Раздел 2. Организация допсихологической помощи обучающимся и способы коммуникативного взаимодействия с обучающимися в кризисной ситуации
Раздел 2. Организация допсихологической помощи обучающимся
и способы коммуникативного взаимодействия с обучающимися
в кризисной ситуации
Роль понимающего, сопереживающего взрослого, находящегося рядом с обучающимся, переживающим кризисное состояние, имеет особое значение. Корректное взаимодействие и общение со стороны взрослого поможет стабилизировать состояние обучающегося и минимизировать негативные последствия для его психического состояния.
Необходимые действия при обеспечении безопасности и базовых потребностей: по возможности немедленно удалить обучающихся от места КС, ЧС; разместить их в безопасном месте и обеспечить водой (при наличии возможности).
Педагогу, оказывающему допсихологическую помощь, важно в первую очередь позаботиться о собственном эмоциональном состоянии, оценить свою готовность оказать поддержку и контролировать собственное состояние, так как эмоциональное состояние обучающегося напрямую зависит от эмоционального состояния находящегося рядом взрослого.
Если педагог испытывает тревогу, страх или находится в состоянии паники, это с большой долей вероятности может передаться обучающемуся. В этой связи педагогу для урегулирования собственного состояния могут помочь представленные ниже фразы, произнесенные "про себя" (мысленно) или тихо вслух.
1. Фразы для экстренной остановки паники и концентрации:
"Стоп. Дыши. Три вдоха и выдоха".
"Я здесь и сейчас. Мне нужно сосредоточиться".
"Я - взрослый и опора для детей. Мое спокойствие - их безопасность".
"Спокойствие - мой главный приоритет сейчас. Сначала дышу, потом действую".
"Сначала тишина внутри, потом действие снаружи".
"Я держу себя в руках. Я управляю своим телом и голосом".
"Я выбираю равновесие. Я выбираю действовать".
2. Фразы для целеполагания и структурирования действий:
"Моя главная задача - обеспечить физическую безопасность детей".
"Сначала безопасность, потом базовые потребности, затем поддержка".
"Сейчас важно сделать только следующее: ... (например, вывести класс, оказать первую помощь)".
3. Фразы для самоподдержки и осознания границ:
"Я делаю все возможное в этих обстоятельствах. Моя помощь сейчас очень важна".
"Я контролирую то, что могу: свое дыхание, голос и следующие действия".
"Специалисты уже в пути. Моя задача - удержать ситуацию до их приезда".
4. Фразы для управления вниманием и снижения эмоциональной напряженности:
"Оцени ситуацию объективно: что я вижу, что слышу, что точно знаю?"
"Дети реагируют на мое состояние. Мой спокойный голос - сигнал для них, что опасность миновала".
"Я могу справиться с этим. Я проходил(а) инструктаж и знаю, что делать".
Использование данных вербальных формулировок способствует переводу психики из состояния паники в режим осознанной деятельности, что является основой для оказания самопомощи и затем - эффективной допсихологической помощи обучающимся.
Если у педагога не хватает ресурса оказать допсихологическую помощь обучающемуся - это нормально. Если есть такая возможность, педагог может попросить помощи у коллег. Чтобы избежать "заражения", педагогу желательно избегать в общении с обучающимися фраз с негативной эмоциональной окраской, например: "Я растерян, не знаю, что тебе сказать"; "Я нервничаю, не нахожу себе места"; "Я не знаю, что делать"; "Все пропало, будет только хуже".
Более подробно приемы самопомощи при различных ОСР представлены в параграфе 3.1.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875