4. Национальная оценка рисков и ее использование при планировании и проведении аудита
В целях выполнения своих обязанностей в области ПОД/ФТ при получении понимания деятельности аудируемой организации и ее окружения, а также при выявлении и оценке рисков существенного искажения финансовой отчетности, аудитору, помимо прочего, необходимо проанализировать наличие рисков, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В качестве критериев такого анализа аудитору следует использовать информацию о рисках ПОД/ФТ, размещенную в личных кабинетах на официальном интернет-сайте Росфинмониторинга, включая:
- публичный отчет "Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов";
- публичный отчет "Национальная оценка рисков финансирования терроризма";
- иную размещаемую Росфинмониторингом информацию о типологиях, угрозах и уязвимостях в сфере ПОД/ФТ.
Результаты национальной оценки рисков легализации преступных доходов и финансирования терроризма, размещенные на официальном сайте Росфинмониторинга, являются значимым источником информации для аудиторов при оценке рисков ОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ в деятельности организаций добывающей промышленности.
На основании анализа материалов национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, без выделения добывающей промышленности в качестве самостоятельного отраслевого сектора, могут быть идентифицированы ключевые угрозы и уязвимости, релевантные деятельности организаций добывающей отрасли, с учетом характерных для нее видов операций, финансовых потоков и механизмов регулирования.
- преступления в сфере природопользования и недропользования;
- коррупционные правонарушения при распределении лицензий и государственных контрактов;
- использование сложных корпоративных и финансовых схем для сокрытия бенефициаров;
- трансграничные операции с участием офшорных и низконалоговых юрисдикций;
- реализация драгоценных металлов и камней;
- манипулирование ценами при экспорте сырья и оказании сопутствующих услуг.
Аудитор должен оценить, в какой степени указанные риски присущи конкретному аудируемому лицу, с учетом стадии проекта, структуры владения, источников финансирования, географии операций и состава контрагентов.
Риски, отнесенные в НОР к высоким, повышенным и умеренным, следует рассматривать как ключевые области аудиторского внимания, требующие усиленных процедур и расширенного документирования.
Выявленные в ходе аудита обстоятельства, соответствующие индикаторам риска ОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ, подлежат оценке с точки зрения возникновения у аудитора оснований полагать, что операции могли или могут быть осуществлены в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875