II. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного пробирного надзора, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
II. Анализ текущего состояния осуществления
федерального государственного пробирного надзора, описание
текущего развития профилактической деятельности,
характеристика проблем, на решение которых
направлена Программа профилактики
2. Предметом федерального государственного пробирного надзора является соблюдение обязательных требований контролируемыми лицами, а именно:
а) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и художниками-ювелирами, осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, установленных Федеральным законом N 41-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований;
б) организациями и индивидуальными предпринимателями (лицензиатами), осуществляющими деятельность по обработке и (или) деятельность по скупке, заготовке, а также лицензионных требований к указанным видам деятельности, установленных Положением о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю) и Положением о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2020 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями";
в) аффинажными организациями, в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора) в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
3. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пробирного надзора, размещен на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Федеральной пробирной палаты в сети "Интернет").
4. В соответствии с пунктом 7 Положения о федеральном государственном пробирном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1015 (далее - Постановление N 1015), в целях осуществления федерального государственного пробирного надзора устанавливаются следующие категории риска:
5. Профилактика нарушений обязательных требований включает:
а) анализ текущего уровня развития профилактической деятельности при осуществлении Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами профилактических мероприятий;
б) описание текущего состояния контрольной (надзорной) деятельности при осуществлении Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами контроля (надзора) на плановой и внеплановой основе;
в) характеристику проблем, на решение которых направлена Программа профилактики.
6. В 2025 году Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами проводились следующие профилактические мероприятия при осуществлении федерального государственного пробирного надзора:
а) профилактические визиты - 176;
б) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований - 2342;
д) обобщение правоприменительной практики.
В рамках проведения обобщения правоприменительной практики по состоянию на 1 декабря 2025 г. должностными лицами Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов были проведены 180 контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами, что на 62,2% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (111) и 39190 профилактических мероприятия, что на 16,7% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (32615) (приложение N 1 к Программе профилактики).
Общее количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами распределено следующим образом:
а) 83 плановые проверки, из них:
б) 97 внеплановых проверок, из них:
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводились на основании:
а) индикаторов риска нарушений обязательных требований;
б) требований прокурора по материалам, поступившим в органы прокуратуры;
в) сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, полученных из поступивших материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении оперативно-разыскных мероприятий, изъятии продукции (товаров), оборудования (средств) для ее производства, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу, от дознавателей, органов дознания, следователей, руководителей следственных органов, органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также материалов об изъятии вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, оборот которых осуществлялся с нарушением обязательных требований, от органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
В соответствии с графиками проведения в 2025 году уполномоченными должностными лицами Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов мероприятий по контролю в отношении производственных объектов аффинажных организаций, указанных в пункте 1 перечня производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1015 "О федеральном государственном пробирном надзоре", утвержденными приказом Федеральной пробирной палаты от 21 февраля 2025 г. N 31, проведены:
110 мероприятий по контролю, связанные с оценкой соблюдения порядка приема подлежащего аффинажу минерального и (или) вторичного сырья в части проверки осуществления аффинажной организацией контроля поставщиков сырья драгоценных металлов на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в части постановки на специальный учет юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее соответственно - специальный учет, ГИИС ДМДК);
110 мероприятий по контролю, связанные с оценкой соблюдения требований к учету и хранению драгоценных металлов и продукции из них, а также ведению соответствующей отчетности в части проверки осуществления аффинажной организацией контроля получателей аффинированных драгоценных металлов, продукции из них и отходов на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в части постановки на специальный учет в ГИИС ДМДК;
