Раздел 2. Организация допсихологической помощи обучающимся и способы коммуникативного взаимодействия с обучающимися в кризисной ситуации

Раздел 2. Организация допсихологической помощи обучающимся

и способы коммуникативного взаимодействия с обучающимися

в кризисной ситуации

Роль понимающего, сопереживающего взрослого, находящегося рядом с обучающимся, переживающим кризисное состояние, имеет особое значение. Корректное взаимодействие и общение со стороны взрослого поможет стабилизировать состояние обучающегося и минимизировать негативные последствия для его психического состояния.

Необходимые действия при обеспечении безопасности и базовых потребностей: по возможности немедленно удалить обучающихся от места КС, ЧС; разместить их в безопасном месте и обеспечить водой (при наличии возможности).

Педагогу, оказывающему допсихологическую помощь, важно в первую очередь позаботиться о собственном эмоциональном состоянии, оценить свою готовность оказать поддержку и контролировать собственное состояние, так как эмоциональное состояние обучающегося напрямую зависит от эмоционального состояния находящегося рядом взрослого.

Если педагог испытывает тревогу, страх или находится в состоянии паники, это с большой долей вероятности может передаться обучающемуся. В этой связи педагогу для урегулирования собственного состояния могут помочь представленные ниже фразы, произнесенные "про себя" (мысленно) или тихо вслух.

1. Фразы для экстренной остановки паники и концентрации:

"Стоп. Дыши. Три вдоха и выдоха".

"Я здесь и сейчас. Мне нужно сосредоточиться".

"Я - взрослый и опора для детей. Мое спокойствие - их безопасность".

"Спокойствие - мой главный приоритет сейчас. Сначала дышу, потом действую".

"Сначала тишина внутри, потом действие снаружи".

"Я держу себя в руках. Я управляю своим телом и голосом".

"Я выбираю равновесие. Я выбираю действовать".

2. Фразы для целеполагания и структурирования действий:

"Моя главная задача - обеспечить физическую безопасность детей".

"Сначала безопасность, потом базовые потребности, затем поддержка".

"Сейчас важно сделать только следующее: ... (например, вывести класс, оказать первую помощь)".

3. Фразы для самоподдержки и осознания границ:

"Я делаю все возможное в этих обстоятельствах. Моя помощь сейчас очень важна".

"Я контролирую то, что могу: свое дыхание, голос и следующие действия".

"Специалисты уже в пути. Моя задача - удержать ситуацию до их приезда".

4. Фразы для управления вниманием и снижения эмоциональной напряженности:

"Оцени ситуацию объективно: что я вижу, что слышу, что точно знаю?"

"Дети реагируют на мое состояние. Мой спокойный голос - сигнал для них, что опасность миновала".

"Я могу справиться с этим. Я проходил(а) инструктаж и знаю, что делать".

Использование данных вербальных формулировок способствует переводу психики из состояния паники в режим осознанной деятельности, что является основой для оказания самопомощи и затем - эффективной допсихологической помощи обучающимся.

Если у педагога не хватает ресурса оказать допсихологическую помощь обучающемуся - это нормально. Если есть такая возможность, педагог может попросить помощи у коллег. Чтобы избежать "заражения", педагогу желательно избегать в общении с обучающимися фраз с негативной эмоциональной окраской, например: "Я растерян, не знаю, что тебе сказать"; "Я нервничаю, не нахожу себе места"; "Я не знаю, что делать"; "Все пропало, будет только хуже".

Более подробно приемы самопомощи при различных ОСР представлены в параграфе 3.1.