4. Национальная оценка рисков и ее использование при планировании и проведении аудита

4. Национальная оценка рисков и ее использование

при планировании и проведении аудита

В целях выполнения своих обязанностей в области ПОД/ФТ при получении понимания деятельности аудируемой организации и ее окружения, а также при выявлении и оценке рисков существенного искажения финансовой отчетности, аудитору, помимо прочего, необходимо проанализировать наличие рисков, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В качестве критериев такого анализа аудитору следует использовать информацию о рисках ПОД/ФТ, размещенную в личных кабинетах на официальном интернет-сайте Росфинмониторинга, включая:

- публичный отчет "Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов";

- публичный отчет "Национальная оценка рисков финансирования терроризма";

- иную размещаемую Росфинмониторингом информацию о типологиях, угрозах и уязвимостях в сфере ПОД/ФТ.

Результаты национальной оценки рисков легализации преступных доходов и финансирования терроризма, размещенные на официальном сайте Росфинмониторинга, являются значимым источником информации для аудиторов при оценке рисков ОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ в деятельности организаций добывающей промышленности.

На основании анализа материалов национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, без выделения добывающей промышленности в качестве самостоятельного отраслевого сектора, могут быть идентифицированы ключевые угрозы и уязвимости, релевантные деятельности организаций добывающей отрасли, с учетом характерных для нее видов операций, финансовых потоков и механизмов регулирования.

Среди ключевых угроз:

- преступления в сфере природопользования и недропользования;

- коррупционные правонарушения при распределении лицензий и государственных контрактов;

- использование сложных корпоративных и финансовых схем для сокрытия бенефициаров;

- трансграничные операции с участием офшорных и низконалоговых юрисдикций;

- реализация драгоценных металлов и камней;

- манипулирование ценами при экспорте сырья и оказании сопутствующих услуг.

Аудитор должен оценить, в какой степени указанные риски присущи конкретному аудируемому лицу, с учетом стадии проекта, структуры владения, источников финансирования, географии операций и состава контрагентов.

Риски, отнесенные в НОР к высоким, повышенным и умеренным, следует рассматривать как ключевые области аудиторского внимания, требующие усиленных процедур и расширенного документирования.

Выявленные в ходе аудита обстоятельства, соответствующие индикаторам риска ОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ, подлежат оценке с точки зрения возникновения у аудитора оснований полагать, что операции могли или могут быть осуществлены в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма.