3. Организации добывающей промышленности и особенности контроля в сфере ПОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ

3. Организации добывающей промышленности и особенности

контроля в сфере ПОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ

В целях настоящих Разъяснений к организациям добывающей промышленности относятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие виды экономической деятельности, классифицируемые по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД 2 в разделе B "Добыча полезных ископаемых" (коды 05 - 09), включая добычу угля, нефти и газа, металлических и неметаллических полезных ископаемых, а также предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых.

Деятельность организаций добывающей промышленности характеризуется совокупностью факторов, обуславливающих повышенный уровень рисков ОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ, в том числе:

- значительными объемами капитальных вложений, в том числе на ранних стадиях проектов;

- сложной системой подрядных и сервисных договоров (геологоразведка, бурение, вскрышные работы, транспортировка, переработка);

- использованием лицензий на пользование недрами и иных разрешительных документов;

- активным участием в экспортных и трансграничных операциях;

- добычей драгоценных металлов и камней;

- существенной долей расчетов за услуги нематериального характера (инжиниринг, консалтинг, логистика, управление проектами);

- возможным участием государства в капитале либо в регулировании деятельности.

Указанные особенности создают предпосылки для:

- вывода денежных средств через цепочки подрядчиков и субподрядчиков;

- искусственного завышения себестоимости добычи;

- использования фиктивных либо аффилированных контрагентов;

- маскировки незаконного происхождения доходов под инвестиционные или операционные расходы;

- реализации коррупционных схем при получении лицензий, разрешений и согласований.

В связи с этим при оказании аудиторских услуг организациям добывающей промышленности аудитору необходимо рассматривать указанные особенности как факторы риска существенного искажения финансовой отчетности вследствие недобросовестных действий, а также как факторы риска несоблюдения законодательства, подлежащие оценке в соответствии с МСА 240 и МСА 250.