25 мероприятий по контролю, связанные с оценкой соблюдения производственными объектами аффинажных организаций, осуществляющими прием, отгрузку, отбор проб, проведение химических анализов, хранение, производство (аффинаж) драгоценных металлов, изготовление продукции из аффинированных драгоценных металлов, требований технологической документации, регламентирующей производство драгоценных металлов на всех стадиях переработки (операциях, переделах), а также документации по учету драгоценных металлов (инструкции по учету, расходованию и хранению драгоценных металлов, инструкции по приему, опробованию и выдаче в производство сырья драгоценных металлов, документов оперативного учета движения драгоценных металлов) и документации по обеспечению сохранности драгоценных металлов;
10 мероприятий по контролю, связанные с оценкой соответствия аффинажной организации критериям для включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и условиям, касающимся производства аффинированных драгоценных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2020 г. N 1377 "Об утверждении критериев для включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и Правил включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и исключения аффинажных организаций из перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и о внесении изменения в пункт 7 Положения о режиме постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней";
11 мероприятий по контролю, связанные с оценкой соблюдения требований к проведению инвентаризации драгоценных металлов по состоянию на 1 января 2025 г.;
11 мероприятий по контролю, связанные с оценкой соблюдения требований к проведению инвентаризации драгоценных металлов по состоянию на 1 января 2026 г., в том числе осуществление контроля за работой центральной инвентаризационной комиссии, наличием рабочих инструкций, планов, графиков проведения инвентаризации драгоценных металлов;
32 мероприятия по контролю, связанные с оценкой соблюдения требований о согласовании с Федеральной пробирной палатой инструкций и нормативных показателей, разрабатываемых аффинажными организациями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. N 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов";
11 мероприятий по контролю, связанные с оценкой соблюдения требований о представлении в Федеральную пробирную палату металлургического баланса драгоценных металлов за 2024 год, а также инструкции по составлению годового металлургического баланса драгоценных металлов, документов оперативного учета движения драгоценных металлов, норм потерь драгоценных металлов по учитываемым каналам, нормативов возвратных и обратимых отходов драгоценных металлов, полученных в результате аффинажа, нормативов невязок металлургического баланса драгоценных металлов;
132 мероприятия по контролю, связанные с проверкой продукции на предмет наличия двухмерных штриховых кодов, уникальных идентификационных номеров, нанесенных на паспорта стандартных слитков и на сертификаты мерных слитков, направляемых на отгрузку (реализацию), и их соответствия в ГИИС ДМДК, оценкой соблюдения порядка приема подлежащего аффинажу минерального и (или) вторичного сырья, включая контрольное опробование, а также требований инструкций по приему, опробованию и выдаче в производство сырья драгоценных металлов, оценкой соблюдения порядка совершения операций с минеральным и вторичным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа, а также оценкой соблюдения требований к учету и хранению драгоценных металлов и продукции из них, а также ведению соответствующей отчетности.
Количество мероприятий по контролю, проведенных в 2025 году в рамках осуществления постоянного государственного контроля (надзора), составило 452.
7. Наиболее характерными проблемами, на решение которых направлена Программа профилактики, являются:
а) реализация контрабандных и контрафактных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;
б) незаконная добыча драгоценных металлов, драгоценных камней (на этапе реализации), незаконный аффинаж и использование драгоценных металлов;
в) осуществление деятельности по обработке, а также деятельности по скупке, заготовке без соответствующей лицензии;
г) ввоз контрабандных и контрафактных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;
д) производство контрафактных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;
е) производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов ненадлежащего качества, в том числе не соответствующих заявленной пробе драгоценного металла.
8. Наиболее значимыми рисками деятельности контролируемых лиц являются:
а) риски, связанные с проведением операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями без постановки контролируемых лиц на специальный учет;
б) риски при совершении действий, выражающихся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;
в) риски, связанные с проведением операций по изменению физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней;
г) риски, связанные с перемещением драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе их перевозкой в места хранения, фонды и запасы, а также хранением и экспонированием драгоценных металлов и драгоценных камней;
д) риски, связанные с ввозом в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозом из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней, в том числе сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
е) риски, связанные со сдачей физическими лицами на опробование и клеймение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, ввезенных на территорию Российской Федерации с нарушением требований законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875