Введение

Развитие современной системы образования происходит в условиях высоких рисков возникновения чрезвычайных и кризисных ситуаций различного характера. Данные, приведенные в государственных докладах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2023 году <1> и в 2024 году <2>, свидетельствуют о росте численности пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций (в 2022 г. - 203 274 чел., в 2023 г. - 287 595 чел., в 2024 г. - 696 494 чел.), что актуализирует проблему обеспечения психологической безопасности участников образовательных отношений. Кризисные события оказывают дестабилизирующее воздействие на психическое состояние, провоцируя развитие острых стрессовых реакций, которые, в случае отсутствия своевременного вмешательства, могут трансформироваться в стойкие негативные последствия для психического здоровья.

--------------------------------

<1> Государственный доклад "О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2023 году"/МЧС России//МЧС России: [сайт]. - URL: https://mchs.gov.ru/dokumenty/7343 (дата обращения: 01.10.2025).

<2> Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2024 году/МЧС России//МЧС России: [сайт]. - URL: https://mchs.gov.ru/dokumenty/7807 (дата обращения: 01.10.2025).

В системе образования экстренную и кризисную психологическую помощь часто оказывают педагоги-психологи (психологи в сфере образования) (далее - педагог-психолог), прошедшие специальную подготовку, психологи центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - ППМС-центр), в том числе антикризисных подразделений ППМС-центров; вне сферы образования - психологи МЧС России, медицинские психологи, психологи иных органов и организаций. Однако, в кризисной ситуации (далее - КС) и (или) чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), в которой пострадали участники образовательных отношений и когда на место еще не прибыли психологи антикризисного подразделения ППМС-центра и (или) МЧС России, педагоги, не имеющие психологического образования, могут оказать допсихологическую помощь с целью снижения вероятности развития негативных последствий для психического состояния пострадавших. Настоящие методические рекомендации содержат в том числе алгоритмы допсихологической помощи, которые могут быть использованы педагогами как для самопомощи, так и при взаимодействии с обучающимися, находящимися в острой стрессовой реакции в связи с КС и (или) ЧС.

В контексте оказания психологической помощи в системе образования допсихологическая помощь, как первое звено в цепи кризисного вмешательства, приобретает особое значение, как возможность оказать немедленную поддержку обучающимся, находящимся в состоянии острого стресса.

Получателями допсихологической помощи могут выступать также родители (законные представители) обучающихся, педагогические работники и представители администрации образовательной организации. Педагогические работники в КС или ЧС могут испытывать психологические и профессиональные трудности, эмоциональную нестабильность, переживать апатию или наоборот, использовать агрессивную модель поведения.

Родители (законные представители) обучающихся могут переживать тревогу за обучающихся, испытывать чувства вины, неопределенности - такие состояния могут перерасти в массовые негативные реакции. В этой связи для предотвращения развития негативных последствий важно оказать вовремя помощь, в соответствии с представленными алгоритмами оказания допсихологической помощи участникам образовательных отношений, а также уместную в данный момент времени.

Основным получателем допсихологической помощи в системе образования являются обучающиеся, как наиболее уязвимая категория, вместе с тем, все представленные технологии и методы универсальны и в равной степени применимы к другим участникам образовательных отношений.

Актуальность и целесообразность разработки методических рекомендаций по оказанию допсихологической помощи участникам образовательных отношений (далее - методические рекомендации) обусловлены объективной потребностью в повышении психологической грамотности и формировании практических навыков оказания такой помощи у педагогов. Обучение алгоритмам работы с различными острыми стрессовыми реакциями (далее - ОСР) может способствовать не только минимизации рисков дезадаптации обучающихся, но и созданию безопасной и поддерживающей образовательной среды в целом, а также стать важным элементом профилактики профессионального выгорания самих педагогов.

Целью методических рекомендаций является повышение уровня психологической грамотности педагогов образовательных организаций при взаимодействии с обучающимися, пострадавшими в результате КС и (или) ЧС, переживших психотравмирующие события, находящихся в кризисных состояниях.

Задачами методических рекомендаций являются:

- информирование педагогов об особенностях проявления кризисных состояний у участников образовательных отношений;

- ознакомление педагогов с алгоритмами действий в КС, ЧС;

- обозначение границ профессиональной ответственности педагогов при оказании допсихологической помощи;

- описание возможных способов минимизации негативных последствий для психологического благополучия участников образовательных отношений, переживающих (переживших) последствия КС, ЧС, и лиц, оказывающих им допсихологическую помощь;

- ознакомление педагогов с методами самопомощи в КС, в том числе для профилактики синдрома профессионального выгорания.

В методических рекомендациях рассмотрен порядок оказания допсихологической помощи в КС, ЧС; последовательность действий педагогов образовательных организаций с целью оказания допсихологической помощи обучающимся, родителям (законным представителям) обучающихся, другим педагогическим работникам; представлены рекомендации по выстраиванию взаимодействия с обучающимися, пережившими травматические события, находящимися в кризисных и посткризисных состояниях, а также методы самопомощи при ОСР и профилактике профессионального выгорания педагогических работников.