных, достаточные для внедрения и развития современных цифровых решений.
Ключевые направления цифровой трансформации транспортной отрасли связаны с созданием цифровой транспортной инфраструктуры (например, интеллектуальные транспортные системы, цифровые решения для пассажирских и грузовых терминалов и др.), цифровизацией транспортных средств (тестирование беспилотных авиационных систем и высокоавтоматизированных транспортных средств, развитие инструментов мониторинга, а также предиктивного обслуживания и ремонта транспортных средств и др.), разработкой цифровых транспортных сервисов (например, решения "мобильность как сервис", оплата проезда для всех видов транспорта с применением технологий биометрии, системы радиоинформирования и звукового ориентирования (для групп маломобильных граждан).
Однако данные инициативы реализуются на уровне передовых компаний транспортной отрасли (отдельных субъектов Российской Федерации), наблюдается низкий уровень интеграции цифровых решений (ИТ-систем).
В целях активизации работы по цифровизации транспортной отрасли государственные корпорации и компании с государственным участием разрабатывают стратегии цифровой трансформации со сроками реализации в 2026 - 2030 годах.
Новые вызовы, связанные с санкционными ограничениями и обострением политической обстановки, требуют активизации ресурсов в части импортозамещения в первую очередь на объектах критической информационной инфраструктуры, а также разработки новых передовых технологий, позволяющих сделать транспортную отрасль комфортной для граждан, минимизируя при этом человеческий фактор при принятии управленческих решений.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875